«Ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса»
Упомяните “крещение Святым Духом” в группе разных евангеликов, и у вас, скорее всего, возникнет ссора. Для одной группы это происходит при обращении без какого-либо внешнего опыта, и настаивать на более позднем опыте - значит пытаться предположить, что работа Христа была неполной. Для другой группы это необходимое второе действие благодати после обращения, которое даёт человеку силы для служения. Обе группы по-своему относятся к Деяниям. Почему Бог не дал церкви единого образца, которому она могла бы следовать? Как был принят Святой Дух в ранней церкви? Какой исторический прецедент встречается в Деяниях 8:17? Должны ли мы делать это сегодня? Это лишь некоторые из проблем, с которыми мы сталкиваемся при рассмотрении этой темы.
История в Деяниях 8 - это история первого миссионерского служения церкви. Говорящие по-гречески евреи-христиане были вынуждены бежать из Иерусалима, и, направляясь в безопасное место, “ходили и благовествовали слово” (Деяния 8:4). Автор Деяний решает последовать за одним из них, Филиппом, который первым отправляется в Самарию, возвещая благую весть об Иисусе и Царстве Божьем и демонстрируя знамениями и чудесами реальность послания. Это был типичный образец евангелизации ранних христиан, и последовали типичные результаты: многие уверовали. На этом этапе история принимает интересный поворот. Как и следовало ожидать, новообращённые “крестились и мужчины и женщины” (Деяния 8:12). Но никто из этих верующих не получил Святого Духа, пока не прибыли Пётр и Иоанн и не возложили на них свои руки. В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, почему апостолам было необходимо предпринять это действие? Во-вторых, как можно быть верующим христианином и н
... Читать дальше »
Но Пётр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут
История Анании и Сапфиры - это неприятная история, которая содержит ряд сложных вопросов. Что такого плохого сделала эта пара? Почему их просто не разоблачили, а затем не призвали к покаянию? Почему они умерли, и почему мы не видим, чтобы такое же наказание происходило в церкви сегодня?
Церковь после Пятидесятницы была “исполнена Святого Духа” (Деяния 4:31), который проявлялся тремя способами: через (1) смелое провозглашение или евангелизацию, (2) знамения и чудеса и (3) великую щедрость. Дух Божий освободил людей от духа Маммоны, так что они давали всякий раз, когда видели нужду, продавая имущество и пожитки, если это было необходимо. Не было никакого принуждения, никаких требований. Это была просто естественная реакция на присутствие в них Духа щедрого Бога.
Непосредственно перед этой историей стоит история Варнавы, который, движимый Духом, продал своё имущество и отдал деньги церкви. Очевидно, церковь одобрила эту щедрость. Анания и Сапфира, очевидно, хотели такого же одобрения, но в их сердцах не было той же вызванной Духом щедрости. В результате они решили продать свою собственность, но отдать церкви только часть вырученных средств. В то же время они согласились заявить, что отдают всю сумму целиком. Текст очень ясно показывает, что грех был не в том, что они отдали только часть денег (Деяния 5:4), а в том, что они солгали (Деяния 5:3). Давали ли они и сколько они давали, было вопросом между ними и Богом. Это не было серьёзной проблемой. То, что они лгали о том, что они делали, было главной проблемой — на самом деле, это проблема остальной части истории.
Прежде чем обратиться к Сапфире, Пётр обращается к Анании
... Читать дальше »
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее
Описывает ли этот стих идеализированное поведение церкви, позже оставленное? Можно ли это назвать “первобытным коммунизмом”? Является ли эта практика причиной того, что Иерусалимская церковь стала бедной? В чём его актуальность на сегодняшний день?
Чтобы понять два отрывка, описывающих поведение ранней церкви (Деяния 2:42-47; 4:32-35), нам нужно понять методологию Деяний, контекст отрывков и их значение. Во-первых, мы отмечаем методологию. Автор пишет в среде, в которой пространство для письма ограничено. И Евангелие от Луки (первый том из двух частей), и Деяния заполняют самые длинные свитки, доступные в то время. Таким образом, автор должен сжать текст в своём стремлении вместить обширную историю в ограниченный свиток. Любое слово Иисуса, которое встречается в Евангелии от Луки, не встречается в Деяниях. И наоборот, высказывание, которое встречается в Деяниях 20:35, не встречается в Евангелии. Другой способ, которым автор сокращает текст, - это описать тему один раз, а затем сократить её в последующих ссылках. Евангельские послания в Деяниях даются в их полном виде при первом их появлении, а затем только в сокращённом виде. Новый материал, однако, приводится полностью. Пятидесятница - это самое полное описание наполнения Духом; позже упоминаются только вариации. Деяния 2 и 4-5 описывают, каким должен быть опыт ранней церкви. Новые детали будут добавлены позже, но основное описание церкви не повторяется. Таким образом, мы ожидаем, что эти отрывки показывают, как, по мнению автора, следует проживать церковную жизнь.
Во-вторых, как Деяния 2, так и Деяния 4 подпадают под контекст напо
... Читать дальше »
Ибо нет другого имени под небом данного человекам которым надлежало бы нам спастись
Этот стих является кульминацией защиты Петра перед Синедрионом в Иерусалиме. Автор Деяний прямо заявляет, что Пётр был “исполнен Святого Духа”, когда он сделал это заявление (Деяния 4:8, выполняя обещание Лк. 12:11-12). Пётр утверждает, что “Иисус Христос из Назарета”, воскресший из мёртвых и достаточно могущественный, чтобы исцелить хромого нищего, является единственным носителем спасения для Израиля.
Первый вопрос, который необходимо рассмотреть, - это значение спасения. Спасение - это особый интерес автора Евангелия от Луки и Деяния Апостолов. Это может означать избавление от всего - от болезни до греха, от политического угнетения до божественного суда. Хромой человек в Деяниях 3-4 был спасён, получив исцеление, в то время как Захария говорит о спасении в терминах избавления от политических врагов Израиля (Лк. 1:71). В Деяниях 27:31 говорится о спасении от шторма на море как о спасении. Но ещё одна проблема заключается в том, чтобы избежать божественного суда (Деяния 2:21, 40). Это бегство не только является спасением, но и имеет положительную сторону, а именно: “да придут времена отрады от лица Господа” (Деяния 3:20). Это последнее значение доминирует в речах в Деяниях. Таким образом, хотя автор, безусловно, знает много значений для спасения (например, что Иисус - это тот, через кого приходит физическое исцеление), акцент в этом отрывке сделан на том, что, по его мнению, является наиболее значительным значением, спасением в его полном смысле: избавление от божественного суда и высвобождение благословений Бога. Этот тип спасения, утверждает он, приходит только через Иисуса Христа.
Знаменательно, что Пётр делает это заявление перед еврейскими лидерами. Их иудаиз
... Читать дальше »
И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам
Одиннадцать апостолов вместе со многими другими учениками собрались в верхней комнате после вознесения. По предложению Симона Петра было принято решение заменить Иуду, который утратил свой пост из-за предательства Иисуса. К сожалению, в группе учеников был не один, а два квалифицированных кандидата, Матфий и Иосиф Варсава. Необходимо принять решение. Они молятся. Кто-то достаёт несколько игральных костей. Кости брошены, и Матфий выигрывает. С тех пор он считается апостолом, избранным и посланным Господом. Этот сценарий сложен по двум причинам. Во-первых, если эта процедура была от Бога, почему сейчас церковные дела не ведутся таким образом? Во-вторых, если этот метод не должен использоваться сейчас, как он мог быть законным тогда? Действительно ли Матфий стал двенадцатым апостолом, или это была первая крупная неудача церкви после вознесения, использование мирских методов?
У Одиннадцати, безусловно, было законное беспокойство. Иисус обещал, что Двенадцать “сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Лк. 22:30). Ситуация, с которой они сталкиваются в Деяниях 1:26, заключается в том, что сейчас, когда они ожидают начала миссии в мире (Лука объясняет Пятидесятницу скорее, как наделение полномочиями для миссии, чем как начало церкви), есть свободное место. Проблема была не в том, что Иуда умер. Иаков, сын Зеведеев, тоже умрёт, но его не заменят (Деяния 12:2). Апостолы верили в воскресение мёртвых, поэтому в их глазах Иаков всё ещё был доступен, чтобы занять своё место на его престоле. Вместо этого проблема с Иудой заключалась в том, что, предав Иисуса, он утратил своё место.
Некоторые предположили, что Павел был выбран Богом в качестве замены и что реше
... Читать дальше »
Большая часть сегодняшних дебатов о роли женщин в церкви сосредоточена вокруг 1 Тимофею 2:12, где Павел запрещает женщинам “учить” или “осуществлять власть” над мужчинами и вместо этого повелевает им “быть в безмолвии”. Основываясь на множестве аргументов, сторонники равенства приходят к выводу, что 1 Тимофею 2:12 не запрещает женщинам сегодня служить пасторами или старейшинами или проповедовать мужчинам. Однако среди тех, кто придерживается мнения, что 1 Тимофею 2:12 действительно налагает ограничения на женщин в церкви сегодня (часто называемых “комплементари”), есть разные выводы.
Взаимодополняющие разногласия
Самая узкая комплементарная позиция гласит, что 1 Тимофею 2:12 запрещает женщинам только занимать должность пастора или старейшины, что открыло бы двери для некоторых женщин проповедовать. Однако, поскольку Павел запрещает учить и осуществлять власть, а не просто быть пастором, большинство сторонников комплемента понимают, что Павел запрещает женщинам выполнять задачи, а не просто занимать должности. Однако интерпретации в отношении того, какие задачи запрещены, различаются. Самая узкая комплементарная позиция здесь гласит, что 1 Тимофею 2:12 запрещает женщинам участвовать только в “авторитетном обучении” мужчин, и, таким образом, женщины могут преподавать теологию мужчинам до тех пор, пока они находится под властью старейшин (мужчин) (позиция Тима и Кэти Келлер, следуя грамматическому аргументу сторонника равенства Филиппа Пейна).
Но если предположить, что это отдельные задачи “обучения” и “осуществления власти” в 1 Тимофею 2:12 (как утверждает Андреас Кестенбергер в книге "Женщины в церкви"), тогда возникает вопрос о том, когда и где применяется запрет. Это, по крайней мере, относится к женщинам, преподающим или проповедующим в общественном богослужебном собрании. Однако
... Читать дальше »
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого
Получили ли ученики Святого Духа до Вознесения или в Пятидесятницу? В Иоанна 20:22 Иисус дует на учеников и говорит, что Он дарует им Святого Духа, который исполняет обещание, неоднократно данное в Иоанна 14-16. Однако в Деяниях 2:4 мы узнаём, что позже, после вознесения Иисуса, 120 учеников, собравшихся в верхней комнате, имели переживание, и “исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать”. Когда же Святой Дух был действительно принят учениками?
В Иоанна 20:21 мы имеем поручение учеников: “как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас”. Послание Сына в Евангелии от Иоанна - это послание в мир, чтобы спасти мир. Таким образом, посылка учеников является продолжением этого послания Иисуса, когда они отправляются в мир проповедовать Евангелие. В этот момент Иисус дарует им силу для миссии со словами “примите Святого Духа”. Наряду с этим наделением полномочиями приходит власть прощать грехи (что, конечно, является частью проповеди Евангелия, поскольку в нём указывается, чьи грехи прощены, а чьи нет). Другими словами, три стиха, Иоанна 20:21-23, подходят друг другу.
Было три подхода к этим стихам. В первом отмечается, что эта связь наделения силой Духа и проповеди Евангелия также проявляется в Деяниях, где ученики ждут, пока Дух не придёт в Пятидесятницу, а затем начинают проповедовать Евангелие. Следовательно, утверждается, что это должна быть версия Иоанна о событии Деяний. Иоанн, конечно, никогда не упоминает о вознесении. Иисус приходит и исчезает неоднократно вплоть до конца книги. Это уместно, ибо в Евангелии от Иоанна сказано, что Иисус пришёл в Святом Духе к ученикам (Ин 14:18). Здесь, согласно этому аргументу, мы имеем символическое представление
... Читать дальше »
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
История воскресения у Иоанна довольно захватывающая и, казалось бы, простая. Одна женщина появляется у гробницы, обнаруживает, что она открыта, сообщает ученикам, которые исследуют, а затем встречает сначала ангела, а затем Иисуса. Эта прямота достаточно верна до тех пор, пока мы смотрим только на одно Евангелие. Когда мы изучаем Евангелие от Матфея 28:1-8, или Марка 16:1-8, или Луки 24:1-10, мы обнаруживаем разные картины. Можно ли собрать эти картинки воедино? Если они не могут сочетаться, то что это означает для правдивости рассказов?
Отвечая на этот вопрос, было бы полезно взглянуть на события в четырёх рассказах.
Событие
Мф. 28:1-8
Мк. 16:1-8
Лк. 24:1-10
Ин. 20:1-8
Когда?
на рассвете
сразу после восхода солнца
очень рано утром
когда было ещё темно
Кто приходит первым?
Мария Магдалина и другая Мария
Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея
Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, и другие
Мария Магдалина
Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня
В контексте Иоанна мы понимаем, что “уход” Иисуса имеет отношение к Его смерти, воскресению и вознесению, поскольку они являются единым целым в Иоанне, и Его “возвращение” относится сначала к Его воскресению, а затем, что более важно, к Его приходу к Своим ученикам в Духе, поскольку это контекст этой главы. И всё же вызывает недоумение читать, что “Отец Мой более Меня” Как Бог может быть больше Бога? Или это означает, что Иисус на самом деле не Бог? В каком смысле Отец больше Иисуса?
Любой ответ на этот вопрос должен учитывать всё, что Иоанн говорит об Иисусе. Например, есть ряд отрывков, в которых автор или Иисус утверждает равенство Иисуса с Отцом (Ин. 1:1, 18; 5:16-18; 10:30; 20:28). Таким образом, мы можем предположить, что автор не отрицает эти утверждения. Наряду с этим есть уже отмеченные нами отрывки, в которых Иисус заявляет о зависимости от Отца (Ин. 4:34; 5:19–30; 8:29; 12:48–49). Таким образом, у нас есть две основные темы в Евангелии: равенство и в то же время зависимость.
Чтобы понять, что Иоанн имеет в виду в этом отрывке, мы должны заметить, что значение - это то, что, по мнению Иисуса, должно радовать учеников, если они любят Его. Кроме того, значение должно учитывать более широкий контекст.
Одним из возможных значений было бы то, что Иисус является меньшим существом, чем Отец, полубогом или меньшим богом (учитывая, что Ин. 1:1 указывает на Его божественный характер). Это решение не только отвергалось церковью на протяжении веков (оно было из
... Читать дальше »
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду
В Иоанна 14:12 Иисус говорит, что те, кто имеет веру в Него, дела “больше сих сотворит”. Что это за “большие дела”, о которых Он говорит? Конечно, Он не мог говорить о более великих чудесах? Как может какой-либо человек совершать более великие дела, чем Сын Божий?
В обсуждении Иоанна 1:51 мы видели, что Иисус говорил о Своих чудесных делах как о “видении разверзшихся небес”. Он был, так сказать, вратами между Богом и людьми, и через Него силы небесные были открыты для тех, кто на земле. Он продолжает эту тему в Иоанна 5:19-20.
Иисус говорит о том, что Он действует не Сам по Себе, а участвует в делах Своего Отца. Он действительно является окном в небеса, и в то время как Его слушатели видят Иисуса во плоти, тот, кто на самом деле совершает дела, - это Отец.
С учётом этого мы теперь обратимся к Иоанну 14. Просьба, с которой началось обсуждение, была “Покажи нам Отца” (Ин 14:8). Ответ Иисуса был: “Видевший Меня видел Отца”. Он объясняет это тем, что Отец был тем, кто на самом деле совершал дела. Таким образом, ученики должны верить, что Он был в Отце, а Отец в Нём из-за дел. Что это за дела? Мы знаем, что это не Его учения, ибо Он ссылается на Свои слова как на доказательство веры в Его учение. Таким образом, они должны быть “чудесами” (как правильно переводится в NIV [Новая международная версия NIV]), поскольку это те дела, которые в Евангелии от Иоанна связаны с верующими людьми. Сразу после этого Иисус говорит, что “верующий” в Него, совершит “дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит”. Учитывая контекст, великие дела могут быть только большими чудесами.
Это подводит нас к другой части проблемы: как верующие могут творить более великие чудеса, чем Иисус? (
... Читать дальше »
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Когда мы читаем Иоанна 14:6, это звучит как очень эксклюзивное утверждение. “Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня”. Означает ли это утверждение то, что, по-видимому, подразумевается, что никто не может быть спасён без Иисуса? А как насчёт тех, кто жил до Иисуса? Неужели они все прокляты? Этот стих кажется таким неуместным в нашем толерантном обществе, в котором мы научились уважать убеждения других.
Иоанна 14:6 - один из тех стихов, которые трудны не потому, что мы их не понимаем, а потому, что мы понимаем их слишком хорошо. Это центральный стих всего раздела, Иоанна 14:1-11. Он основано на вопросе Фомы в предыдущем стихе: “Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?” Иисус сказал Своим ученикам, что Он идёт в дом Своего Отца, чтобы приготовить для них место. Фома обеспокоен тем, как они доберутся туда, чтобы быть с Иисусом. Этот стих - ответ Иисуса. За этим следует обсуждение того, кто является Отцом.
В этом стихе Иисус говорит о Себе как о “пути, истине и жизни”. Акцент явно сделан на “пути”, поскольку именно этот вопрос задавал Фома. Иисус не показывает и не учит о пути; Он - путь в дом Отца. Он есть путь, конечно, потому что Он также есть истина (термин встречается двадцать один раз в Иоанна, начиная с отрывка о Логосе [Ин 1:14, 17]) и жизнь (встречается тридцать девять раз в Иоанна, начиная с Ин 1:4, но особенно важно в Ин 5:21-29 со ссылкой на воскрешение мёртвых). Концепция истины - это то, что приведёт нас к следующему разделу главы, поскольку именно то, что Он исполнен благодати и истины (Ин 1:14), связано с тем, что Он является полным откровением Отца на земле.
Почему Иоанн, который признаёт, что у него было гораз
... Читать дальше »
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Это было изначально трудное для понимания изречение: как сообщает Иоанн, “многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60). Подразумевается, что они не только сочли это трудным для понимания, но и подозревали, что, если бы они это поняли, то сочли бы неприемлемым. NEB выражает другой нюанс в своём переводе: “Это больше, чем мы можем переварить! Зачем слушать такие разговоры?” Это подразумевает, что они думали, что Иисус несёт чушь, и что слушать это было пустой тратой времени; но, вероятно, Иоанн имеет в виду не это.
Кормление пяти тысяч человек - один из немногих случаев в служении Иисуса, зафиксированных всеми четырьмя евангелистами. Повествование от Марка 6:31-52 (включая продолжение, в котором Иисус пришёл к Своим ученикам по воде) в значительной степени воспроизводится в Матфея 14:13-33 и (без хождения по воде) в Луке 9:10-17. Иоанн рассказывает эту историю независимо (вместе с хождением по воде) в Иоанна 6:1-21.
В Синоптических Евангелиях у нас складывается впечатление, что в кормлении толпы было нечто большее, чем бросалось в глаза в то время или бросается в глаза читателю сегодня. Марк, в частности, ясно даёт понять, что кормление было предназначено для того, чтобы преподать ученикам урок, который они не смогли усвоить, и что Иисус был удивлён их непониманием. Когда Иисус присоединился к ним в лодке на обратном пути на другой берег Галилейского озера, и сильный встречный ветер, который так затруднял их продвижение, перестал дуть, тогда, говорит Марк, “и они чрезвычайно изумлялись
... Читать дальше »
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Что значит родиться от “воды и Духа”? Когда Иисус обращается к Никодиму, Он сначала говорит о том, чтобы быть “рождённым свыше”. Никодим не понимает, поэтому Иисус объясняет ему проблему в этом стихе. Однако смысл этого стиха для нас неясен. Было предпринято несколько попыток объяснить его, и наиболее распространёнными являются следующие:
1. Вода означает естественное рождение, а Дух указывает на духовное рождение.
2. Вода и Дух вместе указывают на очищение и духовное обновление.
3. Вода - это крещение Иоанна, а Дух - это то, что приходит с Иисусом.
4. Вода указывает на внешнюю часть христианского крещения, а Дух - на внутреннюю часть.
Чтобы выбрать одно из этих толкований и понять этот стих, нам нужно вернуться к Иоанна 3:3, где Иисус сказал Никодиму, что никто не может “увидеть Царство Божье”, не будучи “рождённым свыше”. Греческий термин, переведенный как “свыше”, имеет два возможных значения: “свыше” и “снова". В Иоанна 3:4 Никодим принял значение “снова” и нашёл его непонятным. Он представлял себя взрослым мужчиной, пытающимся вернуться к своей матери. В этом стихе Иисус повторяет Себя, давая понять, что Он имел в виду не “снова”, а “рождённый свыше”. Он делает это, сравнивая “рождённый свыше /снова” с “рождённый от воды и Духа/духа”. (Мы будем использовать “Дух/дух”, потому что греческое слово может означать Святой Дух или дух в каком-то другом смысле, например, человеческий дух). И ”рождённый свыше“, и ”рождённый от воды и Духа/духа" ведут в Царство Божье, и поэтому это два способа сказать одно и то же. Обратите внимание, что “вода и Дух/дух” в этом стихе - это не два элемента, а один, поскольку в греческом языке эти
... Читать дальше »
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Что подразумевается под ангелами, “восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”? Нафанаил не говорил об ангелах, хотя пророческое прозрение Иисуса о его жизни убедило его в том, что Иисус действительно был Мессией. Теперь Иисус отвечает ему, фактически говоря: “Ты ещё ничего не видел!” Далее Он описывает переживание, которое мы находим в этом стихе. Что значит видеть небо отверстым? И почему было бы важно видеть ангелов Божьих, “восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”? На самом деле, не кажется ли странным говорить о таких существах, спускающихся сверху к такому человеческому существу, как Иисус?
Очевидно, что в Иоанна 1:51 происходит смена аудитории. До этого времени Иисус обращался к Нафанаилу, и местоимение "ты" в единственном числе. В этом стихе Иисус обращается “к нему” (единственное число) и говорит: “Я говорю вам (множественное число)... увидите (множественное число)...” Другими словами, в стихе фокус смещается с Нафанаила на всю группу учеников. Иисус расширяет Свою аудиторию. Это переживет не только Нафанаил, но и вся группа, состоящая по крайней мере из четырёх человек.
Что именно испытает вся группа? Упоминание о восходящих и нисходящих ангелах Божьих, вероятно, является отсылкой к Бытию 28:12: “И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней”. Разница между “по ней” и “к нему” (лежащие в основе Иоаннова “к Сыну Человеческому”) не имеют значения в том смысле, что иврит можно перевести обоими способами. На самом деле, в более поздней еврейской литературе есть дискуссия между рабби Хийей и рабби Яннаем именно по этому вопросу (Бытие Рабба 69.3 на Быт. 28:12).
Ссылка Иоанна шире, чем просто Бытие 28, поскольку он также использует фразу “будете видеть
... Читать дальше »
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
В этом стихе ясно говорится, что никто никогда не видел Бога, но в Исходе 33:20 мы читаем: “человек не может увидеть Меня и остаться в живых”, а в Исходе 24:11: “Они видели Бога, и они ели и пили”. Как может Иоанн утверждать, что никто никогда не видел Бога, когда текст Ветхого Завета указывает на то, что люди видели Бога по крайней мере в двух случаях?
Во-первых, обратите внимание, что даже Ветхий Завет указывает на то, что никто не видел лица Божьего: “лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых” (Исх. 33:20). Именно в этом контексте происходят две теофании. В более ранней теофании кажется, что старейшины видят “под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира” (что снова появится в ранних главах книги Пророка Иезекииля как пол божественной колесницы). Никакой формы не видно, хотя они, возможно, имели некоторое представление о Существе. В этом смысле они “видели Бога”, но, по-видимому, не видели Его “лица”. В более позднем богоявлении Моисей просит увидеть Божью “славу” (Исх. 33:18). По мнению автора книги Исход, он просит большего, чем то, что он видел вместе со старейшинами Израиля. Бог дарует больше, но не всё, о чём просит Моисей. Единственный опыт, который Бог допустит, - это чтобы Моисей был скрыт, в то время как Бог проходит мимо и громко заявляет о Своём характере; тогда Моисей сможет увидеть “спину” Бога, которую некоторые комментаторы отождествляют с “послесвечением”, но которая может означать обратную сторону удаляющейся формы (по ближневосточной моде она была бы закрыта одеждой, так что были бы видны только очертания). Даже это переживание настолько сильное, что впоследствии лицо Моисея сияет (Исх. 34:29).
Иоанн явно противопоставляет Иисуса Моисею (Ин 1:17; Богоявление Моисею произошло при даровании закона), но даже более поздние богоявле
... Читать дальше »
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Иисус говорит злодею на кресте, который попросил, чтобы Иисус вспомнил о нём, когда Иисус получит Своё царство, что он будет в раю с Иисусом в тот же день. Но разве Иисус не был в гробнице три дня? И разве Библия не учит, что Он отправился в Гадес между Своей смертью и воскресением? Разве Он не вознёсся в рай только после воскресения? Если это правда, то как Он мог дать такое обещание умирающему злодею?
Этот вопрос предполагает ответы на ряд вопросов. Первый из них заключается в том, где был Иисус между своей смертью и воскресением? Ясно, что Его тело находилось в гробнице. Вот почему во всех трёх Синоптических Евангелиях упоминается свидетель погребения (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55). Матфей добавляет историю о запечатывании гробницы (Мф. 27:62-65), давая нам знать, что до воскресения гробница оставалась закрытой с телом внутри. Однако это ничего не говорит о духе Иисуса. Когда Павел размышляет о смерти в Филиппийцам 1 или 2 Коринфянам 5, он говорит о своём непосредственном присутствии после смерти перед Христом (для Павла важно не быть на небесах, а быть с Иисусом, так что именно на этом он делает акцент). Он свидетельствует о христианской и позднееврейской вере в то, что дух или душа человека имеет сознательное существование где-то между смертью человека и его воскресением. Таким образом, то, о чём говорит Иисус, - это то, где должны были находиться Его дух и дух злодея.
Некоторые христианские традиции верят, что дух Иисуса находился в Гадесе (или аду) между Его смертью и воскресением. Эта идея основана на 1 Петра 3:19 (и, возможно, 1 Петра 4:6) и Ефесянам 4:4. Однако такое толкование не подтверждается этими текстами. В то время как в тексте Ефесянам 4:
... Читать дальше »