Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня
В контексте Иоанна мы понимаем, что “уход” Иисуса имеет отношение к Его смерти, воскресению и вознесению, поскольку они являются единым целым в Иоанне, и Его “возвращение” относится сначала к Его воскресению, а затем, что более важно, к Его приходу к Своим ученикам в Духе, поскольку это контекст этой главы. И всё же вызывает недоумение читать, что “Отец Мой более Меня” Как Бог может быть больше Бога? Или это означает, что Иисус на самом деле не Бог? В каком смысле Отец больше Иисуса?
Любой ответ на этот вопрос должен учитывать всё, что Иоанн говорит об Иисусе. Например, есть ряд отрывков, в которых автор или Иисус утверждает равенство Иисуса с Отцом (Ин. 1:1, 18; 5:16-18; 10:30; 20:28). Таким образом, мы можем предположить, что автор не отрицает эти утверждения. Наряду с этим есть уже отмеченные нами отрывки, в которых Иисус заявляет о зависимости от Отца (Ин. 4:34; 5:19–30; 8:29; 12:48–49). Таким образом, у нас есть две основные темы в Евангелии: равенство и в то же время зависимость.
Чтобы понять, что Иоанн имеет в виду в этом отрывке, мы должны заметить, что значение - это то, что, по мнению Иисуса, должно радовать учеников, если они любят Его. Кроме того, значение должно учитывать более широкий контекст.
Одним из возможных значений было бы то, что Иисус является меньшим существом, чем Отец, полубогом или меньшим богом (учитывая, что Ин. 1:1 указывает на Его божественный характер). Это решение не только отвергалось церковью на протяжении веков (оно было из
... Читать дальше »
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду
В Иоанна 14:12 Иисус говорит, что те, кто имеет веру в Него, дела “больше сих сотворит”. Что это за “большие дела”, о которых Он говорит? Конечно, Он не мог говорить о более великих чудесах? Как может какой-либо человек совершать более великие дела, чем Сын Божий?
В обсуждении Иоанна 1:51 мы видели, что Иисус говорил о Своих чудесных делах как о “видении разверзшихся небес”. Он был, так сказать, вратами между Богом и людьми, и через Него силы небесные были открыты для тех, кто на земле. Он продолжает эту тему в Иоанна 5:19-20.
Иисус говорит о том, что Он действует не Сам по Себе, а участвует в делах Своего Отца. Он действительно является окном в небеса, и в то время как Его слушатели видят Иисуса во плоти, тот, кто на самом деле совершает дела, - это Отец.
С учётом этого мы теперь обратимся к Иоанну 14. Просьба, с которой началось обсуждение, была “Покажи нам Отца” (Ин 14:8). Ответ Иисуса был: “Видевший Меня видел Отца”. Он объясняет это тем, что Отец был тем, кто на самом деле совершал дела. Таким образом, ученики должны верить, что Он был в Отце, а Отец в Нём из-за дел. Что это за дела? Мы знаем, что это не Его учения, ибо Он ссылается на Свои слова как на доказательство веры в Его учение. Таким образом, они должны быть “чудесами” (как правильно переводится в NIV [Новая международная версия NIV]), поскольку это те дела, которые в Евангелии от Иоанна связаны с верующими людьми. Сразу после этого Иисус говорит, что “верующий” в Него, совершит “дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит”. Учитывая контекст, великие дела могут быть только большими чудесами.
Это подводит нас к другой части проблемы: как верующие могут творить более великие чудеса, чем Иисус? (
... Читать дальше »
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Когда мы читаем Иоанна 14:6, это звучит как очень эксклюзивное утверждение. “Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня”. Означает ли это утверждение то, что, по-видимому, подразумевается, что никто не может быть спасён без Иисуса? А как насчёт тех, кто жил до Иисуса? Неужели они все прокляты? Этот стих кажется таким неуместным в нашем толерантном обществе, в котором мы научились уважать убеждения других.
Иоанна 14:6 - один из тех стихов, которые трудны не потому, что мы их не понимаем, а потому, что мы понимаем их слишком хорошо. Это центральный стих всего раздела, Иоанна 14:1-11. Он основано на вопросе Фомы в предыдущем стихе: “Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?” Иисус сказал Своим ученикам, что Он идёт в дом Своего Отца, чтобы приготовить для них место. Фома обеспокоен тем, как они доберутся туда, чтобы быть с Иисусом. Этот стих - ответ Иисуса. За этим следует обсуждение того, кто является Отцом.
В этом стихе Иисус говорит о Себе как о “пути, истине и жизни”. Акцент явно сделан на “пути”, поскольку именно этот вопрос задавал Фома. Иисус не показывает и не учит о пути; Он - путь в дом Отца. Он есть путь, конечно, потому что Он также есть истина (термин встречается двадцать один раз в Иоанна, начиная с отрывка о Логосе [Ин 1:14, 17]) и жизнь (встречается тридцать девять раз в Иоанна, начиная с Ин 1:4, но особенно важно в Ин 5:21-29 со ссылкой на воскрешение мёртвых). Концепция истины - это то, что приведёт нас к следующему разделу главы, поскольку именно то, что Он исполнен благодати и истины (Ин 1:14), связано с тем, что Он является полным откровением Отца на земле.
Почему Иоанн, который признаёт, что у него было гораз
... Читать дальше »
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Это было изначально трудное для понимания изречение: как сообщает Иоанн, “многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60). Подразумевается, что они не только сочли это трудным для понимания, но и подозревали, что, если бы они это поняли, то сочли бы неприемлемым. NEB выражает другой нюанс в своём переводе: “Это больше, чем мы можем переварить! Зачем слушать такие разговоры?” Это подразумевает, что они думали, что Иисус несёт чушь, и что слушать это было пустой тратой времени; но, вероятно, Иоанн имеет в виду не это.
Кормление пяти тысяч человек - один из немногих случаев в служении Иисуса, зафиксированных всеми четырьмя евангелистами. Повествование от Марка 6:31-52 (включая продолжение, в котором Иисус пришёл к Своим ученикам по воде) в значительной степени воспроизводится в Матфея 14:13-33 и (без хождения по воде) в Луке 9:10-17. Иоанн рассказывает эту историю независимо (вместе с хождением по воде) в Иоанна 6:1-21.
В Синоптических Евангелиях у нас складывается впечатление, что в кормлении толпы было нечто большее, чем бросалось в глаза в то время или бросается в глаза читателю сегодня. Марк, в частности, ясно даёт понять, что кормление было предназначено для того, чтобы преподать ученикам урок, который они не смогли усвоить, и что Иисус был удивлён их непониманием. Когда Иисус присоединился к ним в лодке на обратном пути на другой берег Галилейского озера, и сильный встречный ветер, который так затруднял их продвижение, перестал дуть, тогда, говорит Марк, “и они чрезвычайно изумлялись
... Читать дальше »
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Что значит родиться от “воды и Духа”? Когда Иисус обращается к Никодиму, Он сначала говорит о том, чтобы быть “рождённым свыше”. Никодим не понимает, поэтому Иисус объясняет ему проблему в этом стихе. Однако смысл этого стиха для нас неясен. Было предпринято несколько попыток объяснить его, и наиболее распространёнными являются следующие:
1. Вода означает естественное рождение, а Дух указывает на духовное рождение.
2. Вода и Дух вместе указывают на очищение и духовное обновление.
3. Вода - это крещение Иоанна, а Дух - это то, что приходит с Иисусом.
4. Вода указывает на внешнюю часть христианского крещения, а Дух - на внутреннюю часть.
Чтобы выбрать одно из этих толкований и понять этот стих, нам нужно вернуться к Иоанна 3:3, где Иисус сказал Никодиму, что никто не может “увидеть Царство Божье”, не будучи “рождённым свыше”. Греческий термин, переведенный как “свыше”, имеет два возможных значения: “свыше” и “снова". В Иоанна 3:4 Никодим принял значение “снова” и нашёл его непонятным. Он представлял себя взрослым мужчиной, пытающимся вернуться к своей матери. В этом стихе Иисус повторяет Себя, давая понять, что Он имел в виду не “снова”, а “рождённый свыше”. Он делает это, сравнивая “рождённый свыше /снова” с “рождённый от воды и Духа/духа”. (Мы будем использовать “Дух/дух”, потому что греческое слово может означать Святой Дух или дух в каком-то другом смысле, например, человеческий дух). И ”рождённый свыше“, и ”рождённый от воды и Духа/духа" ведут в Царство Божье, и поэтому это два способа сказать одно и то же. Обратите внимание, что “вода и Дух/дух” в этом стихе - это не два элемента, а один, поскольку в греческом языке эти
... Читать дальше »
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Что подразумевается под ангелами, “восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”? Нафанаил не говорил об ангелах, хотя пророческое прозрение Иисуса о его жизни убедило его в том, что Иисус действительно был Мессией. Теперь Иисус отвечает ему, фактически говоря: “Ты ещё ничего не видел!” Далее Он описывает переживание, которое мы находим в этом стихе. Что значит видеть небо отверстым? И почему было бы важно видеть ангелов Божьих, “восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”? На самом деле, не кажется ли странным говорить о таких существах, спускающихся сверху к такому человеческому существу, как Иисус?
Очевидно, что в Иоанна 1:51 происходит смена аудитории. До этого времени Иисус обращался к Нафанаилу, и местоимение "ты" в единственном числе. В этом стихе Иисус обращается “к нему” (единственное число) и говорит: “Я говорю вам (множественное число)... увидите (множественное число)...” Другими словами, в стихе фокус смещается с Нафанаила на всю группу учеников. Иисус расширяет Свою аудиторию. Это переживет не только Нафанаил, но и вся группа, состоящая по крайней мере из четырёх человек.
Что именно испытает вся группа? Упоминание о восходящих и нисходящих ангелах Божьих, вероятно, является отсылкой к Бытию 28:12: “И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней”. Разница между “по ней” и “к нему” (лежащие в основе Иоаннова “к Сыну Человеческому”) не имеют значения в том смысле, что иврит можно перевести обоими способами. На самом деле, в более поздней еврейской литературе есть дискуссия между рабби Хийей и рабби Яннаем именно по этому вопросу (Бытие Рабба 69.3 на Быт. 28:12).
Ссылка Иоанна шире, чем просто Бытие 28, поскольку он также использует фразу “будете видеть
... Читать дальше »
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
В этом стихе ясно говорится, что никто никогда не видел Бога, но в Исходе 33:20 мы читаем: “человек не может увидеть Меня и остаться в живых”, а в Исходе 24:11: “Они видели Бога, и они ели и пили”. Как может Иоанн утверждать, что никто никогда не видел Бога, когда текст Ветхого Завета указывает на то, что люди видели Бога по крайней мере в двух случаях?
Во-первых, обратите внимание, что даже Ветхий Завет указывает на то, что никто не видел лица Божьего: “лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых” (Исх. 33:20). Именно в этом контексте происходят две теофании. В более ранней теофании кажется, что старейшины видят “под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира” (что снова появится в ранних главах книги Пророка Иезекииля как пол божественной колесницы). Никакой формы не видно, хотя они, возможно, имели некоторое представление о Существе. В этом смысле они “видели Бога”, но, по-видимому, не видели Его “лица”. В более позднем богоявлении Моисей просит увидеть Божью “славу” (Исх. 33:18). По мнению автора книги Исход, он просит большего, чем то, что он видел вместе со старейшинами Израиля. Бог дарует больше, но не всё, о чём просит Моисей. Единственный опыт, который Бог допустит, - это чтобы Моисей был скрыт, в то время как Бог проходит мимо и громко заявляет о Своём характере; тогда Моисей сможет увидеть “спину” Бога, которую некоторые комментаторы отождествляют с “послесвечением”, но которая может означать обратную сторону удаляющейся формы (по ближневосточной моде она была бы закрыта одеждой, так что были бы видны только очертания). Даже это переживание настолько сильное, что впоследствии лицо Моисея сияет (Исх. 34:29).
Иоанн явно противопоставляет Иисуса Моисею (Ин 1:17; Богоявление Моисею произошло при даровании закона), но даже более поздние богоявле
... Читать дальше »
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Иисус говорит злодею на кресте, который попросил, чтобы Иисус вспомнил о нём, когда Иисус получит Своё царство, что он будет в раю с Иисусом в тот же день. Но разве Иисус не был в гробнице три дня? И разве Библия не учит, что Он отправился в Гадес между Своей смертью и воскресением? Разве Он не вознёсся в рай только после воскресения? Если это правда, то как Он мог дать такое обещание умирающему злодею?
Этот вопрос предполагает ответы на ряд вопросов. Первый из них заключается в том, где был Иисус между своей смертью и воскресением? Ясно, что Его тело находилось в гробнице. Вот почему во всех трёх Синоптических Евангелиях упоминается свидетель погребения (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55). Матфей добавляет историю о запечатывании гробницы (Мф. 27:62-65), давая нам знать, что до воскресения гробница оставалась закрытой с телом внутри. Однако это ничего не говорит о духе Иисуса. Когда Павел размышляет о смерти в Филиппийцам 1 или 2 Коринфянам 5, он говорит о своём непосредственном присутствии после смерти перед Христом (для Павла важно не быть на небесах, а быть с Иисусом, так что именно на этом он делает акцент). Он свидетельствует о христианской и позднееврейской вере в то, что дух или душа человека имеет сознательное существование где-то между смертью человека и его воскресением. Таким образом, то, о чём говорит Иисус, - это то, где должны были находиться Его дух и дух злодея.
Некоторые христианские традиции верят, что дух Иисуса находился в Гадесе (или аду) между Его смертью и воскресением. Эта идея основана на 1 Петра 3:19 (и, возможно, 1 Петра 4:6) и Ефесянам 4:4. Однако такое толкование не подтверждается этими текстами. В то время как в тексте Ефесянам 4:
... Читать дальше »
Сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите.
Когда мы читаем историю о Вербном воскресении в Евангелии от Луки (или в Мк. 11:2), становится ясно, что ученики должны найти одно животное, ослёнка, а затем привести его Иисусу, чтобы Он поехал верхом. Однако, когда мы обращаемся к Матфею, мы читаем: “пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне” (Мф 21:2). Похоже, это не одно животное. Сколько там было животных и почему у Матфея их два, а у Луки - одно?
Во-первых, ясно, что мы правильно поняли Матфея. Текст не только говорит “приведите их” в Матфея 21:2, но также говорит “они надобны Господу” в Матфея 21:3. А в Матфея 21:7 говорится: “привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их”. Таким образом, в Евангелии от Матфея явно изображены два животных, на обоих из которых сидит Иисус.
Во-вторых, ясно, что в рассказах Луки и Марка текст последовательно говорит о нём, а не их. Обе истории повсюду указывают на то, что речь идет только об одном животном.
В-третьих, ясно, почему Матфей включает в себя ослицу, а также ослёнка. Только у Матфея есть цитата из Захарии 9:9:
Всё же сиё было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: «се Царь твой грядёт к тебе кроткий сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной»" (Мф. 21:4-5)
И ослица, и ослёнок упоминаются в тексте Захарии, поэтому Матфей включает этих двух животных, чтобы прояснить исполнение пророчества.
<
... Читать дальше »
Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Это трудное высказывание в том смысле, что никто не может быть вполне уверен в том, что оно означает, особенно в отношении его контекста. Когда вопрос задаётся на греческом языке, часто можно определить по наличию той или иной частицы, является ли ожидаемый ответ "да" или "нет". Но в этом случае такой подсказки нет. Многие
комментаторы предполагают, что подразумеваемый здесь ответ - "нет", но, по крайней мере, по форме это совершенно открытый вопрос.
Лука — единственный Евангелист, который записал этот вопрос, и он помещает его в конце притчи о настойчивой вдове - вдове, которая отказалась принять "нет" в качестве ответа. Иисус рассказал эту притчу, говорит Лука, чтобы научить Своих учеников, что “должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). Но какое отношение эта цель имеет к тому, что Сын Человеческий найдёт веру на земле, когда Он придёт?
Вдова в притче проявила необычайно стойкую веру — не личную веру в несправедливого судью, к которому она приставала, пока он не удовлетворил её прошение, но веру в действенность настойчивой “молитвы”. Смысл этой истории, по-видимому, заключается в следующем: если даже бессовестный судья, который “не боялся Бога и не заботился о людях”, позаботился о том, чтобы вдова получила свои права, не ради того, чтобы увидеть, как свершается правосудие, а чтобы отдохнуть от её назойливости, насколько больше Бог, который не как этот несправедливый судья, а любящий Отец, выслушает мольбу Своих детей о защите! Они ищут оправдания, точно так же, как вдова настаивала на получении своих прав, которых кто-то пытался её лишить.
Затем возникает вопрос: “Когда придёт Сын Человеческий, найдет ли Он веру н
... Читать дальше »
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
Матфей (Мф. 11:12) и Лука (Лк. 16:16), по-видимому, представляют нам здесь две версии одного и того же оригинального высказывания. Мы должны попытаться определить, что означает каждая из двух версий в контексте, в который её поместил каждый из евангелистов; затем, если возможно, мы должны определить, что означало первоначальное изречение в контексте служения Иисуса.
Обе версии сходятся в одном: служение Иоанна Крестителя было эпохой, знаменующей конец одной эпохи и наступление новой. “Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна” (Мф. 11:13). Сам Иоанн принадлежал скорее к старому веку, чем к новому. Его считают последним и величайшим из заключенных, что послужило сигналом для Иисуса приступить к Своему служению в Галилее, провозгласив, что Царство Божье приблизилось.
“С тех пор, - говорит Иисус в версии от Луки, “ проповедуется благая весть о Царстве Божьем”. Это была констатация факта, который Его слушатели, должно быть, признали. Но в каком смысле каждый вторгается в него силой или “входит в него насильственно” (RSV, Revised Standard Version)?
Лука включает свою версию в серию высказываний, вставленных между историей о нечестном управляющем и историей о богаче и Лазаре и связанных общей темой закона. “Каждый пробивает себе дорогу”, - говорится в NEB [New English Bible]; в TEV [Today's English Verision] та же формулировка. Это может наводить на мысль о чём-то вроде вселенского крушения врат, что не слишком хорошо согласуется с некоторыми другими высказываниями Иисуса об относительно немногих, кто войдёт в Царство, например: “подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут” (Лк. 13:24; Мф. 7:13-14). Но, возможно, смысл таков: “Каждый, кто входит, должен пробиться внутрь”, что подразумевает такие же решительные и энергичные
... Читать дальше »
Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.
Это трудное высказывание во многих смыслах: его трудно принять и трудно согласовать с общим учением Иисуса. Отношение, которое Он, по-видимому, рекомендует, противоречит природе, а также закону любви к ближнему, который Иисус подчеркивал в радикальной степени. Если значение слова “ближний” должно быть расширено, чтобы включить в него врагов, оно не должно быть ограничено, чтобы исключать самых близких и дорогих людей.
Что же тогда это значит? Это означает, что точно так же, как собственность может встать между нами и царствием Божьим, так же и семейные узы. Интересы Царства Божьего должны быть превыше всего для последователей Иисуса, а всё остальное должно отойти для них на второй план, даже семейные узы. Мы склонны согласиться с тем, что есть что-то грязное в отношении, которое отдаёт предпочтение зарабатыванию денег перед более благородными и гуманными жизненными проблемами. Но надлежащая забота о своей семье - одна из тех благородных и гуманных проблем. Сам Иисус осудил тех теологов, которые утверждали, что люди, которые поклялись дать Богу сумму денег, которая, как они позже обнаружили, была необходима, чтобы помочь их родителям, не были вольны забирать деньги для религиозных целей, на которые они были выделены, чтобы удовлетворить родительские потребности. Это, по его словам, было нарушением заповеди почитать своего отца и мать (Мк. 7:9-13).
Тем не менее, мужчина или женщина могут быть настолько связаны семейными узами, что у них не будет времени или интереса для более важных дел, и не может быть более важного вопроса, чем Царство Божье. Муж и отец обычно были главой семьи, и он мог смотреть на свою семью как на продолжение своей собственной личности до такой степени, что любовь к своей семье была не более чем рас
... Читать дальше »
Это третий ответ Иисуса потенциальному ученику: Лука свёл все три вместе в одном контексте. В евангелии от Матфея нет параллели этому ответу, как и двум его предшественникам.
”Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими“. Слова “Я последую за Тобой, но...” послужили текстом для многих сильных проповедей, но в данном случае “но” не было необоснованным и действительно могло претендовать на почтенный прецедент. Более восьмисот лет назад пророку Илии было Божественно повелено сделать Елисея, сына Сафата, своим коллегой и преемником. Когда Илия пошёл сделать это, он увидел Елисея, пашущего с волами. Он ничего не сказал, но накинул свой плащ на молодого человека, когда тот проходил мимо. Молодой человек сразу понял, что означал жест пророка, побежал за ним и сказал: “позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою”. “Пойди и приходи назад”, - ответил Илия. “Что сделал я тебе?” Но Елисея это не остановило; он знал, что Илия позвал его пойти с ним, но не хотел оказывать на него никакого давления; ответ на его жест, должно быть, был спонтанным выбором Елисея. Итак, Елисей вернулся и не только попрощался со своими отцом и матерью, но и устроил роскошный прощальный пир для всех, кто жил или работал на их семейной ферме; он убил двух волов, приготовил их мясо на костре, разведённом из дров их ярма, и после того, как он развлёк людей в этом таким образом, он “пошёл за Илиею, и стал служить ему” (3 Царств 19:19-21).
Илия был очень важной персоной, выдающимся образом занятым служением Богу Израиля, но он не возражал против того, чтобы Елисей нашел время попрощаться со своей семьей и друзьями надлежащим образом. Но дело Царства Божьего, которым занимался Иисус, было гораздо более неотложным, чем дело Илии, и не терпело такой задержки. Ещё раз становится очевидным, что, по мнению Иисуса, семейные узы должны занимать второе место
... Читать дальше »
Эти слова относятся ко второму в группе из трёх случаев, в которых Иисус внушает потенциальным последователям абсолютный приоритет притязаний на Царство Божье над всем остальным. Здесь Он призывает человека пойти с Ним в качестве Его ученика. Этот человек не отказывается, но говорит: “Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего”. Можно было бы подумать, что это разумная просьба. Похороны состоялись очень скоро после смерти, так что, если бы его отец только что умер, его, вероятно, похоронили бы в тот же день. Тогда этот человек был бы свободен следовать за Иисусом. Если он был старшим сыном, то в его обязанности входило позаботиться о похоронах отца. Возможно, однако, что он имел в виду: “Позвольте мне остаться дома, пока мой отец не умрёт; когда я похороню его, я буду свободен от семейных забот, и тогда я приду и последую за Тобой”. Это не самый естественный способ понять эти слова, хотя это делает ответ Иисуса менее категоричен. Но интерпретация, которая делает требования Иисуса менее категоричными, чем они кажутся на первый взгляд, вероятно, должна быть отвергнута именно по этой причине. Его требования были безапелляционными.
Кто же тогда “мёртвые”, которым нужно погребать мертвецов? Одно из предположений состоит в том, что арамейские слова Иисуса были неправильно переведены на греческий — что на самом деле Он имел в виду “Предоставьте мёртвых погребающему мёртвых”. То есть люди, чья профессиональная работа заключается в том, чтобы хоронить мёртвых; их можно оставить присматривать за этим делом, но у вас есть более важная работа. Но это опять-таки умаляет строгую безапелляционность слов Иисуса. Их лучше всего понимать как “Оставьте (духовно) мёртвых, чтобы хоронить (физически) мёртвых” — есть люди, которые совершенно нечувствительны к требованиям Царства Божьего, и они могут заниматься рутинными делами, такими как погребение мёртвых, но те, кто жив к Его
... Читать дальше »
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Когда мы читаем Луки 7:47, некоторые из нас приходят в замешательство. Мы знакомы с концепцией “оправдания верой”, которая была так важна для Мартина Лютера, или, если мы не используем эту терминологию, мы знаем, что спасение происходит по вере. Затем мы читаем отрывок, в котором спасение, по-видимому, приписывается любви. Что спасает: вера, любовь или и то, и другое?
Во-первых, легко показать, что даже у Луки вера также связана с прощением грехов. Например, когда парализованного человека приносят к Иисусу его друзья, мы читаем: “И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои" (Лк. 5:20). В других местах вера связана с исцелением (Лк. 7:9; 8:48; 17:19; 18:42). На самом деле Лука упоминает о вере около двенадцати раз в своём Евангелии. Вера действительно спасает и исцеляет в Евангелии от Луки.
Во-вторых, также ясно, что любовь (используется десять раз в Евангелии от Луки) является центральным религиозным отношением. Главная заповедь, согласно Иисусу, гласит: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лк. 10:27, цитирует Втор. 6:5 и Левит 19:18). Обратите внимание, что именно любовь к Богу и любовь к ближнему, а не вера в Бога, являются центральными в тексте Ветхого Завета, который цитирует Иисус (сравните Лк. 16:13).
Тогда возникает вопрос: как нам соединить эти два понятия вместе? Правда в том, что, когда мы внимательно смотрим на эти два слова, оказыв
... Читать дальше »
Недавние научные исследования показали, что до четверти человеческих беременностей заканчиваются выкидышем, причем многие выкидыши происходят ещё до того, как мать узнала о своей беременности.[1] Кроме того, многие дети умирают в течение первых недель или месяцев младенчества ещё до крещения. Поэтому многие опустошенные родители-христиане борются с вопросом о том, спасены ли их нерождённые или новорождённые дети, которые умерли, и находятся ли они на небесах. Вопросы этих родителей неизбежно относятся к проблеме одушевления, т.е. когда именно человеческое существо обретает душу, которая должна быть либо спасена, либо проклята. Поэтому, прежде чем обратиться к самому вопросу, давайте кратко рассмотрим христианскую доктрину одушевления.
Одушевление
Исторически в христианском богословии существовало три позиции в отношении происхождения души: предсуществование, креационизм и традуцианство. Я кратко объясню всё это, после чего приведу доводы в пользу позиции традуцианства и объясню, как это связано со спасением младенцев и недоношенных младенцев.
Предсуществование
Когда речь заходит о предсуществовании, необходимо проводить различие между доктринами вечного и временного предсуществования соответственно. Вечное предсуществование утверждает, что все человеческие души существуют от вечности и что душа соединена с телом либо до, либо в момент рождения. Эта языческая точка зрения никогда не отстаивалась ни одним известным мне богословом в истории христианской Церкви. Временное предсуществование, идея о том, что душа была создана Богом когда-то в прошлом, а затем соединена с телом во время (или после) зачатия, отстаивалась отцом церкви третьего века Оригеном, но его доктрина не имеет основы в Писании и также в значительной степени обязана языческой мысли — в первую очередь Платону.
... Читать дальше »