В Вестминстерском кратком катехизисе говорится, что Бог “предопределил всё, что произойдёт”. Согласно этому утверждению, ничто не происходит вне предопределённой, всеобъемлющей воли Бога. Я думаю, что библейское свидетельство подтверждает это. Так что же это оставляет нашему выбору? Действительно ли он свободен? Есть ли у нас свобода воли, которая на самом деле имеет значение?
Во-первых, атеистическая альтернатива
Христиане часто задают этот вопрос с точки зрения божественного суверенитета, но, прежде всего, может быть полезно осознать, что противоречие между “свободной волей” и предопределением существует и с противоположной стороны - с точки зрения натуралистического атеизма.
Джерри Койн, биолог-эволюционист из Чикагского университета и ярый атеист, в 2012 году написал статью для журнала Chronicle of Higher Education, в которой утверждал, что свобода воли - это иллюзия. Учитывая его веру в то, что физическая вселенная - это совокупность реальности, его аргумент против свободы воли прост:
Ваш мозг и тело, проводники, которые делают “выбор”, состоят из молекул, и расположение этих молекул полностью определяется вашими генами и окружающей средой. Ваши решения являются результатом электрических импульсов на молекулярной основе и химических веществ, передаваемых от одной клетки мозга к другой. Эти молекулы должны подчиняться законам физики, поэтому результаты нашего мозга — наш “выбор” — диктуются этими законами”.
Учитывая атеизм, то, что вы воспринимаете как проявление вашей свободной воли, на самом деле является неизбежной судьбой непостижимо длинной цепной реакции основных физических законов. Вы не можете быть “ответственны” за свои действия в каком-либо реальном смысле. Койн даже признаёт это в конце своей статьи, говоря, что моральная ответственность “должна быть отброшена вместе с идеей свободы воли. Если то, хорошо мы поступаем или плохо, предопределено, а не является реальным выбором, тогда нет никакой моральной ответственности”[1].
Есть ли у вас предопределение от мудрого, суверенного и любящего Бога или предопределение от уравнений, которые вы изучали в средней школе по физике, “свободная воля”, похоже, получает короткий конец палки в любом случае. Когда Божьи указы правильно поняты, предопределение того или иного рода кажется неизбежным. Но, как утверждает Койн, в чисто материалистических рамках предопределение более холодного и жесткого типа также выглядит неизбежным.
Фатализм Койна имеет смысл в чисто материалистических рамках. Но если разум и сознание не являются чисто продуктом материальных процессов, и в жизни есть компонент (“душа”), который не полностью определяется физически и обладает независимым действием, тогда мы можем, по крайней мере, сказать, что не каждое решение фаталистически предопределено физическими законами.
Но влечёт ли за собой библейское учение о суверенном указе Бога всё тот же фатализм? Не совсем. Бог действительно предопределяет всё, но не таким образом, чтобы отрицать ответственность человека за выбор, который мы делаем.
Голый и абсолютный фатализм и устранение ответственности являются следствием атеизма, а не христианской веры.
Божье предопределение и наша реальная свобода действий и ответственность подтверждаются Писанием, и мы должны продолжать поддерживать их вместе. Конечно, взаимосвязь между ними не более понятна, чем что-либо другое, но ниже я попытаюсь объяснить, как лучше всего это понять. Или, по крайней мере, границы, в пределах которых это следует понимать.
Бог “предопределил всё, что произойдёт”
Всеобъемлющий суверенитет Бога очевиден во всём библейском свидетельстве.
В Книге Пророка Исайи 46:10 живой Бог отличает себя от идолов именно тем, что Он - тот, кто “возвещает от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю”.
Верховная власть Бога распространяется и на мирское: “В полу бросается жребий, но всё решение его - от Господа” (Притчи 16:33). И снова: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего” (Матфея 10:29). Она также охватывает великие события мировой истории: “Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов” (Псалом 32:10).
Ссылки в соответствии с приведёнными выше можно было бы умножить, но для всеобъемлющего утверждения у нас есть послание к Ефесянам 1:11: “В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей”.
Здесь стоит отметить, что “предопределение” в общих чертах, касающееся многих аспектов нашей жизни, действительно бесспорно просто из человеческого опыта. Очевидно, что существуют важные и влиятельные компоненты вашей жизни, в которых ваша “свободная воля” не играет никакой роли. Кто ваши родители, эпоха и место, в котором вы родились, ваше генетическое наследие, социальная среда вашего младенчества и раннего детства, а также любые несчастные случаи, которые с вами происходят. Кроме того, мы все всегда работаем с ограниченной информацией, ограниченными возможностями и ограниченной перспективой. Таким образом, на нас накладываются ограничения просто по причине нашей ограниченности.
Разве у нас всё ещё нет выбора?
Библейское свидетельство, по крайней мере, иногда включает человеческий выбор в сферу Божьего суверенитета. “Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его” (Притчи 21:1). Это предопределение может даже включать в себя злые деяния: “Ибо поистине собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой”. (Деяния 4:27-28). Ответ Иосифа своим братьям - классическое заявление в этом отношении: “вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей” (Бытие 50:20).
Конечно, это и есть камень преткновения: связь Божьего суверенитета с нашим собственным “свободным” выбором. При рассмотрении вопроса о том, как лучше всего понять эту взаимосвязь, я думаю, полезно сделать шаг назад и рассмотреть саму доктрину творения.
Теологические/философские основания этой доктрины
Доводы в пользу всеобъемлющего суверенитета Бога основаны не только на недвусмысленных библейских утверждениях. Это также логическое следствие правильного понимания существа Бога и Его отношения к Своему творению. Это важно понимать.
Когда мы говорим о Боге, мы не говорим о существе, которое является всего лишь одним из ряда существ во Вселенной. Бог - Творец, я ЕСМЬ, - это не Тор или Зевс, какой-то очень могущественный, но в конечном счёте конечный сверхчеловек.[2] Правильно понятый, Бог является источником и основой всей сотворенной реальности и совершенно отличается от всей сотворённой реальности. Самая основная разделительная линия в реальности, которую можно провести, - это линия между творением и Творцом, а Творец является основной причиной и условием существования творения.
Выражаясь позитивно, ничто, что не является Богом, не существует иначе, как по воле и силе Бога. Ни одна сотворённая вещь не имеет существования внутри себя, но она конечна и случайна. Вот что значит быть творением, в то время как Бог, по определению, является самосущим (это называется Божественной сущностью). Христианское богословие придерживается концепции творения ex nihilo, согласно которой Бог сотворил всё, что создано из ничего, Своим изречённым словом, актом исключительно Своей собственной силы и воли (Бытие 1:1; Псалом 32:6; Неемия 9:6). Последняя причина, по которой вы или я, или Альфа Центавра, или вирусы существуют, заключается в том, что Бог желает, чтобы они существовали активно, от момента к моменту. В простом и библейском утверждении Бог “держит всё словом силы Своей” (Евреям 1:3); или снова: “и Он есть прежде всего, и всё Им стоит” (Колоссянам 1:17).
Сохранение или непрерывное созидание
Творение не существует само по себе. Это результат Божьего слова. Это Его слово, ставшее плотью. Но ещё один аспект, который следует рассмотреть, и который является более техническим и немного более сложным, - это различие между вышеупомянутой доктриной и её крайней версией, называемой доктриной “непрерывного творения”. Излагая это различие, я опираюсь на превосходные Очерки теологии А.А. Ходжа.
Сотворение Богом всего сущего из ничего, постоянное сохранение творения и всеобъемлющая власть над этим действительно означают, что от момента к моменту Он поддерживает существование и способности каждого отдельного создания. По словам Ходжа: существует “непрерывное проявление божественной энергии, посредством которого Творец поддерживает все Свои создания в бытии и во владении всеми теми неотъемлемыми свойствами и качествами, которыми Он наделил их при их создании, а также теми, которые они могли впоследствии приобрести по привычке или развитию” (Ходж, 258). Итак, да, непрерывному сохранению.
Но это следует отличать от “крайней” позиции непрерывного творения, которая заключается в идее о том, что существа и каждая причинно-следственная цепочка “воспроизводятся каждый последующий момент из ничего” в своих действиях и условиях. Подразумевается здесь — и это важный момент для понимания — что нет никакой реальной причинно-следственной связи между состоянием создания от одного момента к следующему, кроме как по чистой воле Бога. Джонатан Эдвардс действительно придерживался этого и сформулировал это просто: существование вещей в настоящем никоим образом не является “следствием их прошлого существования” (цитируется Ходжем, 261). Другими словами, согласно этой точке зрения, если у вас сейчас светлые волосы, то это потому, что Бог активно желает, чтобы у вас были светлые волосы в данный момент, а не потому, что вы родились с ними или покрасили их. Нет никаких “вторичных причин”.
Ходж утверждает, что эта крайняя точка зрения ложна, потому что, во-первых, это означало бы, что Бог является единственным реальным действующим лицом во Вселенной, непосредственной причиной всего, что происходит, и логически ведет к пантеизму (идея о том, что Бог - это вселенная, а вселенная - это Бог). Во-вторых, это нарушило бы наши интуитивные представления о нашей собственной ответственности как подотчётных агентов и означало бы, что мы обмануты на этом самом базовом уровне. В-третьих, это действительно устранило бы моральную ответственность.
Более сбалансированный подход
Вместо этого Ходж придерживается промежуточной точки зрения, которая является более стандартной позицией Реформатов и, я думаю, сбалансированной библейской. Это означает, что каждая сотворенная вещь, в её существе, атрибутах и потенциалах, зависит для своего дальнейшего существования от позитивного проявления творческой силы Бога, но творческая сила Бога создает реальных существ с реальной волей, так что действия этих существ являются действиями ответственных агентов, а не просто и непосредственно деяния Божьи действовали через них. Ни одно существо не существует само по себе; их дальнейшее существование основано на воле Божьей, и они “поддерживаются в бытии” благодаря “постоянному проявлению божественной силы” (Ходж, 262). В то же время их свобода воли поддерживается Богом и также реальна, причём таким образом, что их собственная воля оказывает реальное причинно-следственное влияние на результаты, которые они испытывают, и эти результаты являются именно теми, которые предопределил Бог.
Проще говоря: Бог суверен, человек несёт ответственность. Бог действительно предопределяет всё, но это включает в себя причины и средства, а в человеческих результатах человеческий выбор является частью сети реальных причин и следствий для достижения целей, установленных Богом.
Писание говорит о вещах именно таким образом. Например, рассмотрим, что Бог говорит о том, что Он использовал Ассирийскую империю в качестве Своего жезла суда против Израиля:
О, Ассур, жезл гнева Моего!
и бич в руке его - Мое негодование!
Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего,
дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его,
как грязь на улицах.
Но он не так подумает и не так помыслит сердце его;
у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов (Исаия 10:5-7).
Царь Ассирии сделал свой выбор сделать именно то, что Бог предназначил ему сделать, но он при этом несёт моральную ответственность за свой выбор и свои причины для него. Или подумайте о том, что Пётр говорит о распятии Иисуса:
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деяния 2:22-23).
Действия убийц Христа были порочными, но это было именно то, что Бог определил для них, и порочность по-прежнему принадлежала им по праву, несмотря на то, что их действия были таковы, как постановил Бог.
Конечно, в конце концов, мы можем сказать всё это, но точное отношение Бога и творения — бесконечного к конечному — особенно когда речь идёт о злых действиях, всё ещё остается в конечном счёте непостижимым. Однако правильное изложение доктрины устанавливает границы и подтверждает все библейское свидетельство. Наш опыт и восприятие таковы, что мы делаем выбор и интуитивно чувствуем свою собственную ответственность. Это не ничто и не иллюзия. Это способ, которым Бог создал мир. Наш выбор - это наш выбор. В то же время в этом есть более глубокая реальность, которую мы называем суверенитетом Бога.
Мы можем попытаться обозначить связь между этими уровнями реальности как “совпадение” или “вторичные причины” или что-то ещё, как это сделали теологи, но они только обозначают и помогают нам говорить ясно и в надлежащих рамках (доктрина Троицы - то же самое); на самом деле они ничего не объясняют. В романе Мэрилин Робинсон "Галаад", получившем Пулитцеровскую премию, главный герой и пастор из маленького городка Джон Эймс мудро формулирует это так, когда его спрашивают о предопределении:
[T] вот определённые атрибуты, которые наша вера приписывает Богу: всеведение, всемогущество, справедливость и благодать. Мы, человеческие существа, так мало знакомы с силой и знанием, так мало понимаем справедливость и так мало способны к милосердию, что совместное действие этих великих качеств является тайной, в которую мы не можем надеяться проникнуть... Есть вещи, которые я не понимаю. Я не собираюсь навязывать какую-то теорию о тайне и делать из неё глупость только потому, что это то, что обычно делают люди, которые говорят об этом (150, 152).
[1] Койн не выступает за то, чтобы мы отменили уголовный кодекс или правоохранительные органы. Он говорит: “Нам всё ещё нужно защищать общество от преступников, и наблюдение за наказанием или вознаграждением может изменить мозг других, действуя как сдерживающий фактор или стимул. Что мы должны отбросить, так это идею наказания как возмездия, которая основывается на ложном представлении о том, что люди могут поступать неправильно”.
[2] Вот почему насмешки атеистов по поводу неверия в Одина, Аполлона или Яхве (“Мы просто идем дальше на одного бога!”) не оправдываются. Можно было бы сделать отрицание Яхве в классическом понимании, но это совершенно иное утверждение, чем отрицание существования Одина. Мы могли бы отрицать Одина, как мы отрицаем единорогов или лепреконов, всех конечных и дискретных существ, чье существование или нет на самом деле не влияет на природу реальности. Но отрицать Бога, который, как мы утверждаем, является самой основой и основой самой реальности, является метафизическим утверждением и предполагает принятие фундаментально нигилистической концепции самой реальности, свободной от какой-либо трансцендентности, цели или аспекта за пределами её грубых материальных составляющих. Большинство атеистов на самом деле не являются атеистами до конца в этом смысле. Для более полного обсуждения этого вопроса посмотрите превосходное эссе Дэвида Бентли Харта.