Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Когда мы читаем Иоанна 14:6, это звучит как очень эксклюзивное утверждение. “Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня”. Означает ли это утверждение то, что, по-видимому, подразумевается, что никто не может быть спасён без Иисуса? А как насчёт тех, кто жил до Иисуса? Неужели они все прокляты? Этот стих кажется таким неуместным в нашем толерантном обществе, в котором мы научились уважать убеждения других.
Иоанна 14:6 - один из тех стихов, которые трудны не потому, что мы их не понимаем, а потому, что мы понимаем их слишком хорошо. Это центральный стих всего раздела, Иоанна 14:1-11. Он основано на вопросе Фомы в предыдущем стихе: “Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать
... Читать дальше »
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Это было изначально трудное для понимания изречение: как сообщает Иоанн, “многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60). Подразумевается, что они не только сочли это трудным для понимания, но и подозревали, что, если бы они это поняли, то сочли бы неприемлемым. NEB выражает другой нюанс в своём переводе: “Это больше, чем мы можем переварить! Зачем слушать такие разговоры?” Это подразумевает, что они думали, что Иисус несёт чушь, и что слушать это было пустой тратой времени; но, вероятно, Иоанн имеет в виду не это.
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Что значит родиться от “воды и Духа”? Когда Иисус обращается к Никодиму, Он сначала говорит о том, чтобы быть “рождённым свыше”. Никодим не понимает, поэтому Иисус объясняет ему проблему в этом стихе. Однако смысл этого стиха для нас неясен. Было предпринято несколько попыток объяснить его, и наиболее распространёнными являются следующие:
1. Вода означает естественное рождение, а Дух указывает на духовное рождение.
2. Вода и Дух вместе указывают на очищение и духовное обновление.
3. Вода - это крещение Иоанна, а Дух - это то, что приходит с Иисусом.
4. Вода указывает на внешнюю часть христианского крещения, а Дух - на внутреннюю часть.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Что подразумевается под ангелами, “восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”? Нафанаил не говорил об ангелах, хотя пророческое прозрение Иисуса о его жизни убедило его в том, что Иисус действительно был Мессией. Теперь Иисус отвечает ему, фактически говоря: “Ты ещё ничего не видел!” Далее Он описывает переживание, которое мы находим в этом стихе. Что значит видеть небо отверстым? И почему было бы важно видеть ангелов Божьих, “восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому”? На самом деле, не кажется ли странным говорить о таких существах, спускающихся сверху к такому человеческому существу, как Иисус?
Очевидно, что в Иоанна 1:51 происходит смена аудитории. До этого времени Иисус обращался к Нафанаилу, и местоимение "ты" в единственном числе. В этом стихе Иисус обращаетс
... Читать дальше »
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
В этом стихе ясно говорится, что никто никогда не видел Бога, но в Исходе 33:20 мы читаем: “человек не может увидеть Меня и остаться в живых”, а в Исходе 24:11: “Они видели Бога, и они ели и пили”. Как может Иоанн утверждать, что никто никогда не видел Бога, когда текст Ветхого Завета указывает на то, что люди видели Бога по крайней мере в двух случаях?
Во-первых, обратите внимание, что даже Ветхий Завет указывает на то, что никто не видел лица Божьего: “лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых” (Исх. 33:20). Именно в этом контексте происходят две теофании. В более ранней теофании кажется, что старейшины видят “под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира” (что снова появится в ранних главах книги Пророка Иезекииля как пол божественной колесницы). Никакой формы не видно, хот
... Читать дальше »
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Иисус говорит злодею на кресте, который попросил, чтобы Иисус вспомнил о нём, когда Иисус получит Своё царство, что он будет в раю с Иисусом в тот же день. Но разве Иисус не был в гробнице три дня? И разве Библия не учит, что Он отправился в Гадес между Своей смертью и воскресением? Разве Он не вознёсся в рай только после воскресения? Если это правда, то как Он мог дать такое обещание умирающему злодею?
Этот вопрос предполагает ответы на ряд вопросов. Первый из них заключается в том, где был Иисус между своей смертью и воскресением? Ясно, что Его тело находилось в гробнице. Вот почему во всех трёх Синоптических Евангелиях упоминается свидетель погребения (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55)
... Читать дальше »
Сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите.
Когда мы читаем историю о Вербном воскресении в Евангелии от Луки (или в Мк. 11:2), становится ясно, что ученики должны найти одно животное, ослёнка, а затем привести его Иисусу, чтобы Он поехал верхом. Однако, когда мы обращаемся к Матфею, мы читаем: “пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне” (Мф 21:2). Похоже, это не одно животное. Сколько там было животных и почему у Матфея их два, а у Луки - одно?
Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Это трудное высказывание в том смысле, что никто не может быть вполне уверен в том, что оно означает, особенно в отношении его контекста. Когда вопрос задаётся на греческом языке, часто можно определить по наличию той или иной частицы, является ли ожидаемый ответ "да" или "нет". Но в этом случае такой подсказки нет. Многие
комментаторы предполагают, что подразумеваемый здесь ответ - "нет", но, по крайней мере, по форме это совершенно открытый вопрос.
Лука — единственный Евангелист, который записал этот вопрос, и он помещает его в конце притчи о настойчивой вдове - вдове, которая отказалась принять "нет" в качестве ответа. Иисус рассказал эту притчу, говорит Лук
... Читать дальше »
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
Матфей (Мф. 11:12) и Лука (Лк. 16:16), по-видимому, представляют нам здесь две версии одного и того же оригинального высказывания. Мы должны попытаться определить, что означает каждая из двух версий в контексте, в который её поместил каждый из евангелистов; затем, если возможно, мы должны определить, что означало первоначальное изречение в контексте служения Иисуса.
Обе версии сходятся в одном: служение Иоанна Крестителя было эпохой, знаменующей конец одной эпохи и наступление новой. “Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна” (Мф. 11:13). Сам Иоанн принадлежал скорее к старому веку, чем к новому. Его считают последним и величайшим из заключенных, что послужило сигналом для Иисуса приступить к Своему служению в Галилее, провозгласив, что Царство Божье приблизилось.
Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.
Это трудное высказывание во многих смыслах: его трудно принять и трудно согласовать с общим учением Иисуса. Отношение, которое Он, по-видимому, рекомендует, противоречит природе, а также закону любви к ближнему, который Иисус подчеркивал в радикальной степени. Если значение слова “ближний” должно быть расширено, чтобы включить в него врагов, оно не должно быть ограничено, чтобы исключать самых близких и дорогих людей.
Что же тогда это значит? Это означает, что точно так же, как собственность может встать между нами и царствием Божьим, так же и семейные узы. Интересы Царства Божьего должны быть превыше всего для последователей Иисуса, а всё остальное должно отойти для них на второй план, даже семейные узы. Мы склонны согласиться с тем, что есть что
... Читать дальше »
Это третий ответ Иисуса потенциальному ученику: Лука свёл все три вместе в одном контексте. В евангелии от Матфея нет параллели этому ответу, как и двум его предшественникам.
”Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими“. Слова “Я последую за Тобой, но...” послужили текстом для многих сильных проповедей, но в данном случае “но” не было необоснованным и действительно могло претендовать на почтенный прецедент. Более восьмисот лет назад пророку Илии было Божественно повелено сделать Елисея, сына Сафата, своим коллегой и преемником. Когда Илия пошёл сделать это, он увидел Елисея, пашущего с волами. Он ничего не сказал, но накинул свой плащ на молодого человека, когда тот проходил мимо. Молодой человек сразу понял, что означал жест пророка, побежал за ним и сказал: “позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою”. “Пойди и приходи назад”, - отве
... Читать дальше »
Эти слова относятся ко второму в группе из трёх случаев, в которых Иисус внушает потенциальным последователям абсолютный приоритет притязаний на Царство Божье над всем остальным. Здесь Он призывает человека пойти с Ним в качестве Его ученика. Этот человек не отказывается, но говорит: “Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего”. Можно было бы подумать, что это разумная просьба. Похороны состоялись очень скоро после смерти, так что, если бы его отец только что умер, его, вероятно, похоронили бы в тот же день. Тогда этот человек был бы свободен следовать за Иисусом. Если он был старшим сыном, то в его обязанности входило позаботиться о похоронах отца. Возможно, однако, что он имел в виду: “Позвольте мне остаться дома, пока мой отец не умрёт; когда я похороню его, я буду свободен от семейных забот, и тогда я приду и последую за Тобой”. Это не самый естественный способ понять эти слова, хо
... Читать дальше »
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Когда мы читаем Луки 7:47, некоторые из нас приходят в замешательство. Мы знакомы с концепцией “оправдания верой”, которая была так важна для Мартина Лютера, или, если мы не используем эту терминологию, мы знаем, что спасение происходит по вере. Затем мы читаем отрывок, в котором спасение, по-видимому, приписывается любви. Что спасает: вера, любовь или и то, и другое?
Во-первых, легко показать, что даже у Луки вера также связана с прощением грехов. Например, когда парализованного человека приносят к Иисусу его друзья, м
... Читать дальше »
Недавние научные исследования показали, что до четверти человеческих беременностей заканчиваются выкидышем, причем многие выкидыши происходят ещё до того, как мать узнала о своей беременности.[1] Кроме того, многие дети умирают в течение первых недель или месяцев младенчества ещё до крещения. Поэтому многие опустошенные родители-христиане борются с вопросом о том, спасены ли их нерождённые или новорождённые дети, которые умерли, и находятся ли они на небесах. Вопросы этих родителей неизбежно относятся к проблеме одушевления, т.е. когда именно человеческое существо обретает душу, которая должна быть либо спасена, либо проклята. Поэтому, прежде чем обратиться к самому вопросу, давайте кратко рассмотрим христианскую доктрину одушевления.
Одушевление
Исторически в христианском богословии существовало три позиции в отношении происхождения души: предсуществование, креацион
... Читать дальше »