Есть два подхода, с помощью которых 2 Коринфянам 6:14 может восприниматься как сложный для понимания стих. Это может быть сложно, потому что нам не нравятся строгие последствия, которые он имеет для наших повседневных отношений с неверующими людьми. Если это сложно по этой причине, то не следует облегчать задачу, поскольку это означало бы затемнить его смысл. Однако это высказывание может показаться сложным, потому что (1) оно, по-видимому, представляет несовместимость между верующим и неверующим более узко, чем другие тексты Нового Завета, и (2) неясно, что именно означает “под чужое ярмо” и как это следует применять на практике. Внимательное изучение текста и его контекста должно помочь.
Одной из главных тем 2-го послания к Коринфянам является защита целостности апостольского служения Павла, подлинности Евангелия, которое он проповедовал, и значения, которое это Евангелие имело для жизни христиан. Из заявлений, содержащихся в обоих канонических посланиях, ясно, что отношения Павла с Коринфом были бурными, что привело к нескольким визитам и целым четырём письмам. В церкви были люди, которые выступали против Павла и его учения, и из-за этого противостояния (часто возникавшего из-за неправильного понимания того, что Павел говорил или писал ранее) церковь в Коринфе снова и снова подвергалась опасности саморазрушения.
При обсуждении 2 Коринфянам 5:17 мы видели, что центральным в мысли Павла было убеждение в том, что “во Христе” верующие стали “новыми творениями”, их прежние привязанности были заменены новыми отношениями с Богом, “который примирил нас с Самим Собой” (2 Кор. 5:17-18). Исходя из этой истины, Павел понял, что Бог призвал его к “служению примирения”. Признавая, что примирение в богочеловеческих отношениях имеет далеко идущие последствия для человеческих взаимоотношений, Павел был огор
... Читать дальше »
Радостное провозглашение Павла во 2-м Коринфянам 5:17 выражает убеждённость, которая, как нам кажется, слишком часто противоречит нашему опыту. Мы утверждаем, что жизнь во Христе создаёт новый образ жизни, и нас смущает, что между нашей реальной жизнью и жизнями тех, кто не претендует на это, так мало различий. Мы радуемся Божьему прощению за нашу греховность, а затем осознаем, что наша жизнь часто не позволяет донести эту реальность до окружающих. Мы поклоняемся Христу, который отдал Свою жизнь за других, но при этом уделяем так много времени и энергии продвижению самих себя. Мы провозглашаем верность Христу как Господу, живя в соответствии с приоритетами и ценностями, которые указывают на то, что действительно существует “много богов и владык”, согласно которым мы действительно живём.
Как и мы, ранние христиане, к которым Павел адресовал эти слова, понимали, что во многих отношениях “древнее” осталось с ними, а “новую” жизнь, основанную на вере во Христа, нужно было осваивать снова и снова. Эти ранние христиане видели, что Рим и его деспотическая власть продолжались. В их мире царили несправедливость и безнравственность. Они испытывали постоянное рабство в своей личной жизни, ожесточённую борьбу в общинной христианской жизни, постоянную реальность личных неудач, беспокойства, разочарования и греха. Зачем древнее, когда пришло новое? Почему всё это по-прежнему с нами, если верно, что “древнее прошло” и “теперь всё новое”?
Как нам следует понимать это противоречие между христианским утверждением и христианским опытом? Существует два основных способа, с помощью которых христиане пытались решить эту проблему. Оба способа возникли из понимания природы человека, согласно которому мы состоим, по существу, из двух частей: физической (плоть) и духовной (душа), которые противоположны друг другу.
Один из способов проявился ещё в 50 году н.э. в
... Читать дальше »
Из того, как откровенно Павел описывает крещение для мёртвых, следует, что и для него, и для его читателей обряд или практика “крещения для [буквально, "от имени"] мёртвых" была столь же очевидной и понятной, сколь загадочной и неясной она является для нас. Что Павел имел в виду, говоря о такой практике? В чём смысл и цель этой практики? Одобрял или не одобрял её Павел?
Сначала несколько слов о контексте, в котором появляется этот текст. В 1 Коринфянам, 15-й главе, Павел даёт развёрнутую апологию как воскресения Христа, так и будущего воскресения мёртвых. В этой апологии предполагается, что среди коринфских христиан были те, кто отрицал саму концепцию воскресения. Такое отрицание, по-видимому, возникло из-за взгляда на реальность, который отвергал благость физической жизни и считал, что только человеческий дух или душа (нематериальный аспект) является объектом искупления.
Таким образом, среди сверхдуховников в Коринфе были “распутники”, для которых конкретные телесные реальности, включая сексуальные отношения, не имели окончательного значения; для них всё было возможно. Рассуждения Павла о воскресении отвечают на вопросы, поднятые в собрании взглядами этих гиперспиритуалистов.
Апологетика Павла выражается в серии аргументов “если/то”: если нет воскресения, то Христос не воскрес (1 Кор. 15:13). Если Христос не воскрес, то наша проповедь и ваша вера тщетны (1 Кор. 15:14, 17), а те христиане, которые уже умерли, потеряны (1 Кор. 15:18). Если мёртвые не воскресают, то “будем есть и пить, ибо завтра умрём”, и на этом всё заканчивается (1 Кор. 15:32).
... Читать дальше »
Зловещие слова из 1 Коринфянам 11:29 написаны Павлом сразу после того, как он напомнил своим читателям о традиции совершения Вечери Господней (или Евхаристии) и о словах толкования, которые Иисус дал, преломляя хлеб и передавая чашу в ночь перед распятием (1 Кор. 11:23-26). Эти слова обычно произносились перед совершением Вечери Господней в церквях, где я вырос. Эмоции, которые они вызывали у меня, были не только чувством серьёзности и благоговения, но также, и, возможно, сильнее всего, чувством страха. Что, если бы я не смог должным образом рассуждать о “теле Господне”? Как бы я мог быть уверен, что, вкушая хлеб и выпивая из чаши, я не согрешу “против тела и крови Господней”? (1 Кор. 11:27; это предупреждение следует непосредственно перед жёстким высказыванием, которое мы рассматриваем, и за ним следует наставление: “Да испытывает же себя человек...”)
Страх перед “осуждение себе” и “не рассуждая” временами заставлял меня избегать участия в Вечере Господней или вообще воздерживаться от богослужения в те воскресенья, когда совершалось Причастие. В некоторых христианских традициях эти предупреждения и увещевания используются для того, чтобы исключить из участия людей, которые, как считается, совершили определённые грехи и, следовательно, “недостойны” принимать участие в обрядах.
Критерий “достойности”, установленный самим человеком или навязанный другими, на самом деле является сутью этого отрывка. Что делает человека достойным и, следовательно, неподвластным осуждению? И если достоинство человека связано с морально-этическим совершенством или духовной зрелостью, может ли кто-нибудь когда-либо претендовать на участие в трапезе Господней? Эти вопросы вызывают особую тревогу, поскольку они вытекают из текста, связанного с празднованием этого события — страстей Господних, — в котором раскрывается безусловная любовь Бога к грешникам (см. Рим. 5:8, “Христос
... Читать дальше »
Кто такие “ангелы”, из-за которых женщины должны “носить знак власти” на своих головах, когда молятся и пророчествуют? Почему их должно интересовать появление женщин на богослужении? Что такое “знак власти” на голове женщины и чей авторитет он символизирует?
При обсуждении 1 Коринфянам 11:3 и 1 Коринфянам 11:7 мы видели, что Павел доказывал уместность того, чтобы женщины молились и пророчествовали на публичных богослужениях с покрытой головой, как по практическим евангелизационным соображениям, так и по библейско-теологическим соображениям. Теперь он привносит в дискуссию ещё один аспект. Первое слово предложения “Посему”, естественно, является отсылкой к предыдущему обсуждению и уже приведённым доводам в пользу того, что женщинам следует покрывать голову. Некоторые считают, что это утверждение указывает на фразу “для ангелов”. Хорошим примером может служить TEV, которая гласит: “из-за ангелов женщина должна быть покрыта". Если рассматривать это таким образом, то вся предыдущая дискуссия с её различными причинами ношения головного убора потеряет смысл.
Почему “для ангелов” является ещё одной причиной соблюдения этого обычая? Какое отношение ангелы имеют к данной ситуации? Из-за неясности этого утверждения на протяжении всей истории церкви предлагались различные толкования.
Среди ранних отцов церкви было распространено толкование “ангелов” как священников или епископов. Греческое слово “ангелос” буквально означает "вестник" и может относиться к посланнику-человеку в смысле посланника, того, кого посылают. Таким образом, “ангел церкви в Эфесе” (а также другие “ангелы” церквей, о которых говорится в Откровении 2-3) считались епископами этих церквей. Из этого был сделан вывод, что “ангелы” в 1 Коринфянам 11:10 относились к приезжим лидерам из других церквей, которые были бы оскорблены
... Читать дальше »
Кажется, Павел снова ставит женщин на одну ступень дальше от Бога, чем мужчин. Почему о мужчине говорится, что он - слава Божья, в то время как о женщине - слава мужчины? Почему о женщинах также не говорится, что они - слава Божья? И означает ли тот факт, что образ Божий утверждён для мужчины, но не для женщины, что только мужская половина человечества создана по образу Божьему? И какое отношение покрытие головы (вуалью или волосами) имеет к тому, чтобы быть или отражать чью-то славу?
В 1 Коринфянам 8-10 Павел рассматривает проблему христианской свободы в свете истинного знания (“правильных убеждений”), заботливой любви к своим единоверцам и стремления жить и действовать так, чтобы “созидать” других или церковь. То есть христианская свобода по отношению к внешнему — к правилам и предписаниям, к формам ритуалов и церемоний — не является абсолютной свободой. Христианская свобода, основанная на освобождающей благодати Божьей, - это свобода для другого, для его блага, для роста братства в любви, вере и надежде.
Павел подводит итог этой дискуссии следующими словами: “Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию” (1 Кор. 10:31). Как нам жить и поступать во славу Божию? “Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись” (10:32-33). Как по отношению к внешнему миру, так и к общению, этот принцип христианского поведения является источником конкретных наставлений Павла, которые следуют далее.
В первую очередь рассматриваются вопросы соблюдения приличий в отношении внешнего вида в контексте публичного богослужения (1 Кор. 11:2-16). За этим следует суровая критика их непонимания природы Вечери Господней и её последствий в их действиях (1 Кор. 11:17-34). Наконец, Павел обращается к использованию даров Духа и злоупотребл
... Читать дальше »
Эти слова из 1 Коринфянам 11:3, несомненно, являются частью одного из самых сложных и обсуждаемых отрывков во всех посланиях Павла. Что именно он имеет в виду, когда говорит, что “мужчина - это глава женщины”? Как нам следует понимать утверждение из 1 Коринфянам 11:7, которое следует за “главным” отрывком, что мужчина “есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа”? И, наконец, кто такие “ангелы” в 11:10, из-за которых “жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею”?
Эти изречения, поскольку они появляются в одном и том же непосредственном контексте (1 Кор. 11:2-16), тесно связаны друг с другом; таким образом, в моём толковании мне иногда придётся ссылаться на то, что рассматривается в одном или обоих других изречениях.
В 1 Коринфянам 11:3 часто разгораются жаркие споры о значении слова "глава" (буквальный перевод греческого "кефали"). Для большинства современных читателей текста общее переносное значение слова “глава” как "правитель", "лидер", "шеф", "босс", "директор" напрашивается почти сразу. Такое понимание слова “глава” как означающего “власть над” приводит к интерпретации этого текста (и Ефесянам 5:22-23) как учения Павла об иерархическом порядке в отношениях между мужчинами и женщинами. Некоторые, придерживающиеся этой традиции толкования, заходят так далеко, что устанавливают “цепочку подчинения”, при которой власть передаётся по наследству: от Бога к Христу, от мужчины к женщине.
... Читать дальше »
Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. (1 Коринфянам 8:5-6)
В 1 Коринфянам 8:5-6 Павел высказывает ряд идей, которые, по крайней мере на первый взгляд, создают некоторое внутреннее напряжение или диссонанс. Хотя он ясно заявляет, что “у нас один Бог Отец”, и эта фраза подтверждает то, что он уже сказал в предыдущем стихе (“мы знаем... что нет иного Бога, кроме Единого”), это убеждение, по-видимому, уточняется фразой “у нас”. Признаёт ли Павел существование божественных существах “для других”? Вторая, аналогичная проблема возникает из-за уступительного высказывания Павла “хотя и есть так называемые боги” и последующей очевидной оговорки: “так как есть много богов и господ много".
Эти трудности могут быть решены, как только мы поймём проблему, к которой обращается Павел, ситуацию в Коринфе и общее иудео-христианское мировоззрение Павла.
В 1 Коринфянам 8-10 Павел, по-видимому, обращается ко второй проблеме, которую церковь поставила перед ним в своём письме (первая была рассмотрена в главе 7). Вопрос заключался в следующем: допустимо ли христианам есть пищу, принесённую в жертву идолам (1 Кор. 8:1, 4, 7, 10; 10:14-30)? В свете обычаев языческого мира этот вопрос возник, по крайней мере, в трёх случаях. Животные, которые приносились в жертву языческим божествам в различных храмах и святилищах, не полностью сгорали в жертвенном огне; часто в жертву приносились только определённые органы. Неиспользованное мясо продавалось священниками торговцам, которые перепродавали его населению на мясных рынках (1 Кор. 10:25). Язычн
... Читать дальше »
Что имеет в виду Павел? Как можно жить со своей супругой так, как будто у вас её нет? И почему мы должны или хотим этого? Как и почему “нехватка времени” является фактором в пользу жизни “как не имеющие”?
В предыдущем абзаце (1 Кор. 7:25-28) Павел только что посоветовал одиноким людям, ввиду “настоящей нужды”, оставаться одинокими (1 Кор. 7:26). Однако, если бы они решили вступить в брак, они не согрешили бы. Однако, будучи женатыми людьми, они “будут иметь скорби по плоти”, и он хочет избавить их от этого трудного времени (1 Кор. 7:28).
Это упоминание о трудных переживаниях, скорее всего, связано с более ранним упоминанием о “настоящей нужде” (1 Кор. 7:26), а также со ссылкой на “время уже коротко” (1 Кор. 7:29). Понимание мира образов, стоящего за этими загадочными фразами, крайне важно, если мы хотим следовать рассуждениям Павла.
Раннее христианство, продолжая учение Иисуса о наступлении Царства Божьего и его грядущем завершении, было наследником иудейского понимания настоящего и ожиданий относительно будущего. Их понимание известно как апокалиптическая эсхатология. Слово эсхатология происходит от греческих слов, означающих “последний” и “слово”, и означает “учение о конце”. Слово “апокалиптический” происходит от греческого слова apokalypto, что означает “открывать”. Его существительное - apokalypsis ("откровение").
Апокалиптическая эсхатология, как особый способ понимания настоящего и предвидения будущего, возникла в иудаизме в течение последних трёх столетий до н.э. Каноническая книга пророка Даниила является её самым ранним литературным выражением, за которым последовало множество апокалипсисов - литературных произведений, опубликованных от имени достойных деятелей израильской истории, которые стремились “раскрыть” смысл нынешнего опыта Израиля, связанного с рабством, лишениями и злом, в свете Божьих целей. Некоторые из этих
... Читать дальше »
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
Трудность, с которой мы сталкиваемся в 1 Коринфянам 7:17 и 20, возникает главным образом из окружающих стихов в этом абзаце (1 Коринфянам 7:17-24). В 1 Коринфянам 7:21 в качестве иллюстрации выбрана ситуация рабства. В 1 Коринфянам 7:17 различные ситуации, в которых оказались люди, когда они были призваны к вере во Христа, понимаются как назначенные или распределённые Господом, и им сказано оставаться в этих ситуациях. Этому наставлению придается дополнительный вес в предложении “Так я повелеваю по всем церквам” (1 Кор. 7:17).
В свете этих заявлений Павла часто обвиняли не только в неспособности осудить порочную систему рабства, но и в подстрекательстве к сохранению статус-кво. Эти обвинения могут быть доказаны как несостоятельные, если рассматривать абзац, содержащий этот текст, в общем контексте 1 Коринфянам 7 и в свете исторической ситуации, как её воспринимал Павел.
В 1 Коринфянам 7 Павел рассматривает вопросы о браке, подходящем способе для сексуального самовыражения, проблеме развода и повторного вступления в брак, и всё это в ответ на распространённое в церкви мнение, которое отвергало или принижало физическое измерение отношений мужчины и женщины. В непосредственно предшествующем абзаце (1 Кор. 7:12-16) совет Павла верующим, состоящим в браке с неверующими, двоякий: (1) Если неверующий партнёр желает остаться в браке, верующий не должен разводиться (и, таким образом, отвергать) неверующего партнёра; ибо готовность этого человека жить с верующим может открыть его или её для освящающей силы Божьей благодати через верующе
... Читать дальше »
В своём послании к Колоссянам апостол Павел использует формы греческого слова, относящиеся к “удалению”, трижды в течение 22 стихов (дважды глагольная форма и один раз форма существительного). Что интересно, так это то, что эти конкретные слова больше нигде в Новом Завете не встречаются, как и в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета). Вот единственные случаи употребления этих слов в Новом Завете (переводы автора):
И в Нём вы также были обрезаны обрезанием, совершенным без рук, при удалении [ἐν τῇ ἀπεκδύσει] тела плоти, при обрезании Христа (Колоссянам 2:11)
Когда Он обезоружил [ἀπεκδυσάμενος] правителей и власти, Он выставил их на всеобщее обозрение, одержав над ними победу в Нём [или “нём”, кресте] (Колоссянам 2:15)
Не лгите друг другу, поскольку вы откладываете [ἀπεκδυσάμενοι] ветхого человека с его обычаями (Колоссянам 3:9)
В наших переводах не совсем очевидно, что в этих стихах используется одно и то же корневое слово. И всё же кажется маловероятным, что Павел использовал эти похожие слова так близко без причины. Это единственные три употребления этого корневого слова в Библии, и все они находятся в пределах 22 стихов одного и того же письма.
Колоссянам 2:11 — Верующего или Христа?
В Колоссянам 2:11 используется форма существительного апекдусис (ἀπόκδυσις), что означает “удаление, обнажение”. Это слово “нигде не встречается независимо от Павла” (BDAG). Колоссянам 2:11 - сложный стих, но основная идея заключается в том, что что-то было “удалено/отложено” в “обрезании Христа” (метафорическая фраза).
Прочитав 1 Коринфянам 6:9-10, некоторые люди вздыхают с облегчением. Они видят, что они не включены в этот список пороков, которые лишают права на членство в Царстве Божьем. Другие читают этот список, и, хотя они не виновны в перечисленных основных сексуальных грехах и преступной деятельности, они признают, что иногда они нечестны, или хотят больше, чем им нужно, или говорили вещи, которые причиняют боль другим людям, или имеют проблемы с алкоголем. Исключены ли они из Царства Божьего? Третьи, читающие этот текст, которые злоупотребили даром сексуальной близости вне рамок брачного завета или которые оказались подавленными гомосексуалистской ориентацией и её проявлением, слышат в этом тексте суровые слова осуждения.
Вопрос “Кто наследует Царство Божье?” становится ещё более острым, когда мы осознаём, что приведённый здесь список грехов является лишь репрезентативным, а не исчерпывающим. Павел перечисляет несколько других пороков, которые исключают людей из членства в Царстве Божьем. В Галатам 5:19-21, в дополнение к сексуальной распущенности, идолопоклонству и
пьянству (которые есть в тексте 1 Коринфянам) Павел перечисляет следующим образом: нечистота, разврат, колдовство, ненависть, раздоры, ревность, приступы ярости, эгоистичные амбиции, раздоры, разделения, зависть, оргии. Он завершает список такими словами: “поступающие так Царствия Божия не наследуют”.
Списки в послании к Ефесянам 5:3-5 и Колоссянам 3:5-9 разделяют некоторые из тех, что уже есть в двух других, и добавляют ещё несколько: непристойность, глупые разговоры, грубые шутки, порочное желание, гнев, ехидство, ложь. В Ефесянам также говорится о лишении права на членство в Царстве Божьем (Еф. 5:5). В Колоссянам Павел относит эти грехи к “земным членам” (Кол. 3:5), “ветхому человеку” (Кол. 3:9), как “некогда обращались, когда жили между ними” (Кол. 3:7), и говорит им, что они должны избавит
... Читать дальше »
Это наставление Павла христианам в Коринфе, часть его призыва к отлучению члена церкви из-за серьёзной аморальности, требует тщательного толкования, иначе возможно значительное искажение его смысла.
Часто задаются вопросы, подобные следующим: что на самом деле означает “предание сатане”? Почему апостол хотел, чтобы кто-либо был предан сатане? Хотя этот человек совершил тяжкий грех, неужели в христианской общине нет места дисциплине и прощению? Что подразумевается под идеей “во измождение греховной природы” (буквально “плоти”)? И как это может быть средством спасения духа?
В предыдущем обсуждении 1 Коринфянам 3:17 было высказано предположение, что Павел понимал церковь в её местном проявлении в Коринфе (и любом другом месте) как Божью альтернативу фрагментации и раздробленности человеческого общества. Жизнеспособность этой альтернативы подрывалась различными способами в церкви в Коринфе. 1 Коринфянам 5, где находится это суровое изречение, полностью рассматривает один из этих способов.
Конкретной проблемой является сексуально аморальный образ жизни, который ведёт один из членов церкви. Более серьёзной проблемой является отношение к физической жизни среди христиан Коринфа, которое позволяет им не просто быть терпимыми к аморальному поведению брата, но и проявлять определенную гордость, даже высокомерие, по этому поводу.
Павел ясно излагает им этот вопрос в 1 Коринфянам 5:1. Слово, переведённое как “сексуальная аморальность” (NIV), или просто “безнравственность” (RSV), является греческим словом porneia (от которого мы производим “порнография”). Буквально это означает “проституция”, но Павел использует его, как обычно во всём Новом Завете, в более широком значении сексуаль
... Читать дальше »
Сложность 1 Коринфянам 3:17 связана как со значением используемых важных терминов, так и с последствиями этого для нашей жизни как христиан. Кто или что такое храм Божий? Какими действиями, образом жизни или словами можно разорить этот “храм Божий”? Подобны ли слова или поступки, разоряющие этот храм Божий, “непростительному греху” из Матфея 12:31-32, поскольку они навлекают суд Божий (“Бог уничтожит его”)?
Наиболее распространенное понимание текста заключается в том, что Павел здесь говорит о наших индивидуальных телах как о храмах или жилищах Божьего Духа. Если мы разоряем эти “храмы” — своим образом жизни (например, сексуальной нечистотой), или тем, что мы вкладываем в них (например, алкоголь, наркотики, табак, избыток пищи), или тем, что мы с ними делаем (например, самоубийство), — мы становимся объектами окончательного, разрушительного суда Божьего. Ибо, поскольку наши тела одновременно созданы Богом и являются объектами Божьей искупительной работы, они священны и не должны быть уничтожены нами таким образом.
Всё это важные идеи, и Павел специально рассматривает проблему правильного использования нашего физического тела в отношении сексуальности позже в этом послании (1 Кор. 6). Но Павел не затрагивает эти важные вопросы в этом тексте. Наши физические, индивидуальные тела - это не то, о чём он здесь заботится. Как по грамматическим, так и по контекстуальным причинам, это понимание должно быть отложено в сторону, чтобы по-настоящему услышать Слово Божье для коринфян и для нас в этом тексте.
1 Коринфянам 3:16-17 образует единое целое и должно рассматриваться как таковое. Это признается большинством переводов, в которых стихи 16-17 выделены в отдельный абзац, и это ясно из того факта, что в обоих стихах говорится о Божьем храме.
На вопрос “Кто или что является храмом Божьим?” мы получим ответ, если поймём, что Павел использует зде
... Читать дальше »
В Евангелии от Марка 12 Иисус хорошо ответил Синедриону (еврейскому совету) и трём группам, которые пришли к Нему с вопросом — фарисеям, саддукеям и книжникам (Марка 12:13-34). После Его третьего ответа говорится: “после этого никто больше не осмеливался задавать Ему вопросов” (Марка 12:34). Однако это не означает, что с Иисусом было покончено.
Вопрос Иисуса о Мессии (Марка 12:35)
Хорошо ответив книжнику, Иисус повернулся к людям в храме и раскритиковал книжников (Марка 12:35-37), даже сказав: “остерегайтесь книжников” (12:38). Иисус задал Свой собственный вопрос относительно того, чему учили книжники:
Как книжники могут говорить, что Христос - сын Давида? (Марка 12:35, ESV)
Книжники были знатоками ветхозаветного закона. И Иисус только что имел дело с книжником, который пришёл к Нему в 12:28, спрашивая о том, какая заповедь является “самой важной” (ESV) или “первостепенной” (NASB). В ответ Иисус ответил: “возлюби Бога” всем своим существом и “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (12:30-31).
Но здесь, в 12:35, Иисус обращается к конкретному учению книжников относительно Христа. (Греческое слово Christos переводится как еврейский Мессия, оба значения означают “Помазанник”). Иисус не говорил, что книжники были неправы, утверждая, что Христос - сын Давида. Скорее, Он опирается на их правильную веру.
Это понятие “Помазанника” (Христа/Мессии) связано с ветхозаветными священниками, пророками и царями, помазываемыми елеем. В Ветхом Завете мы видим примеры того, как все три служения отделяются елеем. И Иисус исполняет все три служения. Таким образом, концепция Мессии в Ветхом Завете выходит за рамки какого-либо одного пророка или царя. Скорее, была надежда на одного человека, который воплощал в себе все три должности, — Мессию.
Что касается контекста, мы не должны упускать из виду детал
... Читать дальше »
Римлянам 14:15, вместе с соответствующими текстами в 1 Коринфянам 8 и 10, содержит то, что часто называют принципом “камня преткновения”. Принцип христианской жизни и поведения заключается в том, что всё, что мы делаем или говорим, не должно становиться препятствием для веры и жизни брата или сестры-христианина.
Трудность, которую этот принцип создал для многих христиан, связана не столько с пониманием его значения, сколько с его реализацией. Какие указания даёт апостол на этот счёт? Как мы можем знать, действительно ли то, что мы едим (или пьём, или носим, или в чём участвуем), просто оскорбляет собратьев-христиан и отвергается ими как неподобающее, или заставляет собратьев-христиан спотыкаться и падать в своём религиозном паломничестве и, возможно, даже отвергать веру?
Это именно те вопросы, которые Павел рассматривает в Римлянам 14. Мы внимательно проследим за его аргументацией, завершив это исследование выводами из 1 Коринфянам, где Павел борется с аналогичными проблемами.
В предыдущих главах этого послания (Римлянам 12-13) Павел изложил основные принципы христианского поведения как внутри церковного сообщества, так и в более широком мире человеческих взаимоотношений. В братстве мы должны больше заботиться о других, чем о себе (Рим. 12:3, 10). В более широком человеческом обществе мы должны отвечать на зло добром (Рим. 12:14) и таким образом преодолевать зло (Рим. 12:21). Оба этих “принципа” христианского поведения основаны на самом главном принципе: “Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона” (Рим. 13:10).
Именно с этим принципом Павел сейчас сталкивается с проблемой, которая стояла очень остро в нескольких молодых церквях. Для христиан-язычников вопрос заключался в том, могут ли они есть мясо, которое продавалось на открытом рынке, но было от животных, принесённых в жертву в языческих храмах. Это была о
... Читать дальше »