Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой;
|
В истории исцеления слуги сотника в Евангелии от Луки ясно, что сотник не встречается с Иисусом. Именно “Иудейские старейшины” первыми обращаются к Иисусу и просят, чтобы Он пришёл исцелить слугу (Лк. 7:3). Затем, когда Иисус уже в пути, сотник посылает “друзей” сказать Иисусу, что сотник не считает себя достойным личного визита Иисуса. Однако, когда мы обращаемся к Евангелию от Матфея 8:5, мы читаем: “Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его”.
Здесь сотник подходит к Иисусу. Рассказы не кажутся одинаковыми. Кто на самом деле приблизился к Иисусу? Почему записи разные?
Во-первых, давайте посмотрим, что общего в этих двух рассказах. В обоих случаях у сотника есть слуга, который серьёзно болен (хотя слово “слуга” в двух Евангелиях различается). В обоих случаях Иисуса просят исцелить слугу. В обоих случаях Иисус говорит, что Он придёт и исцелит этого человека. И в обоих случаях сотник просит Иисуса исцелить слугу, но не приходить в дом, потому что чувствует себя недостойным присутствия Иисуса и понимает, что власть Иисуса не требует близости. Иисус заканчивает оба рассказа, восхищаясь верой сотника. Итак, мы видим, что эти две версии, по существу, одинаковы. Они делают то же самое замечание о вере сотника-язычника по сравнению с отсутствием веры в Израиле, собственном Божьем народе.
Во-вторых, давайте посмотрим, в чём разница между этими двумя свидетельствами. Мы отметили, что греческое слово, обозначающее “слуга”, отличается (термин в Евангелии от Луки также может быть переведён как “ребёнок”, но, вероятно, правильно читается как “слуга”). Подробности болезни различаются, поскольку в Евангелии от Матфея он “в расслаблении и жестоко страдает”, а в Евангелии от Луки он “болен при смерти”. В любом случае рассказы объясняют, почему слугу нельзя было привести к Иисусу и почему исцеление было срочно необходимо. На самом деле, выражения могут быть сосредоточены на разных аспектах одной и той же ситуации. Наконец, природа посредничества различается, поскольку в Матфея сам сотник выступает от имени слуги, а в Луке сначала старейшины Иудеев, а затем друзья сотника выступают от имени как сотника, так и его слуги. Однако есть и ещё одно важное отличие, поскольку у Луки нет эквивалента Евангелию от Матфея 8:11-12, в котором Иисус говорит о многих язычниках, пришедших на мессианский пир, в то время как многие евреи были изгнаны.
Теперь мы можем видеть, что происходит. Каждое Евангелие посвящает этой истории примерно одинаковое количество места. В случае с Матфеем он опускает все упоминания о посредниках, которые не играют существенной роли в повествовании, потому что он хочет вставить два стиха, которые подчеркивают ещё один конкретный момент в истории. Этот пункт направлен на
Евреев, слушателей Евангелия от Матфея. В случае с Лукой, даже если в его версии истории были эти два стиха (а мы не знаем, были ли они), они не имеют к ней отношения. Его Евангелие вообще не адресовано евреям. Это даёт ему больше места для описания роли посредников, которых Матфей не упомянул, возможно, в сгущении истории. Присутствие старейшин, а затем и друзей вполне реально, поскольку в древнем мире обычно посылали посредника к человеку, от которого хотели получить услугу. Это может иметь две цели.
Во-первых, избегая личного контакта, вы не ставили важного человека в такое затруднительное положение (что было бы невежливо) и сводили к минимуму стыд за себя, если бы он вам отказал. Во-вторых, отправляя людей, более приемлемых, чем вы сами, вы максимизировали шансы получить благоприятный ответ. Итак, первая группа посредников - это еврейские старейшины, которые говорят о доброте этого язычника по отношению к Израилю.
Сотник, конечно, знал, что Иисус был евреем и что Он сосредоточился на служении евреям. Возможно, он чувствовал, что человек, о котором некоторые говорили как о Мессии, также был бы очень националистичен. Если бы он слышал историю сирофеникийской женщины (чего он почти наверняка не слышал), он был бы уверен в этом. Поэтому он посылает важных евреев, чтобы добиться благосклонности Иисуса к дружественному еврею язычнику и его слуге.
Теперь вторая группа посредников, друзья, выполняет другую роль. Это не позволяет Иисусу опозорить Себя, войдя в дом язычника (вспомните проблему, которая возникла у Петра с Корнилием несколько лет спустя), и это признаёт высокую честь Иисуса и низкую честь сотника (у слуги вообще не было чести, поэтому исцеление рассматривается как одолжение для сотника, а не слуге). Друзья могли быть неевреями, а могли быть и евреями. Теперь вопрос о том, было ли всё это необходимо с точки зрения Иисуса, совершенно не имеет значения. Проблема в том, что сотник считает Иисуса очень важной фигурой (гораздо более важной, чем евреи) и относится к Нему с уважением, которое он обычно проявляет к такой фигуре. Лука даёт нам полный драматизм этой истории, так что становится понятным уважение, с которым сотник-язычник относится к Иисусу (в отличие от евреев в Назарете в Лк. 4:16-30). Он был человек веры. У людей, у которых было Писание, не было найдено веры, в то время как у язычника мы находим не просто веру, а великую веру. Иисус произвёл на него такое впечатление, что, каким бы сотником он ни был, он смиряется перед ним, как если бы Иисус был господином, подобным Кесарю.
Hard Sayings of the Bible
|