Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой;
|
В истории исцеления слуги сотника в Евангелии от Луки ясно, что сотник не встречается с Иисусом. Именно “Иудейские старейшины” первыми обращаются к Иисусу и просят, чтобы Он пришёл исцелить слугу (Лк. 7:3). Затем, когда Иисус уже в пути, сотник посылает “друзей” сказать Иисусу, что сотник не считает себя достойным личного визита Иисуса. Однако, когда мы обращаемся к Евангелию от Матфея 8:5, мы читаем: “Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его”.
Здесь сотник подходит к Иисусу. Рассказы не кажутся одинаковыми. Кто на самом деле приблизился к Иисусу? Почему записи разные?
Во-первых, давайте посмотрим, что общего в этих двух рассказах. В обоих случаях у сотника есть слуга, который серьёзно болен (хотя слово “слуга” в двух Евангелиях различается). В обоих случаях Иисуса просят исцелить слугу. В обоих случаях Иисус говорит, что Он придёт и исцелит этого человека. И в обоих случаях сотник просит Иисуса исцелить слугу, но не приходить в дом, потому что чувствует себя недостойным присутствия Иисуса и понимает, что власть Иисуса не требует близости. Иисус заканчивает оба рассказа, восхищаясь верой сотника. Итак, мы видим, что эти две версии, по существу, одинаковы. Они делают то же самое замечание о вере сотника-язычника по сравнению с отсутствием веры в Израиле, собственном Божьем народе.
Во-вторых, давайте посмотрим, в чём разница между этими двумя свидетельствами. Мы отметили, что греческое слово, обозначающее “слуга”, отличается (термин в Евангелии от Луки также может быть переведён как “ребёнок”, но, вероятно, правильно читается как “слуга”). Подробности болезни различаются, поскольку в Евангелии от Матфея он “в расслаблении и жестоко страдает”, а в Евангелии от Луки он “болен при смерти”. В любом случае рассказы объясняют, почему слугу нельзя было привести к Иисусу и почему исцеление было срочно необходимо. На самом деле, выражения могут быть сосредоточены на разных аспектах одной и той же ситуации. Наконец, природа посредничества различается, поскольку в Матфея сам сотник выступает от имени слуги, а в Луке сначала старейшины Иудеев, а затем друзья сотника выступают от имени как сотника, так и его слуги. Однако есть и ещё одно важное отличие, поскольку у Луки нет эквивалента Евангелию от Матфея 8:11-12, в котором Иисус говорит о многих язычниках, пришедших на мессианский пир, в то время как многие евреи были изгнаны.
Теперь мы можем видеть, что происходит. Каждое Евангелие посвящает этой истории примерно одинаковое количество места. В случае с Матфеем он опускает все упоминания о посредниках, которые не играют существенной роли в повествовании, потому что он хочет вставить два стиха, которые подчеркивают ещё один конкретный момент в истории. Этот пункт направлен на
Евреев, слушателей Евангелия от Матфея. В случае с Лукой, даже если в его версии истории были эти два стиха (а мы не знаем, были ли они), они не имеют к ней отношения. Его Евангелие вообще не адресовано евреям. Это даёт ему больше места для описания роли посредников, которых Матфей не упомянул, возможно, в сгущении истории. Присутствие старейшин, а затем и друзей вполне реально, поскольку в древнем мире обычно посылали посредника к человеку, от которого хотели получить услугу. Это может иметь две цели.
Во-первых, избегая личного контакта, вы не ставили важного человека в такое затруднительное положение (что было бы невежливо) и сводили к минимуму стыд за себя, если бы он вам отказал. Во-вторых, отправляя людей, более приемлемых, чем вы сами, вы максимизировали шансы получить благоприятный ответ. Итак, первая группа посредников - это еврейские старейшины, которые говорят о доброте этого язычника по отношению к Израилю.
Сотник, конечно, знал, что Иисус был евреем и что Он сосредоточился на служении евреям. Возможно, он чувствовал, что человек, о котором некоторые говорили как о Мессии, также был бы очень националистичен. Если бы он слышал историю сирофеникийской женщины (чего он почти наверняка не слышал), он был бы уверен в этом. Поэтому он посылает важных евреев, чтобы добиться благосклонности Иисуса к дружественному еврею язычнику и его слуге.
Теперь вторая группа посредников, друзья, выполняет другую роль. Это не позволяет Иисусу опозорить Себя, войдя в дом язычника (вспомните проблему, которая возникла у Петра с Корнилием несколько лет спустя), и это признаёт высокую честь Иисуса и низкую честь сотника (у слуги вообще не было чести, поэтому исцеление рассматривается как одолжение для сотника, а не слуге). Друзья могли быть неевреями, а могли быть и евреями. Теперь вопрос о том, было ли всё это необходимо с точки зрения Иисуса, совершенно не имеет значения. Проблема в том, что сотник считает Иисуса очень важной фигурой (гораздо более важной, чем евреи) и относится к Нему с уважением, которое он обычно проявляет к такой фигуре. Лука даёт нам полный драматизм этой истории, так что становится понятным уважение, с которым сотник-язычник относится к Иисусу (в отличие от евреев в Назарете в Лк. 4:16-30). Он был человек веры. У людей, у которых было Писание, не было найдено веры, в то время как у язычника мы находим не просто веру, а великую веру. Иисус произвёл на него такое впечатление, что, каким бы сотником он ни был, он смиряется перед ним, как если бы Иисус был господином, подобным Кесарю.
![Переведено при помощи Яндекс Переводчика](https://outpouring.ru/1/k/YaT.gif)
Hard Sayings of the Bible
|