«И когда они ели Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил дал им и сказал: примите, едите; сие есть тело Моё.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все.
И сказал им: сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»
Слова установления, сказанные Иисусом на Тайной вечере, не были предназначены Им как трудные для понимания высказывания; но они могут быть включены в число Его трудных высказываний, если принять во внимание споры и разногласия, которые вызвала их интерпретация.
Версия слов Марка, процитированная выше, не является самым ранним упоминанием о них в Новом Завете. Павел воспроизводит их в 1-м Послании к Коринфянам 11:23-25, написанном в 55 году н.э. Он напоминает своим обращенным в Коринфе, что он “передал” им эту летопись из уст в уста (предположительно, когда он приехал в их город проповедовать Евангелие в 50 году н.э.) и говорит, что сам “получил” её “от Господа” ещё раньше (предположительно, вскоре после своего обращения); он получил это, то есть через (без сомнения, короткую) цепочку передачи, которая восходила к самому Иисусу и получала свою власть от Него. Существуют различия в формулировках между версией Павла и версией Марка, возможно, отражающие различия в употреблении в церквях первого христианского поколения, но нас здесь не интересуют эти различия; более важно рассмотреть значение того, что общего у этих двух версий.
Тайная вечеря, скорее всего, была пасхальной трапезой. Возможно, Иисус и Его ученики праздновали Пасху (в этом случае, если не в других) на день раньше официальной даты праздника, установленной властями храма в Иерусалиме. На пасхальной трапезе, посвящённой освобождению израильтян из Египта много веков назад, на столе был пресный хлеб и красное вино, а также другие виды пищи. В пояснительном повествовании, предшествовавшем трапезе, говорилось, что хлеб был хлебом “бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской” (см. Втор. 16:3). Человек, мыслящий буквально, мог бы сказать, что хлеб на столе был не тем хлебом, который ело поколение исхода: этого хлеба больше не было в наличии. Но для веры едоков это был тот же хлеб: их поощряли отождествлять себя с поколением исхода, ибо “в каждом поколении, - гласило предписание, - долг считать себя так, как если бы ты сам был выведен из Египта”.
В начале трапезы глава семьи, преломив хлеб, благодарил за него на освященном веками языке: “Благословен ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, приносящий хлеб с земли”. Но на Тайной вечере Иисус, как глава Своей “семьи”, поблагодарив за хлеб, добавила слова, которые придали хлебу новое значение: “примите, едите, - сказал Он ученикам, - сие есть тело Моё”. Версия Павла продолжает: “... сие творите в Моё воспоминание”. Пасхальная трапеза была памятником о великом избавлении во время исхода; теперь было установлено новое воспоминание в связи с новым и более великим избавлением, которое должно было свершиться. И если бы какой-нибудь человек, мыслящий буквально, сказал: “Но хлеб, который Он взял со стола, не мог быть Его телом; ученики могли видеть Его живое тело там перед своими глазами”, и снова ответом было бы то, что именно благодаря вере едоков хлеб является телом Господа; именно по вере, вкушая хлеб памяти, они участвуют в Его жизни.
В конце трапезы, когда было произнесено заключительное благословение или “благодать после мяса”, семья разделяла чашу вина. Эта чаша, называемая “чашей благословения”, была третьей из четырёх чаш, стоявших на столе. Когда Иисус произнёс благословение и дал эту чашу Своим товарищам, не отпивая из неё Сам, Он сказал им: “сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая”. (В версии Павла говорится: “сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание”).
Когда Моисей у подножия горы Синай читал закон Божий израильтянам, вышедшим из Египта, и они обязались соблюдать его, кровь жертвенных животных была окроплена частично на алтарь (символизирующий присутствие Бога), а частично на людей, и Моисей говорил о это как “кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих” (Исх 24:8). Для учеников, которые в то время живо помнили повествования о Пасхе и исходе, слова Иисуса, должно быть, означали, что вот-вот будет установлен новый завет вместо того, в который были заключены их предки во времена Моисея - более того, он будет установлен смертью Иисуса за Его людей. Итак, если, принимая поминальный хлеб, они верой участвуют в жизни того, кто умер и воскрес, то, принимая чашу, они заявляют и присваивают верой свой “интерес к крови Спасителя”. Поступая так, они на собственном опыте постигают значение Его слов об учреждении и знают, что через него они являются членами сообщества Божьего завета.
Матфея 26:26-29 воспроизводит версию слов Марка, его главным усилением является поясняющая фраза “для прощения грехов” после “излияния за многих”. В Луке 22:17-20 мы находим (согласно информации на полях или в сносках) как более длинную, так и более короткую версию; более длинная версия имеет близкое сходство с версией Павла.
Рассказ Луки особенно важен, потому что он единственный евангелист, который сообщает, что Иисус сказал: “сие творите в Моё воспоминание ” (Лк. 22:19). В его рассказе эти слова добавлены к тем, которые были сказаны над хлебом (в рассказе Павла они прилагаются как к хлебу, так и к чаше). Из рассказа Марка (и Матфея), возможно, не следовало, что это было что-то иное, чем разовая еда и питье; Лука ясно дает понять, что еда и питье должны были повторяться.
Согласно всем трём синоптическим евангелистам, Иисус сказал, подавая Своим ученикам чашу: “Я больше не буду пить от плода виноградной лозы до того дня, когда буду пить его заново в Царстве Божьем” — или слова с тем же эффектом (Мк. 14:25; см. Мф. 26:29; Лк. 22:18). Он будет поститься до тех пор, пока не установится Царство Божье; тогда начнётся небесный пир. Но когда Он воскрес из мёртвых, он открыл Себя Своим ученикам “в преломлении хлеба” (Лк. 24:35); Пётр в доме Корнилия рассказывает, как он и его товарищи, “которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых ” (Деяния 10:41). Это говорит о том, что Царство, о котором Он говорил на Тайной вечере, теперь в некотором смысле пришло (оно “пришло с силой”, выражаясь языком Мк. 9:1): оно было открыто, даже если его завершение находится в будущем. До этого завершения Его народ продолжает “делать это” — принимать хлеб и вино — в память о Нём, и, делая это, они сознательно осознают Его присутствие с ними.