Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой;
В истории исцеления слуги сотника в Евангелии от Луки ясно, что сотник не встречается с Иисусом. Именно “Иудейские старейшины” первыми обращаются к Иисусу и просят, чтобы Он пришёл исцелить слугу (Лк. 7:3). Затем, когда Иисус уже в пути, сотник посылает “друзей” сказать Иисусу, что сотник не считает себя достойным личного визита Иисуса. Однако, когда мы обращаемся к Евангелию от Матфея 8:5, мы читаем: “Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его”.
Здесь сотник подходит к Иисусу. Рассказы не кажутся одинаковыми. Кто на самом деле приблизился к Иисусу? Почему записи разные?
Во-первых, давайте посмотрим, что общего в этих двух рассказах. В обоих случаях у сотника есть слуга, который серьёзно болен (хотя слово “слуга” в двух Евангелиях различается). В обоих случаях Иисуса просят исцелить слугу. В обоих случаях Иисус говорит, что Он придёт и исцелит этого человека. И в обоих случаях сотник просит Иисуса исцелить слугу, но не приходить в дом, потому что чувствует себя недостойным присутствия Иисуса и понимает, что власть Иисуса не требует близости. Иисус заканчивает оба рассказа, восхищаясь верой сотника. Итак, мы видим, что эти две версии, по существу, одинаковы. Они делают то же самое замечание о вере сотника-язычника по сравнению с отсутствием веры в Израиле, собственном Божьем народе.
Во-вторых, давайте посмотрим, в чём разница между этими двумя свидетельствами. Мы отметили, что греческое слово, обозначающее “слуга”, отличается (термин в Евангелии от Луки также может быть переведён как “ребёнок”, но, вероятно, правильно читается как “слуга”). Подробност
... Читать дальше »
На протяжении всей истории христианская Церковь справедливо признавала брак как пожизненное обязательство между одним мужчиной и одной женщиной в соответствии с Писанием (Римлянам 7:2). Соответственно, Сам Иисус учит, что, когда мужчина и женщина соединяются в святом браке, они становятся “одной плотью” (Бытие 2:24; Марка 10:9).
Христос также очень ясно говорит о том факте, что, поскольку брачный союз был установлен и предопределён Богом, нет никакой человеческой власти, с помощью которой брак может быть расторгнут: “Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Марка 10:9). Поскольку брак является “святым учреждением” с целью продвижения Царства Христа по завету через “благочестивое потомство” (Малахия 2:11, 15), развод — это мерзость, совершенная против Бога - нечестивая попытка свергнуть Его власть и разрушить Его Царство (Малахия 2:16).
Вас раздражает ваш супруг или супруга? Вы мечтаете быть с кем-то другим? Вы мечтаете о привилегиях снова быть одиноким? Бог ожидает, что вы не только будете поддерживать свой брак и работать над ним, но и произведёте на свет благочестивое потомство. Ни при каких обстоятельствах вы не должны бросать своего супруга ради себя самого.
Исключения для развода?
Однако общепризнано, что Писание допускает развод в тех исключительных обстоятельствах, когда грех нанёс непоправимый ущерб брачному союзу. Второзаконие 24:1-3 официально признаёт свидетельство о разводе юридическим документом, расторгающим брак. Однако наш непогрешимый толкователь, Иисус Христос, говорит нам, что это свидетельство о разводе признаётся только “по жестокосердию вашему” (Марка 10:5), тем самым усиливая божественное намерение, лежащее в основе брака, как пожизненного обязательства обеих сторон (Марка 10:6-9).
Что важно в объяснении Христом этого закона, так это тот факт, что оно показывает, как даже закон Моисея делал опр
... Читать дальше »
Иисус исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: « Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего». И, окончив все искушение диавол отошел от Него до времени.
Когда мы сравниваем рассказ об искушениях (или, лучше, испытаниях) Иисуса в Евангелии от Луки 4:1-13 с рассказом в Евангелии от Матфея 4:5-10, мы быстро замечаем, что их порядок отличается. Оба рассказа сходятся в том, что (1) испытание было инициировано Духом (хотя Матфей ясно даёт понять, что это было целью времени в пустыне, в то время как Лука не даёт понять, что это было целью Духа), (2) Иисус постился в течение этого периода (Матфей добавляет подробности о сорока днях), (3) Иисус был голоден после Своего поста, (4) в конце поста сатана пришёл к Иисусу, (5) испытания касались чувства идентичности Иисуса, особенно Его идентичности как Сына Бо
... Читать дальше »
В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Это самое трудное из всех трудных для понимания высказываний. Это последнее членораздельное высказывание распятого Иисуса, о котором сообщают Марк и Матфей; вскоре после этого, говорят они, с громким криком (содержание которого не уточняется) Он испустил дух.
П.В. Шмидель привёл это высказывание как один из немногих “абсолютно достоверных” текстов, которые могут быть использованы в качестве “столпов фундамента для истинно научной жизни Иисуса”, на том основании, что оно не может быть результатом поклонения Иисусу в церкви. Никто бы не выдумал его; это была бескомпромиссная данность традиции, которую Евангелист должен был либо воспроизвести в том виде, в каком она существовала, либо оставить без упоминания.
Было бы разумно не использовать это высказывание в качестве основы для реконструкции внутренних чувств, которые испытал Иисус на кресте. Вопрос “для чего?” был задан, но остался без ответа. Тем не менее, есть некоторые теологи и психологи, которые взялись дать ответ, которого нет в летописи. Их примеру не следует следовать. По крайней мере, это должно быть сказано: если это трудное для понимания высказывание для читателя Евангелий, то труднее всего оно было для самого нашего Господа. Заверения, на которых мужчины и женщины Божьи в ветхозаветные времена опирались в вере, были не для него. “Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь”, - сказал псалмопевец (Пс. 33:20), но для Иисуса не явилось избавление.
Кажется несомненным, что эти слова цитируются из начала Псалма 21. Аргументы в пользу обратного неубедительны. Эти слова цитируются не из еврейского текста, а из арамейского пересказа.
... Читать дальше »
«И когда они ели Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил дал им и сказал: примите, едите; сие есть тело Моё.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все.
И сказал им: сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»
Слова установления, сказанные Иисусом на Тайной вечере, не были предназначены Им как трудные для понимания высказывания; но они могут быть включены в число Его трудных высказываний, если принять во внимание споры и разногласия, которые вызвала их интерпретация.
Версия слов Марка, процитированная выше, не является самым ранним упоминанием о них в Новом Завете. Павел воспроизводит их в 1-м Послании к Коринфянам 11:23-25, написанном в 55 году н.э. Он напоминает своим обращенным в Коринфе, что он “передал” им эту летопись из уст в уста (предположительно, когда он приехал в их город проповедовать Евангелие в 50 году н.э.) и говорит, что сам “получил” её “от Господа” ещё раньше (предположительно, вскоре после своего обращения); он получил это, то есть через (без сомнения, короткую) цепочку передачи, которая восходила к самому Иисусу и получала свою власть от Него. Существуют различия в формулировках между версией Павла и версией Марка, возможно, отражающие различия в употреблении в церквях первого христианского поколения, но нас здесь не интересуют эти различия; более важно рассмотреть значение того, что общего у этих двух версий.
Тайная вечеря, скорее всего, была пасхальной трапезой. Возможно, Иисус и Его ученики праздновали Пасху (в этом случае, если не в других) на день раньше официальной даты праздника, установленной властями храма в Иерусалиме. На пасхальной трапезе, посвящённой освобождению израильтян из Египта много веков назад, на столе был пресный хлеб и красное вино, а также другие виды пищи. В пояснительн
... Читать дальше »
В Вестминстерском кратком катехизисе говорится, что Бог “предопределил всё, что произойдёт”. Согласно этому утверждению, ничто не происходит вне предопределённой, всеобъемлющей воли Бога. Я думаю, что библейское свидетельство подтверждает это. Так что же это оставляет нашему выбору? Действительно ли он свободен? Есть ли у нас свобода воли, которая на самом деле имеет значение?
Во-первых, атеистическая альтернатива
Христиане часто задают этот вопрос с точки зрения божественного суверенитета, но, прежде всего, может быть полезно осознать, что противоречие между “свободной волей” и предопределением существует и с противоположной стороны - с точки зрения натуралистического атеизма.
Джерри Койн, биолог-эволюционист из Чикагского университета и ярый атеист, в 2012 году написал статью для журнала Chronicle of Higher Education, в которой утверждал, что свобода воли - это иллюзия. Учитывая его веру в то, что физическая вселенная - это совокупность реальности, его аргумент против свободы воли прост:
Ваш мозг и тело, проводники, которые делают “выбор”, состоят из молекул, и расположение этих молекул полностью определяется вашими генами и окружающей средой. Ваши решения являются результатом электрических импульсов на молекулярной основе и химических веществ, передаваемых от одной клетки мозга к другой. Эти молекулы должны подчиняться законам физики, поэтому результаты нашего мозга — наш “выбор” — диктуются этими законами”.
«Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё это будет»
Это было расценено как трудное для понимания высказывание теми, кто считает, что оно относится ко Второму пришествию Христа - Его пришествию во славе. Если Иисус действительно утверждал, что это событие произойдёт в течение поколения с момента Его выступления (что было всего за несколько дней до Его ареста и казни), то, как чувствуется, Он ошибался, и это для многих неприемлемый вывод.
Подлинность этого высказывания оспаривается на том основании, что никто не стал бы выдумывать не исполнившееся пророчество и вкладывать его в уста Иисуса. Если в евангельской традиции Ему приписывается не исполнившееся пророчество, то это может быть (как утверждается) только потому, что он действительно произнёс Его. Однако в более поздние времена это высказывание широко приписывалось не историческому Иисусу, а какому-то пророку из ранней церкви, говорившему от имени Иисуса. Рудольф Бультман расценил рассуждения Марка 13:5-27 как “еврейский апокалипсис с христианской редакцией” и подумал, что это высказывание стало бы подходящим завершением такого апокалипсиса. [Rudolf Bultmann, История синоптической традиции (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1963), стр. 125].
Некоторые исследователи Нового Завета, которые не допускают, что Иисус мог ошибаться, тем не менее убеждены, что речь действительно идёт о Его славном Пришествии. Если "всё это" должно обозначать события, предшествовавшие Пришествию, и само Пришествие, тогда, по их словам, "этому поколению" придётся дать какое-то другое толкование. Рассматриваются другие значения, которые несёт греческое существительное genea (здесь переведенное как “род/поколение”) в определённых контекстах. Это слово иногда используется в
... Читать дальше »
Пророк Елисей странный персонаж. Он появляется в 3 Царств 19:19-21 как протеже Илии, но затем остаётся невидимым до 4 Царств 2, когда Илию возносят на небеса, а Елисей надевает его мантию. Затем Елисей становится центром внимания, и примерно в течение восьми глав мы следуем за ним через серию чудес. Некоторые из них причудливы, некоторые кажутся почти тривиальными, но одно печально известно: история детей и медведиц. История, больше похожая на анекдот, странная и довольно тревожная. Он также довольно короткая. Вот в чём всё дело:
И он пошёл оттуда в Беф-Эль, и он шёл по дороге, и маленькие юноши вышли из города, и они насмехались над ним. И они сказали ему: “Вознесись, лысый! Вознесись, лысый!” И он обернулся, и увидел их, и проклял их именем Яхве. И две медведицы вышли из леса, и они разорвали из них сорок два мальчика. И он отправился оттуда на гору Кармил, а оттуда вернулся в Самарию (4 Царств 2:23-25, мой перевод).
Первым побуждением современных читателей может быть смех, потому что это кажется почти карикатурным. Но на самом деле это тревожная история. Беспокоит то, что пророк кажется таким мелочным, и беспокоит то, что Бог, похоже, чтит эту кажущуюся мелочность таким ужасным образом. Но предполагается, что эта история должна быть тревожной. Возможно, однако, мы можем рассмотреть некоторые моменты, которые помогут нам представить историю в надлежащем свете.
Где это: Галгал, Иерихон, Вефиль и Иордан?
Во-первых, рассмотрим географию. В 4 Царств 2:1 Илия и Елисей, учитель и ученик, отправляются из Галгала в последний пророческий круг (ср. 3 Царств 7:16). Из Галгала они дойдут до Вефиля, а затем до Иерихона, а затем до Иордана.
Во всех трёх Синоптических Евангелиях это высказывание следует за случаем с богатым человеком, который стремился узнать, как наследовать вечную жизнь — и, в идиоме Евангелий, наследование вечной жизни является синонимом вхождения в Царство Божье. Его послужной список в соблюдении заповедей был безупречен — он заверил Иисуса, что соблюдал их все с тех пор, как пришёл к годам благоразумия, и Иисус не сказал ничего, что указывало бы на то, что его заявление было преувеличено. Но, чтобы проверить силу его приверженности, Иисус велел ему продать своё имущество и раздать вырученные средства бедным. ”И, - сказал он, - у тебя будет сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мной” (RSV). При этих словах лицо богача вытянулось: эта жертва была больше, чем он был готов принести. Этот инцидент раскрывает истинную природу ученичества, к которому Иисус призывал людей.
Затем, чтобы проиллюстрировать, “как трудно богатым войти в Царство Божье”, он использовал эту поразительную фигуру речи. Его слушатели сразу поняли, что это трудное высказывание. Богатому человеку не просто трудно, а невозможно попасть в Царство Божье, точно так же, как верблюду не просто трудно, а невозможно пройти сквозь игольное ушко — даже иглу самого большого размера. Слушатели были встревожены: “Кто же тогда может быть спасён?” спросили они. (“Быть спасённым” в Евангелиях - это ещё один синоним вхождения в Царство Божье и наследования вечной жизни). Сами ученики не были богаты. Пётр говорил от имени остальных, когда спросил: “мы оставили всё и последовали за Тобою” (Мк. 10:28). Но они, возможно, не осознавали, насколько строгими были — и остаются - условия входа в Царство Божье.
Не только те, кто услышал эти слова, когда они были произнесены впервые, но и многие другие с тех пор сочли это высказывание трудным. Были предприняты попытки несколько смягчить его. Иногда нас уверяют, что игольное ушко - это метаф
... Читать дальше »
«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».
Человек, которому были сказаны эти слова, несомненно, счёл их трудными. Он был тем богатым человеком, который пришёл к Иисусу и спросил, что ему следует сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. Иисус сказал: “Ну, ты же знаешь заповеди”, - и упомянул те, которые подводят итог долгу человека перед ближним. То, что соблюдение заповедей было путём к жизни, указано в самом законе: “Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь” (Левит 18:5). Мужчина ответил, что соблюдал всё это с раннего детства — предположительно, с тринадцати лет, когда он стал бар-мицвой, лично ответственным за соблюдение заповедей.
Но он явно ожидал, что Иисус скажет что-то ещё; он пришёл к Нему не только для того, чтобы узнать, что соблюдение заповедей - это путь к жизни. И нечто большее, чего он ждал, пришло быстро: “Есть одна вещь, которую ты не сделал, - сказал Иисус, - и ты можешь сделать это сейчас: продай свою собственность, раздай бедным деньги, которые ты за это получишь, и приходи и присоединяйся к Моим ученикам. Ты избавишься от бремени материальных благ и будешь копить сокровища на небесах”. Но этот человек, очевидно, честный и привлекательный человек, счёл этот совет слишком трудным для принятия. Иногда его называют “советом совершенства”, исходя из того, как его формулирует другой евангелист: “если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим” (Мф 19:21).
Но это не означает, что соблюдение заповедей является обязанностью всех, тогда как отдавать всё своё имущество на пропитание бедным - привилегия т
... Читать дальше »
«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»
Это не очень трудное высказывание. Шмидель, однако, включил его в свой список текстов столпов, утверждая (довольно убедительно), что оно, скорее всего, исходит от самого Иисуса, поскольку никто другой, вероятно, не вкладывал в Его уста слов, которые, казалось, ставили под сомнение Его доброту. Потенциальный ученик (богатый человек, как показывает продолжение, но на данный момент это не имеет значения) однажды подбежал к Иисусу и сказал: “Добрый Учитель, что я должен сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?” Прежде чем ответить на его вопрос, Иисус спросил его об использовании им эпитета “добрый”. Слово, которое в собственном смысле принадлежало только Богу, не должно использоваться легкомысленно как простое выражение вежливости, а Иисус подозревал, что этот человек использовал его просто как вежливую форму обращения. Он сам не отказался описывать людей как добрые, когда Он действительно имел в виду “добрые”. Если спросить, как такие формулировки согласуются с Его утверждением здесь, что “Никто не добр, кроме одного Бога”, ответ прост: никто не является полностью добрым, как Бог, но мужчины и женщины добры постольку, поскольку они отражают доброту Бога.
Действительно, похоже, что форма, в которой Марк (за которым следует Лука) сохраняет эти слова Иисуса, представляла собой трудность на довольно ранней стадии формирования Евангелий. В параллельном отрывке из Матфея 19:16-17 весомость текстовых свидетельств говорит в пользу пересмотра вопроса этого человека как “Учитель, какое доброе дело я должен сделать, чтобы иметь жизнь вечную?” — на что Иисус отвечает: “Почему ты спрашиваешь Меня о том, что доброе? Есть тот, кто добр” (RSV). Однако эта переделка вопроса и ответа не была увековечена. В то время как обычно в процессе передачи Евангельского текста наблюдает
... Читать дальше »
«Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё;
и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует»
Это показалось трудным высказыванием ученикам, которые впервые услышали его; это не менее трудное высказывание для многих их современных последователей.
Иисуса попросили вынести решение по вопросу закона, который обсуждался в еврейских школах. Во Второзаконии 24:1-4 есть закон, который фактически гласит: “Когда мужчина разводится со своей женой, потому что он нашёл в ней "что-нибудь противное", и затем она выходит замуж за кого-то другого, который, в свою очередь, разводится с ней, её бывший муж не может снова взять её в жены”. Это, запрещающее мужчине, который развелся со своей женой, снова жениться на ней после того, как она жила со вторым мужем, не устанавливает процедуру развода; оно предполагает, что эта процедура уже существует. Нигде в ветхозаветном законе нет чёткого указания о процедуре развода, но в данном контексте подразумевается, что для развода с женщиной мужчина должен был сделать письменное заявление о том, что она больше не его жена: “напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего” (Втор. 24:1). В других местах Ветхого Завета развод осуждается как нечто недостойное: “Я ненавижу развод, - говорит Господь Бог Израиля”, согласно пророку Малахии (Мал 2:16, NASB).
Но во Второзаконии 24 предполагается, что мужчина может развестись со своей женой, и что он может сделать это из-за “чего-то непристойного” или “чего-то постыдного” (New English Bible), что он нашёл в ней. Толкователи закона во времена нашего Господа, которые были озабочены не только определением того, что это означает, но и применением к современной жизни, обратили особое внимание на эту фразу. На что, спрашивали они, может указывать эта непристойность, которая оправдывает мужчину в разводе со своей женой?
... Читать дальше »
Игнорируя трудные места Священного Писания, мы упускаем возможность лучше понять Бога, говорит Дэвид Т. Лэмб. Вот несколько способов разобраться с теми отрывками Библии, где поведение Бога кажется трудным для понимания
Однажды вечером мы с женой Шеннон гуляли, когда закончили тем, что поболтали с нашим официантом (как обычно бывает). Он поворачивается ко мне и спрашивает: “Чем ты занимаешься?” Я отвечаю: “Я преподаю Библию, в основном Ветхий Завет”. Он немного оживляется. “Ветхий Завет? Разве это не то, где Бог всегда сердится, уничтожает людей и разрушает города?” Я вздыхаю и стараюсь не стонать: “Ну, не совсем так, но мне часто задают этот вопрос, так как у Бога Ветхого Завета плохая репутация”.
Как профессор Библии, я часто сталкиваюсь с различными формами вопроса, который задавал наш официант:
“Почему Бог такой злой и жестокий? Почему Он разгневался и поразил невинного Оззу, который всего лишь пытался поддержать ковчег?” (2 Царств 6).
“Является ли Бог сексистом? Почему Он приказывает изнасилованной женщине выйти замуж за своего насильника? Что с этим не так?” (Второзаконие 22).
“Почему Бог повелевает Своему народу истребить всех хананеев в книге Иисуса Навина? Является ли Бог расистом?”
«Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою».
Можно использовать соль, чтобы приправить мясо или хлеб, но если соль, которую вы собирались использовать, теряет свою соленость, что можно использовать, чтобы приправить её?
Но как соль может потерять свою соленость? Если это действительно соль, конечно, она должна оставаться солью и сохранять свою соленость. Но, вероятно, в обычном опыте галилейской жизни соль редко встречалась в чистом виде; на практике её смешивали с другими веществами, различными формами земли. До тех пор, пока доля соли в смеси была достаточно высокой, смесь служила цели настоящей соли. Но если из-за воздействия сырости или по какой-либо другой причине вся соль в смеси выщелачивалась, тогда то, что оставалось, ни на что не годилось. Как говорит Лука в своей расширенной версии изречения: “это не годится ни для земли, ни для навозной кучи” (Лк. 14:35, RSV). Можно было подумать, что навозная куча - это всё, на что она годится, но Иисус, возможно, использовал слово, которое означало “навоз”: “Это не годится для земли, даже в качестве навоза”. Матфей говорит: “Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям” (Мф. 5:13), то есть люди выбрасывают бесполезные вещи на улицу.
Образ безвкусной соли появляется в словах раввинов со ссылкой (по-видимому) на роль Израиля как соли или очищающего агента среди народов человечества. Версия высказывания Иисуса в Матфея начинается со слов “Вы - соль земли” (Мф. 5:13), обращённых к Его ученикам. Это подразумевает, что у учеников есть особая функция, которую они должны выполнять на земле, и если они не смогут её выполнить, они могут с таким же успехом не существовать, несмотря на всё до
... Читать дальше »
«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Обычно это выражение используется для обозначения какой-то физической неполноценности, какого-то нежелательного опыта, какого-то неподходящего товарища или родственника, с которым человек имеет затруднение: “Это крест, который я должен нести”, - говорят люди. Его можно использовать таким разбавленным способом, потому что его буквальный смысл далёк от нашего опыта. На Западе смертная казнь сейчас редкость или ушла в прошлое, и трудно даже перефразировать это высказывание с точки зрения обычного опыта.
Было время, когда смертная казнь приводилась в исполнение публично. Осуждённого преступника вели по улицам пешком или тащили на телеге к месту казни, и толпы, наблюдавшие за этой мрачной процессией, знали, что ждёт в конце этого пути. Человек, направлявшийся на публичную казнь, был вынужден отказаться от всех земных надежд и амбиций. В то время эти слова Иисуса можно было бы перевести так: “Если кто-нибудь хочет идти за Мной, пусть будет готов к тому, что его поведут на публичную казнь, следуя Моему примеру”.
Во всех трёх Синоптических Евангелиях эти слова следуют за рассказом об исповеди Петра в Кесарии Филипповой, первом предупреждении Иисуса о Его надвигающихся страстях, увещевании Петра и упрёке, который он вызвал у Иисуса. Это как если бы Он сказал им: “Вы всё ещё признаёте меня Мессией? Вы всё ещё хотите следовать за Мной? Если это так, вы должны совершенно ясно понимать, куда Я иду, и понимать, что, следуя за Мной, вы тоже пойдёте туда”. Сын Человеческий должен пострадать; готовы ли они страдать вместе с Ним? Сын Человеческий столкнулся с перспективой насильственной смерти; были ли они тож
... Читать дальше »
Когда Джон Эверетт Милле начал писать картину, которая положила начало его карьере одного из самых выдающихся художников Англии 19 века, ему понадобился реквизит. Он представил себе молодого Иисуса в окружении своих родителей, Иосифа и Марии, в их мастерской плотника из рабочего класса. Это была бы сцена нового типа: безмятежная, переполненная религиозной символикой, но выполненная в стиле, которого никто не ожидал.
Но у Милле была проблема. 20-летний парень не принадлежал к рабочему классу. Его родители были состоятельными людьми, и он жил на Бедфорд-сквер, в одном из самых престижных районов центрального Лондона. Он не мог просто пойти в гараж своего отца и нарисовать то, что видел.
Поэтому он отправился на близлежащие мощеные улицы за вдохновением. Столяр на Оксфорд-стрит позволил Милле воссоздать свою мастерскую на холсте в мельчайших деталях: верстак, стружка и всё остальное. Мясник подарил художнику две овечьи головы, которые он воспроизвёл на полях, видимых через дверной проём святого семейства.
Получившаяся картина "Христос в доме Своих родителей" была закончена в 1851 году. Он поместил рыжеволосого Христа в центре бедной семьи в поношенной одежде и с босыми, грязными ногами. И это пот
... Читать дальше »