«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».
Человек, которому были сказаны эти слова, несомненно, счёл их трудными. Он был тем богатым человеком, который пришёл к Иисусу и спросил, что ему следует сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. Иисус сказал: “Ну, ты же знаешь заповеди”, - и упомянул те, которые подводят итог долгу человека перед ближним. То, что соблюдение заповедей было путём к жизни, указано в самом законе: “Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь” (Левит 18:5). Мужчина ответил, что соблюдал всё это с раннего детства — предположительно, с тринадцати лет, когда он стал бар-мицвой, лично ответственным за соблюдение заповедей.
Но он явно ожидал, что Иисус скажет что-то ещё; он пришёл к Нему не только для того, чтобы узнать, что соблюдение заповедей - это путь к жизни. И нечто большее, чего он ждал, пришло быстро: “Есть одна вещь, которую ты не сделал, - сказал Иисус, - и ты можешь сделать это сейчас: продай свою собственность, раздай бедным деньги, которые ты за это получишь, и приходи и присоединяйся к Моим ученикам. Ты избавишься от бремени материальных благ и будешь копить сокровища на небесах”. Но этот человек, очевидно, честный и привлекательный человек, счёл этот совет слишком трудным для принятия. Иногда его называют “советом совершенства”, исходя из того, как его формулирует другой евангелист: “если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим” (Мф 19:21).
Но это не означает, что соблюдение заповедей является обязанностью всех, тогда как отдавать всё своё имущество на пропитание бедным - привилегия тех, кто достигнет более высокого уровня преданности. Павел напоминает нам, что даже раздача всего нашего имущества на пропитание бедным ничего не стоит без любви в сердце (1 Кор 13:3). Формулировку Матфея можно было бы перевести так: “Если вы хотите пройти весь путь в исполнении воли Божьей, это то, что вы должны делать”.
Для тех, кто хочет относиться к учению Иисуса серьёзно и сделать его, насколько это возможно, своим правилом жизни, это всё ещё трудное высказывание. Легко сказать: “Так Он испытал преданность одного человека, но Он не просил всех Своих слушателей раздавать своё имущество таким же образом”. Это правда, что те, кто присоединился к Его компании и ходил с Ним повсюду в качестве Его учеников, похоже, оставили всё, чтобы следовать за Ним. Но как быть с теми друзьями, благодаря щедрости которых они содержались, — с теми состоятельными женщинами, которые, как говорит нам Лука, “служили Ему имением своим” (Лк. 8:3)? Их не просили принести жертву, которую попросили принести этого богатого человека; конечно, можно было бы сказать, что они делали что-то в том же роде, снабжая Иисуса и Двенадцать из своих ресурсов. Когда Иисус пригласил Себя на трапезу в дом главного сборщика налогов Иерихона, Закхея, по-видимому, не оказывалось никакого давления, чтобы он сделал своё спонтанное заявление: “Господи! половину имения моего я отдам нищим” (Лк. 19:8). Обычно делается вывод, что с того времени это должно было стать его практикой; однако вполне возможно, что он имел в виду, что это было то, что он регулярно делал. В любом случае, Иисус признал его “сыном Авраама” в истинном смысле этого слова, человеком веры. Но Он не сказал ему, чтобы тот избавился и от другой половины своего имущества, и не предложил ему бросить сбор налогов и присоединиться к Его компании, как это сделал другой сборщик налогов в Капернауме ранее. Тем не менее, совет Иисуса богатому человеку ни в коем случае не является изолированным; это обычная черта Его учения. Та же нота прослеживается в словах, появляющихся без повествовательного контекста в Луке 12:33-34: “Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет”. И Матфей включает то же самое послание в свою версию Нагорной проповеди (Мф. 6:19-21).
Это учение не было дано какому-то конкретному человеку; оно было предназначено для последователей Иисуса в целом. Он призвал их правильно расставлять приоритеты, стремиться к Царству Божьему и праведности превыше всего (Мф. 6:33). Но это очень трудно сделать, утверждал Он, если чьё-то внимание поглощено материальным богатством. Опыт показывает, что некоторые богатые мужчины и женщины возвысили Царство Божье над своими мирскими заботами — что они действительно использовали свои мирские заботы для продвижения Его Царства. Но опыт также показывает, что их число очень невелико. В концентрации на материальной выгоде есть что-то такое, что не только отнимает время и энергию, которые в противном случае могли бы быть посвящены интересам Царства Божьего; это делает человека менее озабоченным этими интересами, менее склонным обращать на них внимание. Естественно, так: Иисус излагал закон жизни, когда сказал, что где сокровище человека, там будет и сердце. Он явно хотел бы зачислить богача в число Своих учеников, и до определённого момента богач не отказывался стать одним из них. Но камнем преткновения стало то, что его попросили избавиться от своего имущества.
Полнота такого бремени
Это отправится в паломничество [Джон Буньян, "Путешествие пилигрима", часть 2].
Но он решил, что скорее продолжит нести своё бремя, чем станет пилигримом. Слова Иисуса, обращённые к нему, предназначались не ему одному; они остаются вызовом - вызовом, от которого нельзя уклониться, для всех, кто хочет быть Его учениками.
См. также комментарий к Матфея 6:24; Марка 10:25; Деяния 4:32; Иакова 5:1.