Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Елисей и медведицы (4 Царств 2:23-25)
Пророк Елисей странный персонаж. Он появляется в 3 Царств 19:19-21 как протеже Илии, но затем остаётся невидимым до 4 Царств 2, когда Илию возносят на небеса, а Елисей надевает его мантию. Затем Елисей становится центром внимания, и примерно в течение восьми глав мы следуем за ним через серию чудес. Некоторые из них причудливы, некоторые кажутся почти тривиальными, но одно печально известно: история детей и медведиц. История, больше похожая на анекдот, странная и довольно тревожная. Он также довольно короткая. Вот в чём всё дело:
И он пошёл оттуда в Беф-Эль, и он шёл по дороге, и маленькие юноши вышли из города, и они насмехались над ним. И они сказали ему: “Вознесись, лысый! Вознесись, лысый!” И он обернулся, и увидел их, и проклял их именем Яхве. И две медведицы вышли из леса, и они разорвали из них сорок два мальчика. И он отправился оттуда на гору Кармил, а оттуда вернулся в Самарию (4 Царств 2:23-25, мой перевод).
Первым побуждением современных читателей может быть смех, потому что это кажется почти карикатурным. Но на самом деле это тревожная история. Беспокоит то, что пророк кажется таким мелочным, и беспокоит то, что Бог, похоже, чтит эту кажущуюся мелочность таким ужасным образом. Но предполагается, что эта история должна быть тревожной. Возможно, однако, мы можем рассмотреть некоторые моменты, которые помогут нам представить историю в надлежащем свете.

Где это: Галгал, Иерихон, Вефиль и Иордан?

Во-первых, рассмотрим географию. В 4 Царств 2:1 Илия и Елисей, учитель и ученик, отправляются из Галгала в последний пророческий круг (ср. 3 Царств 7:16). Из Галгала они дойдут до Вефиля, а затем до Иерихона, а затем до Иордана.

Галгал - это место, где Иисус Навин и израильтяне, вошедшие в Ханаан, установили памятные камни о своём переходе через Иордан (Иисус Навин 4:19-24), а река Иордан - конечная цель Илии и Елисея. Они пересекут её вместе, выйдя из Ханаана, а затем Елисей снова войдёт в Ханаан, возвращаясь обратно один (4 Царств 2:14). Итак, Елисей входит в Землю Обетованную как новый Иисус Навин, облечённый Духом. Затем, как и Иисус Навин, он направится в Иерихон, а затем в Вефиль (4 Царств 2:15-23).[1]

Но когда Елисей идёт в Иерихон, стены не рушатся. Вместо этого жители Иерихона принимают Елисея и признают его новым помазанником Господним (4 Царств 2:15). Не так обстоит дело в Вефиле, недалеко от которого на самом деле происходит наша история.[2]

Вефиль, буквально “Бет-Эль” (בֵּֽית - אֵ֑ל־), Дом Божий, был местом особого значения и святости ещё до завоевания Иисуса Навина. Это было место, где Бог открыл себя Иакову, и где Иаков помазал столп и посвятил себя Яхве (Бытие 28:10-22). Это также место, которое в Северном царстве Израиля стало особенно скандальным центром идолопоклонства. Вефиль был одним из мест, где первый царь Северного царства Иеровоам установил золотых тельцов в соперничестве с Иерусалимским храмом (3 Царств 12:25-33). Это идолопоклонство продолжалось и во времена Елисея, поскольку все северные цари последовали порочным путям Иеровоама.

Итак, что мы имеем, так это нового Иисуса Навина, входящего в Ханаан и приближающегося к центру идолопоклонства в Вефиле. В некотором смысле сейчас это даже хуже, чем было во времена Иисуса Навина, потому что город теперь вдвойне отступил, однажды отступив от первоначального посвящения его Иакову в Книге Бытия, а теперь снова при нечестивых царях Израиля. В этом свете призыв Елисеем проклятия имеет смысл.

Когда это?

Во-вторых, когда это произойдёт? Вероятно, через несколько дней после того, как Елисей занял место Илии. Когда Илию забирают, Елисей отправляется в Иерихон и остаётся там три дня, в то время как некоторые жители города идут и ищут Илию (4 Царств 2:15-18). Они не находят его. Елисей очищает городскую систему водоснабжения, а затем направляется в Вефиль (4 Царств 2:19-23). Итак, это самое начало служения Елисея. Утверждённый в качестве нового пророка, Елисей начинает своё служение как со знака благословения (исцеляющая вода Иерихона), так и со знака суда (медведи). Таким образом, в этом общем смысле проклятие/благословение служат для установления должности и облечения Елисея.

Обратите внимание здесь, что Елисей предвещает Иисуса, особенно образец в Евангелии от Иоанна. После помазания на Иордане Иоанном Крестителем (Иоанна 1:32-34) — а Иоанн Креститель, конечно, подобен Илии (ср. 2 Царств 1:8 и Матфея 3:4; также Матфея 11:14) — Иисус, облечённый Духом, выходит, совершая знамения. В Евангелии от Иоанна Его первые два знамения - превращение воды в вино (Иоанна 2:1-11), когда Елисей очистил воду Иерихона, а затем произнёс приговор храму, дому Божьему (Иоанна 2:13-22), точно так же, как Елисей вынес приговор Божьему развращённому “дому Божьему" в Вефиле.[3]

Но уничтожать детей?

Мы также должны прояснить ложное представление, которое у нас может быть о том, что на самом деле произошло в Вефиле. Общее впечатление - это капризный пророк, с одной стороны, и орда школьников - с другой. Но так ли это на самом деле?

Термины, используемые в этой истории נְעָרִ֤ים קְטַנִּים֙ (nearim qetanim, ст. 23) переводится в ESV в качестве “мальчиков” и יְלָדִֽים (yeladim, ст. 24), переведенные в ESV в качестве “мальчиков”. Оба термина могут включать маленьких детей, но оба также имеют более широкое поле возможного значения. Например, первый термин (נְעָרִ֤ים) используется в Бытии 14:24 для описания мужчин, достаточно взрослых, чтобы отправиться с Аврамом в военную экспедицию, а в Бытии 34:19 для обозначения мужчины, достаточно взрослого, чтобы искать брака с дочерью Иакова. Это слово используется даже в отношении соглядатаев, которые ходили к Раав в Иерихон (Иисус Навин 6:23). Конечно, прилагательное קְטַנִּים֙, вероятно, указывает на то, что эти юноши из Вефиля были несколько моложе взрослых мужчин, но им не обязательно было ходить в детский сад. Аналогичным образом, второй термин (οְלָדִֽים) используется для Иосифа в Бытии 37:30, которому, как нам говорят, в то время было семнадцать лет (37:2), и для советников царя Ровоама в 3 Царств 12:10-14. В целом оба термина часто просто указывают на кого-то, находящегося под властью другого, будь то родители или учителя, и поэтому сюда, очевидно, включены дети, но эти термины также описывают людей, которых мы бы сочли молодыми взрослыми.

Вероятно, тогда эти “юноши” из Вефиля (если они родом именно оттуда; см. сноску [2] ниже) были, по крайней мере, подростками, некоторым, возможно, было 19 или 20 лет. И хотя это не указано, мы также можем предположить, что это были не просто деревенские дети, а служители или служители идолопоклоннического святилища Вефиля. В контексте повествования эти юноши могут быть противопоставлены “сынам пророков” — тем ученикам Илии и Елисея, с которыми мы встречаемся ранее в той же главе (4 Царств 2:3).

А как насчёт самого старого пророка? Что ж, он не был старым. Елисей сменил Илию ко времени Иорама, сына Ахава, и к концу правления Иосафата Иудейского (1 Царств 3:1), что было около 850 года до н.э., и он умер во время правления царя Иоаса, правление которого началось около 800 года до н.э. Так что служение Елисея кажется чтобы охватить как минимум примерно пять десятилетий, и если мы предположим, что он дожил до типичной старости в 75 или 80 лет, ему, вероятно, было не больше 30 на момент нашего рассказа, и, вероятно, ему было за двадцать. Так что у нас нет сварливого старика против третьеклассников. Молодой человек на фоне других, чуть более молодых мужчин, скорее всего, является тем, что описано.[4]

Смеялись над его лысиной?

А как насчёт настоящей насмешки? Молодежь называет Елисея “лысый” (קֵרֵ֖חַ). Возможно, Елисей на самом деле был лысым. Или он, возможно, побрил голову в знак траура по Илии, своему духовному отцу.[5] Так они просто издевались над его внешностью? Или, что более серьезно, они насмехались над его горем? Есть основания полагать, что в этом было нечто большее, чем то или другое. Их насмешки на самом деле были вызовом.

Если эти юноши действительно связаны с идолопоклонническим поклонением, то, вероятно, здесь есть отголосок противостояния Илии с пророками Ваала в 3 Царств 18:20 и далее, где Илия насмехается над ними (3 Царств 18:27) и бросает им вызов на демонстрацию силы между богами.

Но мы можем быть более уверенными и конкретными. Интересно отметить, что в главе непосредственно перед Елисеем и медведицами, в одном из заключительных эпизодов жизни Илии, в котором он встречает посланников царя Охозии, Илия описывается буквально как “повелитель волос” (אִישׁ בַּ֣עַל שֵׂעָ֔ר), или, как говорится в NASB, “волосатый человек” (3 Царств 1:8). Илия также описывается как “учитель” Елисея (4 Царств 2:3, 5). Еврейское слово, обозначающее здесь “господин”, — рош (ֹאשׁ), что означает “голова” — физическая голова на теле, - но, как и в случае с нашим языком, “голова” также может иметь значение “вождь” или "господин". Когда Илия был вознесён на небеса, Елисей потерял своего учителя. По словам текста, Елисей потерял свою волосатую голову.

Как преемник Илии, собственная сила и авторитет Елисея теперь подвергались испытанию. Насмешка молодежи, если мы можем перефразировать её, была примерно такой: “Эй, твой учитель ушёл, насколько ты теперь силен без него? Почему бы тебе не "подняться наверх", как это сделал он?” В конце концов, глагол “восходить” (עלה) - это то же самое слово, которое использовалось для вознесения Илии (4 Царств 2:1).

Сыновья пророков в Вефиле и Иерихоне знали о вознесении Илии на небеса (4 Царств 2:3, 5, 15), и слух должен был дойти до лжесвященников в идолопоклонническом святилище Вефиля. Поэтому, когда Елисей приблизился, они насмехались над ним и оспаривали его должность и его помазание пророком Яхве. Самонадеянность юношей и то, что они хулили Святого Духа, навлекли на них суд. Это не было мелочным и не было тривиальным.

Помазание Самсона было привязано к его волосам. Когда филистимляне подстригли его, силы оставили его, но волосы начали отрастать, и в конце его жизни Дух снова сошёл на него, демонстрируя силу, когда филистимляне насмехались над ним (Судьи 16). Елисей тоже, возможно, потерял свою волосатую голову, но, как и Самсона, Дух всё ещё окутывает его, и враги Бога осуждены.

Почему медведицы?

Одно из проклятий, описанных в Левит 26 как наказание за нарушение завета Израилем, заключается в следующем:
пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши (Левит 26:22).
Дикие звери лишают их детей. Вот что случилось с жителями Вефиля. Интересно, что в более ранней истории о воде Иерихона вода описывается как делающая землю “бесплодной”, что буквально означает “лишенная”, как и в книге Левит 26:22 (שׁכל). Когда Елисей исцеляет воду, он заявляет, что она больше не будет вызывать выкидышей (4 Царств 2:21).[6] Таким образом, инцидент в Вефиле напрямую контрастирует с благословением и исцелением, данными Иерихону. Взятые вместе, истории Иерихона и Вефиля указывают на противоположные последствия принятия или отвержения носителя Божьего слова и Духа. На карту поставлено благословение или проклятие, особенно здесь, в одной из архетипических альтернатив благословения и проклятия Ветхого Завета: дарение потомства и его потеря.

В ближайшие годы пророк Осия осудит продолжающееся идолопоклонство северного царства. Похоже, что медведи, растерзавшие сорок два юноши из Вефиля, не были достаточным предупреждением, потому что вскоре после этого Бог сказал через Осию:
Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица; полевые звери будут терзать их (Осия 13:8).
Тревожный акт суда через Елисея был предупреждением, и Бог проявил терпение, чтобы дать Израилю еще много десятилетий, прежде чем они будут полностью уничтожены и рассеяны ассирийцами.

Итак, эта история смешная или неловкая? Дело в том, что эта история не отражает плохо ни Бога, ни его пророка. Вместо этого это плохо отражается на тех, кто презирает Божье слово и тех, кто несёт Его Дух.
[1] После разрушения Иерихона в книге Иисуса Навина 6 основное внимание уделяется Гаю, но Гай был тесно связан с Вефилем (Иисус Навин 7:2; 8:17; ср. Бытие 12:8; Ездра 2:28; Неемия 7:32), и Вефиль был завоёван вместе с ним. (Иисус Навин 12:9, 16). В то время Гай был сожжён, но Вефиль, похоже, не был сожжён дотла.

[2] Все комментарии и статьи, которые я проверил, предполагают, что юноши в нашей истории выходят из Вефиля, хотя на самом деле это неясно для меня в тексте. В 4 Царств 2:23 говорится, что Елисей шел из Иерихона в Вефиль, и пока он был в дороге, юноши вышли “из города” и насмехались над ним. Но юноши “позади него” — он должен обернуться, чтобы увидеть их (ст. 24). Так что, возможно, нам следует понимать, что они последовали за ним из Иерихона. Тем не менее, имеет больший контекстуальный смысл видеть, что проклятие Вефиля противопоставляется благословению Иерихона, а не Иерихон получает как благословение, так и проклятие, а функция Вефиля остается неясной. На самом деле, возможно, Елисей вообще никогда не ходил в Вефиль. Обратите внимание на формулировку в 3 Царств 2:2-3, когда Илия и Елисей доходят только “до” Вефиля, и пророки выходят им навстречу. Так что, возможно, здесь, в нашей истории, Елисей идёт в направлении Вефиля, но полностью обходит город стороной, никогда не сходя с дороги. Джоэл Бернетт предлагает это в своей статье “‘Спуск в Вефиль: Илия и Елисей в теологической географии Второзакония”, (Журнал Библейской литературы 129.2, 2010). Это может объяснить то, что Елисею пришлось “обернуться”, чтобы увидеть их. Поэтому я также предположу, что эти юноши действительно из Вефиля.

[3] Если мы рассматриваем Илию как прообраз Христа, который возносится на небеса и изливает Дух на своих учеников в день Пятидесятницы, которые затем в силе Духа совершают знамения и чудеса в книге Деяний, мы могли бы рассматривать Елисея также как прообраз церкви, наделённой силой Духа.

[4] Когда Иерихон был разрушен Иисусом Навином, он наложил проклятие на город, что тот, кто восстановит его, заплатит жизнями его старшего и младшего сыновей (Иисус Навин 6:26). В 3 Царств 16:34 нам сказано, что город был восстановлен во время правления Ахава, и строитель, Ахиил из Вефиля, действительно заплатил жизнями своих сыновей. Нам не сказано, как сыновья Ахиила погибли в этом проходе. В контексте описания идолопоклонства Ахава может подразумеваться, что Ахиил посвятил город, фактически принеся в жертву своих сыновей. Также возможно и интересное предположение, хотя, конечно, недоказуемое, что сыновья Ахиила были среди 42 юношей из Вефиля, убитых медведями Елисея.

[5] Левит 21:5 запрещает священникам делать лысины на своих головах в знак траура, а Второзаконие 14:1 запрещает лысину “между вашими глазами” для мёртвых. Но какое-то бритье, по-видимому, было обычной практикой (например, Михей 1:16), и мы можем с уверенностью предположить, что если Елисей действительно побрил голову в знак траура, он не нарушал более конкретные заповеди Торы, относящиеся к священникам в Левит 21 (чего не было у Елисея) или особый стиль сбривания, запрещенный во Второзаконии 14.

[6] На эту деталь указал Брайан Ирвин в своей статье “Любопытный инцидент с мальчиками и медведицами: 4 Царств 2 и пророческая власть Елисея”, Tyndale Bulletin 67.1 (2016).
Категория: Библия | Просмотров: 614 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/5 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: дети, библия, Елисей, вопросы, проклятие
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [330]
Статьи [2589]
Разное [641]
Библия [305]
Израиль [301]
Новости [576]
История [714]
Картинки [383]
MorningStar [1236]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [882]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [752]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024