В шестнадцатом веке мир разделился вокруг Мартина Лютера. Один католик считал Мартина Лютера "демоном в облике человека". Другой, который первым поставил под сомнение теологию Лютера, позже заявил: "Он один прав!"
В наши дни, спустя почти 500 лет, вердикт почти единогласен в пользу хорошего. И католики, и протестанты утверждают, что он был не только прав во многом, но и изменил ход западной истории к лучшему.
Обращение во время грозы
Мартин родился в Айслебене (примерно в 120 милях к юго-западу от современного Берлина) в семье Маргарет и Ганса Людеров (как это было произнесено на местном языке). Он вырос в Мансфельде, где его отец работал на местных медных рудниках.
Ганс отправил Мартина в латинскую школу, а затем, когда Мартину было всего 13 лет, в Эрфуртский университет изучать право. Там Мартин получил степень бакалавра и магистра в кратчайшие сроки, предусмотренные университетским уставом. Он оказался настолько искусен в публичных дебатах, что заслужил прозвище "Философ".
Затем в 1505 году его жизнь приняла драматический оборот. Когда 21-летний Лютер пробивался сквозь сильную грозу по дороге в Эрфурт, молния ударила в землю рядом с ним.
"Помоги мне, Святая Анна!" - закричал Лютер. "Я стану монахом!"
Скрупулезный Лютер исполнил свой обет: он отдал всё своё имущество и вступил в монашескую жизнь.
Духовный прорыв
Лютер был необычайно успешным монахом. Он погрузился в молитву, пост и аскетические практики — ходил без сна, переносил пронизывающий до костей холод без одеяла и бичевал себя. Как он позже прокомментировал: "Если кто и мог заслужить небеса жизнью монаха, так это я".
Хотя он искал с помощью этих средств полной любви к Богу, он не находил утешения. Он всё больше страшился гнева Божия: "Когда его коснётся этот преходящий потоп вечного, душа не чувствует и не пьёт ничего, кроме вечного наказания".
В ранние годы, когда Лютер читал то, что впоследствии стало знаменитым "Текстом Реформации" (Римлянам 1:17), его внимание привлекало не слово "вера", а слово "праведный". Кто, в конце концов, мог "жить верой", как не тот, кто уже был праведен? Текст был ясен по этому поводу: "Праведные будут жить верою".
Лютер заметил: "Я ненавидел слово "праведность Божья", которому меня учили по обычаю всех учителей ... [это] Бог праведен и наказывает неправедного грешника". Молодой Лютер не мог жить верой, потому что не был праведным — и он знал это.
Тем временем ему было приказано получить докторскую степень по Библии и стать профессором Виттенбергского университета. Во время лекций по Псалмам (в 1513 и 1514 годах) и изучения книги Римлян он начал видеть выход из своей дилеммы. "Наконец, размышляя день и ночь, по милости Божией, я ... начал понимать, что праведность Божия есть то, через что праведные живут даром Божиим, а именно верою… Здесь я чувствовал себя так, словно родился заново и вошёл в рай через распахнутые настежь врата".
Вслед за этим новым пониманием пришли другие. Для Лютера церковь больше не была учреждением, определяемым апостольской преемственностью; вместо этого она была общиной тех, кому была дана вера. Спасение пришло не через таинства как таковые, а через веру. Идея о том, что у людей есть искра добра (достаточно, чтобы искать Бога), не была основой теологии, а преподавалась только "глупцами". Смирение больше не было добродетелью, заслуживающей благодати, но необходимым ответом на дар благодати. Вера больше не состояла в согласии с учением церкви, но в доверии обетованиям Божьим и заслугам Христа.
Это было незадолго до того, как революция в сердце и уме Лютера разыгралась по всей Европе.
Все началось в канун Дня Всех Святых, в 1517 году, когда Лютер публично возразил против того, как проповедник Иоганн Тецель продавал индульгенции - документы, подготовленные церковью и купленные отдельными лицами либо для себя, либо от имени умерших, которые должны были освободить их от наказания за их грехи. Как проповедовал Тецель: "Как только монета в ларце зазвенит, душа из Чистилища улетит!"
Лютер усомнился в том, как церковь торгует индульгенциями, и призвал к публичному обсуждению 95 написанных им тезисов. Вместо этого его 95 тезисов распространились по всей Германии как призыв к реформам, и вопрос быстро стал не индульгенциями, а авторитетом церкви: имел ли папа право издавать индульгенции?
События быстро ускорились. На публичных дебатах в Лейпциге в 1519 году, когда Лютер заявил, что "простой мирянин, вооруженный Священным Писанием", превосходит и папу, соборы пригрозили ему отлучением.
Лютер ответил на угрозу тремя важнейшими своими трактатами: "Обращение к христианскому дворянству", "О вавилонском пленении Церкви" и "О свободе христианина". В первом он утверждал, что все христиане - священники, и призывал правителей взяться за дело церковной реформы. Во втором он свёл семь таинств к двум (крещение и Вечеря Господня). В третьем он сказал христианам, что они свободны от закона (особенно церковных законов), но связаны любовью к своим ближним.
В 1521 году он был вызван на собрание в Вормсе, Германия, чтобы предстать перед Карлом V, императором Священной Римской Империи. Лютер прибыл подготовленным к очередным дебатам; он быстро обнаружил, что это был суд, на котором его просили отречься от своих взглядов.
Лютер ответил: "Если только я не могу быть наставлен и убеждён доказательствами из Священного Писания или открытыми, ясными и отчётливыми основаниями рассуждений ... тогда я не могу и не буду отрекаться, потому что поступать против совести небезопасно и неразумно". Затем он добавил: "Вот я стою. Я не могу поступить иначе. Господи, помоги мне! Аминь".
К тому времени, когда был издан императорский эдикт, называющий Лютера "осуждённым еретиком", он бежал в замок Вартбург, где скрывался в течение десяти месяцев.
Достижения больного человека
Ранней весной 1522 года он смог вернуться в Виттенберг, чтобы с помощью таких людей, как Филипп Меланхтон, возглавить начинающееся реформаторское движение.
В последующие годы Лютер вступил в новые споры, многие из которых разделили друзей и врагов. Когда волнения привели к Крестьянской войне 1524-1525 годов, он осудил крестьян и призвал князей подавить восстание.
Он женился на беглой монахине Катарине фон Бора, что многих шокировало. (Для Лютера шоком было просыпаться утром с "косичками на подушке рядом со собой").
Он издевался над другими реформаторами, особенно над швейцарским реформатором Ульрихом Цвингли, и использовал при этом вульгарные выражения.
На самом деле, чем старше он был, тем более сварливым становился. В последние годы своей жизни он говорил о евреях, папах и богословских врагах такие гадости, которые не годятся для печати.
Тем не менее, его продолжительные достижения также увеличились: перевод Библии на немецкий язык (который остается литературной и библейской отличительной чертой); написание гимна "Могучая крепость - наш Бог"; и публикация его «Большего» и «Меньшего Катехизиса», которые руководили не только лютеранами, но и многими другими с тех пор.
Последние годы его жизни часто проходили как в болезни, так и в бешеной деятельности (в 1531 году, хотя он был болен в течение шести месяцев и страдал от истощения, он прочитал 180 проповедей, написал 15 трактатов, работал над переводом Ветхого Завета и совершил ряд поездок). Но в 1546 году он окончательно выдохся.
Наследие Лютера огромно и не может быть адекватно обобщено. Каждый протестантский реформатор — как Кальвин, Цвингли, Нокс и Кранмер — и каждый протестантский поток — лютеранский, реформатский, англиканский и анабаптистский — так или иначе вдохновлялись Лютером. На более широком полотне его реформа высвободила силы, которые положили конец средневековью и открыли новую эру.
Говорят, что в большинстве библиотек книги Мартина Лютера и о нём занимают больше полок, чем книги, посвященные какой-либо другой фигуре, кроме Иисуса из Назарета. Хотя это трудно проверить, можно понять, почему это, скорее всего, правда.
Категория: История |
Просмотров: 1014 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 4.8/4 |
| ИСТОЧНИК |