Иисус исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: « Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего». И, окончив все искушение диавол отошел от Него до времени.
|
Когда мы сравниваем рассказ об искушениях (или, лучше, испытаниях) Иисуса в Евангелии от Луки 4:1-13 с рассказом в Евангелии от Матфея 4:5-10, мы быстро замечаем, что их порядок отличается. Оба рассказа сходятся в том, что (1) испытание было инициировано Духом (хотя Матфей ясно даёт понять, что это было целью времени в пустыне, в то время как Лука не даёт понять, что это было целью Духа), (2) Иисус постился в течение этого периода (Матфей добавляет подробности о сорока днях), (3) Иисус был голоден после Своего поста, (4) в конце поста сатана пришёл к Иисусу, (5) испытания касались чувства идентичности Иисуса, особенно Его идентичности как Сына Божьего, и (6) первым испытанием было требование, чтобы Он Сам превратил камни в хлеб. После этого два отчёта расходятся. В то время как два Евангелиста согласны с содержанием следующих двух испытаний, они не согласны с порядком. Лука заканчивает Иисусом на “самой высокой точке храма”, в то время как Матфей заканчивает Иисусом на “очень высокой горе”. Почему эти рассказы отличаются друг от друга, и не ставит ли это под сомнение точность Евангелий?
Для начала мы предположим, что два автора используют один и тот же источник, источник, в котором были испытания Иисуса в одном из двух порядков. Мы говорим это потому, что существует множество свидетельств того, что у Матфея и Луки был общий источник (хотя, вероятно, это был устный источник), и потому, что эти два рассказа настолько близки, что общий источник кажется вероятным. Однако, даже если бы они использовали отдельные источники, у нас всё равно была бы та же проблема, но просто отодвинутая от Евангелий, которые мы можем изучить, к источникам, которые мы, вероятно, никогда не увидим. Таким образом, наше предположение об общем источнике является не только логичным, но и полезным.
Далее мы замечаем, что ни один из авторов Евангелия не претендует на тщательную хронологию. Это правда, что в Евангелии от Луки 1:3 автор утверждает, что пишет “по порядку”, но это не означает, что порядок, в котором он будет излагать события, является хронологическим. Для древнего историка было гораздо важнее, чтобы мы понимали смысл истории, чем то, чтобы мы правильно понимали хронологию. Таким образом, Матфей группирует высказывания Иисуса в пять основных “книг” по темам: Нагорная проповедь (Мф. 5-7), Миссия (Мф. 10), Притчи о Царстве (Мф. 13), Церковная беседа (Мф. 18) и Эсхатологическая беседа (Мф. 24-25). У Луки есть другой способ группировать свой материал, поэтому Проповедь на равнине (Лк. 6) не содержит всего, что содержится в Нагорной проповеди Матфея; вместо этого часть материала содержится в разделе Луки о Боге и Маммоне (Лк. 12) или о молитве (Лк. 11). В каждом случае мы получаем тематические группировки, которые дают нам упорядоченный отчёт в том смысле, что они упорядочивают материал, чтобы мы могли лучше его понять. Ни в том, ни в другом случае мы не обязательно получаем точную обстановку, в которой Иисус говорил весь материал. Это, вероятно, затруднило бы понимание материала, поскольку он был бы разбит на большие части Евангелия. Точная хронология - относительно современная фиксация; древние писатели были очень рады пойти на компромисс с хронологией, если таким образом читатели лучше понимали внутренний смысл и реальное значение фактов.
Поэтому важно попытаться понять, на какое значение указывают различные порядки. Каждый из авторов Евангелия пытается раскрыть только некоторые аспекты характера и значения Иисуса, поэтому каждый из них будет отличаться. Давайте сначала посмотрим на Матфея.
Матфей начинает с того, что отмечает “сорок дней и сорок ночей”. За исключением 3 Царств 19:8 и рассказа о потопе, каждый раз, когда эта фраза используется в Ветхом Завете, она относится к Моисею на Синае. Матфей отмечает эту деталь, потому что он вполне осознаёт параллель. Обратите также внимание, что все ответы Иисуса взяты из Второзакония 6-8, где Моисей увещевает евреев после рассказа истории Израиля в пустыне. Итак, во Второзаконии 8:3 мы читаем: “Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек”. Речь идёт о манне, которая была дана, когда люди были голодны и не доверяли Богу, а вместо этого требовали еды. Иисус доверяет Богу и не требует пищи. Второзаконие 6:13, цитируемое в этом отрывке, следует за Второзаконием 6:12: “тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства”. Этот стих напоминает нам о золотом тельце на Синае (причина второго сорокадневного поста Моисея), когда Израиль устал ждать Моисея и вместо этого сделал тельца, о котором они сказали: “вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!” (Исх. 32:4). И снова у нас есть ссылка на неудачу Израиля в пустыне. Наконец, посмотрите на полный контекст Второзакония 6:16: “Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе”. Снова у нас есть ссылка на неудачу Израиля в пустыне.
Матфей очень хорошо осознает параллель между Иисусом и Израилем. В Матфея 2:15 цитируется Осия 11:1: “из Египта вызвал сына Моего”. В Ветхом Завете Израиль упоминается как этот сын, призванный из Египта. Матфей ясно применяет это к Иисусу. Что же тогда такое
Матфей говорит об испытаниях Иисуса? Израиль, сын Божий, был испытан в пустыне и десять раз отворачивался, отказываясь доверять Богу, и подвергался испытанию (Числа 14:22). Они не показали себя истинными как коллективный сын Божий. Теперь приходит Иисус. Он
объявлен Сыном Божьим (Мф. 3:17), но будет ли Он ложным сыном, как Израиль, или истинным сыном? Подобно Израилю, Его ведут в пустыню, чтобы испытать (именно Матфей подчеркивает эту цель действия Духа). Как и в Израиле, существует сорокадневный пост (хотя в случае Израиля говорят, что постился только Моисей). Подобно Израилю, Он подвергается испытаниям голодом, испытанием Божьих обетований (как в Массе, что означает “испытание”) и ложными богами. В отличие от Израиля, Иисус каждый раз проходит испытание. Он действительно истинный Сын, наследник обетований Израиля, способный представлять Свой народ. Обратите внимание, что испытание ложными богами - это вершина испытаний, точно так же, как в ветхозаветной истории манна и Масса пришли перед золотым тельцом на Синае. И это были бы ложные боги, которые ставили бы Израиль в тупик на протяжении веков, вплоть до изгнания. Иисус побеждает все неудачи Израиля.
Лука пишет не для еврейской аудитории, которая считала бы себя наследниками Ветхого Завета и ценила бы те моменты, которые мы отметили выше. Он использует те же испытания и те же ответы Иисуса, но его главный интерес заключается не в исполнении Ветхого Завета. Картина Луки больше похожа на картину царства Божьего, вторгающегося в царство сатаны. Например, сразу после этого события мы видим, как Иисус объявляет тему Своей миссии в Луке 4:18-19. Мы понимаем, что такое проповедь Благой Вести и провозглашение “года милости Господней”, и мы знаем о “восстановлении зрения для слепых”, но кто такие освобожденные заключенные или угнетенные, которые освобождены? Тот факт, что за инцидентом в Назарете следует изгнание беса в Луке 4:31-37, даёт нам одну подсказку. Другое приводится в Луке 13:10-17, где говорится, что женщина, искалеченная “духом”, была “связана сатаной” и теперь “освобождена”. На протяжении всего Евангелия мы видим картину того, как Иисус входит в царство сатаны и освобождает тех, кто “связан”.
Какое это имеет отношение к испытанию Иисуса? Лука очень прямолинеен в своей истории. Она начинается с того, что Иосиф и Мария путешествуют из Назарета в Вифлеем (недалеко от Иерусалима), тогда как Матфей просто упоминает, что рождение произошло в Вифлееме. У Луки есть центральный раздел от Луки 9:51-18:34 или, возможно, до Луки 19:44, в котором Иисус путешествует из Галилеи в Иерусалим. Время от времени в этом повествовании появляется сообщение о том, где находится Иисус на Своём пути в Иерусалим, хотя в этом разделе собраны материалы обо всём Его служении. Вот Сын Божий, начинающий, так сказать, с края царства сатаны и неуклонно продвигающийся к центру, где разыграется финальная конфронтация, финальная драма истории спасения. (Деяния Апостолов, второй том истории, начнется с проповеди Евангелия в Иерусалиме и распространится на Иудею и Самарию, а затем на Рим). История испытаний - это движение, разыгранное в миниатюре. Сатана противостоит Ему в пустыне, затем снова противостоит Ему на высокой горе (Иерусалим находится в горах) и, наконец, противостоит Ему в самом Иерусалиме. Каждый раз сатана проигрывает, пока, наконец, сатана не оставит Его “до подходящего времени”. Миниатюрное противостояние - это притча о более масштабном противостоянии служения Иисуса. На каждом этапе, когда Иисус встречается с аспектом “царства” сатаны, сатана проигрывает, вплоть до финальной конфронтации в Иерусалиме. Там сатана, кажется, побеждает, но на самом деле в конце концов проигрывает. Именно тот, кто доверяет Отцу в испытаниях, на кресте говорит: “Отче, в Твои руки Я вверяю Свой дух”. И именно крест Он должен был претерпеть, прежде чем смог “войти в славу Свою” (Лк. 24:26).
Каков был фактический порядок испытаний Иисуса? Мы не можем быть уверены. Мы знаем, какое из них было первым, но не знаем порядка двух других. Я лично считаю, что у Матфея было меньше причин переставлять испытания, чем у Луки, поэтому подозреваю, что порядок Матфея - это первоначальный порядок, но это невозможно доказать окончательно. Оба автора Евангелия дают то, что они обещают, - правдивую интерпретацию жизни Иисуса, которая раскрывает истинный смысл различных событий. Каждый из авторов видит разные аспекты этого истинного смысла. Матфей фокусируется на Иисусе как на исполнении Ветхого Завета и, следовательно, на Иисусе как на истинном Сыне, которым не смог стать Израиль. Лука фокусируется на том, что Иисус движется к Иерусалиму как Сын Божий, вторгающийся в царство сатаны и несущий Божье спасение в истории тем, кого связал сатана. Каждый упорядочивает испытания Иисуса и упоминает детали, чтобы показать свою картину. Обе картины верны, но ни одна из них не является полной сама по себе. Если бы у нас не было ни того, ни другого, мы были бы беднее. Вот почему важно читать каждое Евангелие само по себе и понимать особое послание, которое провозглашает каждый автор, видеть картину, которую рисует каждый автор. Если мы попытаемся объединить их вместе, чтобы получить однородную гармонию, мы потеряем эти отдельные вклады, перейдя от книг, которые христиане считают вдохновленными Богом, к интересу к
простой истории. Если вместо того, чтобы навязывать тексту свои интересы, мы прислушаемся к каждому автору, мы получим пользу, поскольку они возвещают нам тот аспект благой вести об Иисусе, который был доверен каждому из них.
Hard Sayings of the Bible
|