Возможно, вам незнакомо имя Харальд Бредесен, если вы не читали классическую книгу 1964 года (продано 2,5 миллиона экземпляров) “Они говорят на иных языках”. В главе 2, озаглавленной “Странная история Харальда”, рассказывается о том, как отмеченный наградами писатель и исследователь Джон Л. Шеррилл пригласил его на обед по рекомендации коллеги-редактора журнала Guideposts.
Бредесен, пастор Первой реформатской церкви в пригороде Нью-Йорка Маунт-Вернон, пришел в “священническом воротничке, с лысиной и заразительным возбуждением... Там, в окружении кофейных чашек и сахарниц, он рассказал мне историю, которая, казалось, пришла из другого мира”.
Он был настолько недоволен разрывом между христианством первого века и его современной версией, что удалился в горную хижину для многодневного духовного уединения. И вот, наконец, однажды утром, когда он стоял на улице и смотрел на Аллеганские горы, он прервал свою молитву... и затем разразился потоком слов, которых он не узнал. “Это было так, как если бы я слушал иностранный язык, - священник рассказал Шеррилл, - за исключением того, что он исходил из моих собственных уст”.
Удивлённый, заинтригованный и немного испуганный, Бредесен побежал вниз с горы, всё ещё громко говоря на этом языке. Он подошел к краю небольшого поселения. На крыльце хижины сидел старик. Бредесен продолжал говорить на языке, который так легко и непринужденно слетал с его губ. Мужчина ответил, быстро говоря на языке, которого Бредесен не знал. Когда стало очевидно, что они не общаются, старик заговорил по-английски.
“Как вы можете говорить по-польски, но не понимать его?” - спросил мужчина.
“Я говорил по-польски?”
Мужчина рассмеялся, думая, что Бредесен шутит. “Конечно, это был польский”, - сказал он.
Но Бредесен не шутил. Насколько он мог вспомнить, он никогда раньше не слышал этого языка.
Это, конечно, было совсем не похоже на то, что юный Харальд видел или слышал, когда рос в церкви Миннесоты, пастором которой был его отец норвежец. Когда он готовился к служению в колледже Лютера (Декора, Айова), никто и словом не обмолвился о происходящем. Он определенно находился на неизведанной территории.
Тем не менее, с того дня в горах Бредесен провёл остаток своей жизни — почти пятьдесят лет — рассказывая о крещении Святым Духом и той жизненной силе, которую оно даёт. Он обращался как к любопытствующим, так и к критически настроенным людям, начиная со своей собственной паствы. Первые реформаты начали серию воскресных молитвенных собраний в старом каменном святилище, которые назывались просто “Вечерня”, чтобы приветствовать духовные дары; начиная с 16:00, они продолжались до 6-7 часов вечера. Под руководством Бредесена и его молодого стажера из семинарии Пэта Робертсона (в будущем прославившегося на канале CBN) люди свободно молились и с нетерпением ожидали прикосновения Святого Духа.
Начали появляться посетители: например, помощник главного редактора "Нью-Йорк Таймс" Боб Слоссер, который, проникшись духом, продолжил писать книги вместе с харизматичными знаменитостями Дэвидом дю Плесси и Эвереттом (Терри) Фулламом; Джон Шеррилл и его жена-писательница Элизабет; репортеры из "Тайм" и "Ассошиэйтед Пресс"; съемочная группа из программы Уолтера Кронкайта "Вечерние новости Си-би-ЭС".
Вскоре священника пригласили расширить своё влияние в близлежащих школах Лиги Плюща, таких как Гарвард, Принстон и Йель, где произошло удивительное пробуждение: многие студенты заговорили на языках (пресса окрестила их “глоссоялиями”). К тому времени, когда он вышел на сцену даже в Чикагском университете и Стэнфорде на Западном побережье, Saturday Evening Post назвала его “харизматичным посланником в кампусах”.
То, что он жил в районе Нью-Йорка, позволило ему познакомиться с такими людьми, как молодой священник членов банды Дэвид Уилкерсон, и связать его с Джоном Шерриллом; вместе они написали "Крест и нож". Ещё одной молодой личностью, на которую Бредесен и его жена Женевьева оказали большое влияние, был поп-певец Пэт Бун. В предисловии к одной из книг Бун писал: “Авраам... Моисей... Гидеон... Илия... Мне кажется, я знал таких людей. Его зовут Харальд Бредесен. Чудеса сопровождают его, куда бы он ни пошёл”.
Все они обнаружили, что его сердце, обращённое к Богу, было заразительным, когда они наблюдали, как он ходил вокруг, громко восхваляя и часто переходя на другие языки. Было известно, что он следовал водительству Духа непредсказуемым образом, иногда появляясь без предупреждения, чтобы повидаться с выдающимися личностями. Например, он завязал теплые дружеские отношения с президентом Египта Анваром Садатом, который в конце концов наградил его новой придуманной им премией под названием “Принц мира”. (Другие лауреаты в последующие годы: мать Тереза, король Иордании Хусейн и Билли Грэм). Садат назвал это “высшей точкой всей моей жизни, более важной для меня, чем Нобелевская премия мира. Это было на политической арене. Это было духовное событие”.
Как бы мы могли подвести итог жизни и служению Харальда Бредесена? Он был, по-видимому, первым рукоположенным священником из основной деноминации, который принял крещение Святым Духом, открыто говорил об этом и не был изгнан. Его жизнерадостный нрав и энергичная жизнерадостность были, по-видимому, слишком привлекательны, чтобы противостоять им. В то же время, благословляющая рука Господа, направленная на его жизнь, была слишком очевидна, чтобы от неё отмахнуться.