В 1708 году до людей стали доходить сообщения о том, что в Центральной Европе произошло нечто исключительное: дети в Силезии спонтанно собирались два или три раза в день, чтобы вместе петь гимны и молиться. Это были не просто небольшие собрания, локализованные в нескольких общинах. Сотни детей собирались по всему региону. И что самое удивительное, ими руководили не взрослые. Во многих случаях взрослые на самом деле активно работали над тем, чтобы сорвать их собрания. Сегодня это известно как «Детское молитвенное пробуждение» (Kinderbeten).
Чья земля, чья религия?
Силезия - исторический регион в Центральной Европе, расположенный в основном на юго-западе Польши и граничащий с Чешской Республикой и Германией. В XVII веке Силезия находилась в эпицентре религиозных и политических потрясений, последовавших за Реформацией. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) различные армии оккупировали Силезию, поскольку как католическая монархия Габсбургов, так и протестантские силы стремились установить над ней контроль.
Вестфальский мирный договор (1648) принёс в Европу определённый мир. Он установил принцип “cuius regio, eius religio” (“чья земля, та и религия”), который позволял правителям определять религию на своих территориях. В результате в Силезии было разрешено строительство ряда протестантских церквей. Однако в 1675 году император Габсбургов Леопольд I начал католическую реформацию в Силезии. В своей кампании за то, чтобы сделать католицизм единственной формой богослужения, разрешенной в регионе, он закрыл многие протестантские церкви и отказался от религиозных свобод.
Силезские протестанты жили в таком состоянии до 1707 года. После победы в Северной войне шведский король Карл XII заключил с Леопольдом I мирный договор, который в очередной раз изменил религиозный ландшафт. Для Силезии Альтранштадтский мирный договор (1706) вновь открыл 125 протестантских церквей, разрешил строительство новых церквей в шести городах Силезии и учредил три протестантских административных органа для управления протестантскими делами.
Беспрецедентное пробуждение
В этом контексте началось «Детское молитвенное пробуждение». Согласно сообщениям, эти “необычные движения” начались в горном регионе Силезии в конце декабря 1707 года, в День святых Невинных Младенцев (28 декабря) или около того. Согласно одному из рассказов, дети начали молиться, чтобы “у них была свобода служить Богу и поклоняться Ему”. Они встречались в определённое время, выходя из города, чтобы собраться в поле или на поляне. Там они пели, читали Писания и молились, и всё это без какой-либо четкой движущей силы или организованных средств общения между детьми. Пробуждение быстро распространялось. В течение нескольких недель дети в возрасте от четырёх до четырнадцати лет встречались два-три раза в день по всей Силезии. Иоганн Вильгельм Петерсен (1649-1727), немецкий пиетист, пастор и мистик, заметил, что если бы буря разразилась так же быстро, как это пробуждение, люди назвали бы это чудом:
Молитва детей распространилась по... земле Силезии примерно за пять дней. Если в то же самое время стремительный штормовой ветер, тайфун, развивался и надвигался так быстро, что его можно было сдвинуть с места, как по мановению руки, то без скрытой божественности мы не смогли бы представить себе такой импульс.
Число молитвенных собраний увеличилось до трехсот детей в одной группе, затем до тысячи. Собрания продолжались, к огорчению и интересу наблюдателей. “Некоторые служители церкви смотрят на эту практику сквозь пальцы, другие возмущаются ею, и очень немногим это нравится”, - заявил один из них, пиетист Генрих Вильгельм Людольф. Многие взрослые пытались помешать проведению собраний. Представители церкви расспрашивали детей. Судьи угрожали им насилием и арестом. Родители пытались помешать им участвовать. Но собрания продолжались. Очевидцы сообщали о сверхъестественных явлениях, которые защитили детей, побудили случайных прохожих к богослужению и предотвратили вмешательство властей. Они продолжали собираться и продолжали делать это по меньшей мере в течение года.
В конце концов, массовые общественные молитвенные собрания прекратились. В некоторых местах они были перенесены в церкви. В других местах небольшие группы продолжали собираться внутри домов.
Силезское детское молитвенное пробуждение не только продемонстрировало глубокую убежденность своих юных участников, но и оставило неизгладимое наследие. Влияние этого пробуждения вышло за рамки его непосредственного контекста, вдохновив последующие пробуждения в Моравии и оказав влияние на таких ключевых фигур, как братья Уэсли, что привело к созданию Моравской церкви и основанию методизма.