Bernard E. Underwood (1925–1999) и Ithiel Clemmons (1921–1999)
Примирители
Один мужчина, сын пастора церкви святости пятидесятников, вырос в маленьких городках Вирджинии и Западной Вирджинии. Другой мужчина тоже был сыном пастора, но вырос на грязных улицах Бруклина, штат Нью-Йорк. Оба прониклись убеждениями “Джима Кроу”, что чёрное есть чёрное, а белое есть белое, и им никогда не встретиться, хотя они молились одному и тому же Богу и желали угодить Ему.
Они оба пошли по стопам своих отцов и стали священниками. Андервуд служил в церквях Аппалачей, в то время как Клеммонс пришёл вместе со своим отцом в Первую Бруклинскую церковь Бога во Христе. За эти годы он также успел получить степень магистра (Городской колледж Нью-Йорка), а также степень магистра богословия в Юнион семинарии. К 1960-м годам он помогал разрабатывать стратегию борьбы за гражданские права доктора Мартина Лютера Кинга-младшего в городе и организовывал Фонд городских служений.
Тем временем Андервуд занимал всё больше и больше руководящих постов в Церкви святости пятидесятников на уровне штата, а затем и на федеральном уровне. Это привлекло внимание к Братству пятидесятников Северной Америки (PFNA), членом-учредителем которого он был. Каждый год руководители собирались вместе, чтобы поклоняться, молиться, общаться и обмениваться идеями. Это был вдохновляющий конклав.
Разве что ...все были белыми. Миллионы афроамериканских пятидесятников никогда не были приглашены.
Андервуд был избран генеральным суперинтендантом своей деноминации в 1989 году. К тому времени, когда два года спустя он также стал председателем PFNA, он был убеждён, что положение вещей должно измениться. Он обратился к Итиэлю Клеммонсу в духе раскаяния. Оба епископа с болью осознавали, что, как резюмировал Андервуд, “манифестация расового примирения продолжалась на Азуза-стрит около трёх лет - с 1906 по 1909 год. Но затем они поддались давлению расистской культуры, вместо того чтобы отдаться благодатной работе Святого Духа”. Эти двое начали искать пути устранения нанесённого ущерба.
В течение следующих двух лет было проведено четыре ознакомительных встречи лидеров, которые завершились официальной конференцией осенью 1994 года под названием “Партнёры-пятидесятники: стратегия примирения для служения в 21 веке”. Местом действия должен был стать Мемфис, штаб-квартира деноминации Клеммонса и, что не случайно, город, где белый застрелил доктора Кинга в 1968 году.
Ожидания были завышены; более трёх тысяч человек посетили вечерние заседания в большом конференц-центре. “Расизм в пятидесятническо-харизматическом сообществе должен быть искоренён”, - заявил Андервуд на открытии заседания. “Как много изменилось бы во время движения за гражданские права в Америке, если бы все дети пятидесятнического возрождения выступили единым фронтом”.
Со своей стороны, Клеммонс возглавил разработку манифеста, который включал такие заявления, как:
Я обещаю совместно с моими братьями и сестрами разных национальностей пророчески выступать против расизма во всех его различных проявлениях внутри Тела Христова и за его пределами и быть бдительными в этой борьбе. . . .
Мы обязуемся не только молиться, но и работать над подлинными и зримыми проявлениями христианского единства. . . .
Переломный момент наступил не на вечернем собрании, а на дневном занятии для учёных. Когда епископ Церкви Бога во Христе Чарльз Э. Блейк со слезами на глазах заявил о своей приверженности любить, несмотря на многочисленные проблемы, зал, казалось, наполнился духом плача и раскаяния. Молодой чернокожий мужчина повысил голос, произнося слова на иных языках. Сразу же известный пастор церкви Foursquare Джек Хейфорд (белый) дал истолкование, начав:
Ибо Господь желает говорить с вами в этот день. . . Мои сыновья и дочери, взгляните, если хотите, на вещи с небесной точки зрения и посмотрите, где вы были разделены на два отдельных потока — то есть на потоки, подобные паводку. Ибо Я излил на вас Свой Дух и наполнил вас благодатью как в кругу ваших собраний, так и в кругу общения.
Но. ...в какой-то степени все запуталось. ...Вы не знали об этом. . . .
Но взгляните! Взгляните, ибо Я Своим Духом соединяю два потока в один. И эти два потока, становящиеся одним целым, если вы можете взглянуть на вещи с небесной стороны, очищаются. . . .
Слушатели всё ещё переваривали это истолкование, когда Дональд Эванс, пастор белой Ассамблеи Бога с Юга (Тампа, Флорида), появился на краю сцены, держа в руках таз с водой и полотенце. Он сказал, что Господь побудил его омыть ноги чернокожему лидеру в знак раскаяния. Вскоре он уже стоял на коленях перед Итиэлем Клеммонсом, омывал ему ноги и просил прощения за грехи белых против их чернокожих братьев и сестёр. Вся аудитория снова разрыдалась.
Следующее, что произошло, была просьба епископа Блейка омыть ноги Томаса Траска, генерального суперинтенданта Ассамблеи Божьей (в основном белой). Он сказал, что это было сделано в знак раскаяния за любую враждебность, которую чернокожие питали к своим белым коллегам.
Старый штамп был разбит вдребезги, и теперь был брошен новый. К следующему деловому заседанию, состоявшемуся во второй половине дня, PFNA, состоящая исключительно из белых, была распущена, и для PCCNA - пятидесятнических/харизматических церквей Северной Америки — разрабатывался проект новой конституции с полным представительством в правлении и членством деноминаций и групп независимо от цвета кожи. Председателем нового совета будет епископ Клеммонс, а заместителем председателя - его друг епископ Андервуд. PCCNA и по сей день является гораздо более многочисленным и энергичным сообществом, в котором втрое больше членов, чем в старой группе.
Клеммонс был достаточно реалистичен, чтобы заметить сильные чувства, скрывающиеся за внешним видом. Одной конференции было бы недостаточно. “Когда белые сближаются с чёрными, часто возникает страх”, - объяснил он. “Возникает страх потери автономии". Далее он обрисовал в общих чертах практические шаги, которые приведут к подлинному примирению:
1. Празднование (совместное поклонение), конечно. Но потом наступает время. . .
2. Общение — рассказывание личных историй о том, как мы осознали свои расовые предрассудки.
3. Исповедь — раскаяние в прошлых и настоящих грехах.
4. Сотрудничество в проектах, которые мы можем осуществить вместе.
5. После этого будьте готовы критиковать, указывая на области, которые всё ещё требуют внимания.
6. И, наконец, вернёмся к поклонению.
За четверть века, прошедшие со времени “Мемфисского чуда”, как его стали называть, не все расовые проблемы были решены. Но дальнейший путь, начатый Б.Э. Андервудом и Итиэлем Клеммонсом, продолжается их наследниками, направленными на обогащение всех составляющих церкви, наделённой силой Духа.