На дворе 1530 год. Протестантская мысль, подобно торнадо, проносится по европейской территории, которая мало изменилась за тысячу лет. Застигнутый бурей, влиятельный город Страсбург (ныне во Франции) охвачен теми же страхами, что бушуют в Германии и Нидерландах. Всё готово для революции. Меховщик Мельхиор Хоффман поднимается на кафедру, чтобы произнести очередную из своих пламенных апокалиптических проповедей. Вот-вот явится "Новое Откровение".
Ранее в том же году этот популярный проповедник спонтанно начал перекрещивать взрослых. Его независимое мышление выходило далеко за рамки того, что предполагал Мартин Лютер, но оно быстро собрало множество последователей в Нидерландах.
Хотя историкам трудно точно определить истоки анабаптистского движения из-за его одновременного возникновения в нескольких местах, большинство сходится во мнении, что проповедь Мельхиора Хоффмана была наиболее значительным фактором в становлении радикального крыла Реформации. Его акцент на буквальном Тысячелетнем правлении Иисуса Христа на земле поразил воображение анабаптистского движения.
Лютеране, кальвинисты и англиканские реформаторы отвергали миллениализм как “невежественную” и “злонамеренную” спекуляцию. В Тридцати девяти статьях, Аугсбургском и Вестминстерском исповеданиях не упоминалось о буквальном Тысячелетнем царствовании Христа. Однако в Страсбурге всё было иначе, поскольку воображение Хоффмана было захвачено двадцатой главой Откровения и ожиданием буквального, неминуемого наступления физического Царства Божьего.
Со всем пылом и яростью проповедника пограничного возрождения Хоффман провозглашал свои вдохновенные образы и видения. Прихожане уже знали, что эпоха подходит к концу; он убедил их, что Конец близок. Личная харизматическая аура Хоффмана придавала ему неукротимую силу. Вершиной его новаторских заявлений было то, что Бог избрал Страсбург в качестве “Нового Иерусалима”.
После трёх лет еженедельных апокалиптических проповедей, исходивших из церкви Хоффмана, местным властям это надоело. Посчитав Хоффмана угрозой обществу, хотя он никогда не выступал за насилие при установлении нового порядка, они заключили его в тюрьму. Городская тюрьма могла удержать этого человека, но не его идеи. Мельхиориты появлялись повсюду.
"Новое Откровение" вскоре разнеслось эхом по улицам голландского Харлема и было встречено в пекарне Яна Матиса. Матис был ничем не примечателен по образованию, но Лютер учил, что, опираясь только на Писание, он обладает совестью и проницательностью не хуже других. Ознакомившись с проповедями Хоффмана, пекарь решил, что обладает исключительной квалификацией для проповеди. Осознав, что он наделён Святым Духом, он стал наследником всего, что обещал Мельхиор Хоффман.
Маттис провозгласил, что он не кто иной, как Енох, второй свидетель из Книги Откровения. Высокий, худощавый человек с развевающейся чёрной бородой был теперь носителем пророческой власти. Сомневающиеся сталкивались с угрозами и запугиванием. Те, кто не примет второго Еноха, будут брошены в ад к дьяволу и его ангелам. Пекарь знал, как распространить огонь.
Группа последователей Матиса разбрелась парами по странам Бенилюкса, подобно тому, как Христос отправлял Своих учеников. Двое из них, Ян ван Лейден и Герард Букбиндер, отправились в Мюнстер, Германия. Там они обнаружили ведущего проповедника города Бернхарда Ротмана, который проповедовал похожие идеи анабаптизма (например, повторное крещение) перед большими толпами людей.
Услышав это свидетельство, Матис внезапно обрёл новое видение. Эсхатологические мечты Хоффмана о Страсбурге не совсем оправдались. Мюнстеру суждено было стать настоящим местом возведения Нового Иерусалима. Пекарь и его сторонники мигрировали на юг, что предопределило трагическую судьбу Мюнстера.
К февралю 1534 года влияние новоприбывших анабаптистов распространилось по городу. Лидер гильдии Бернард Книппердоллинг присоединился к Яну ван Лейдену в уличных проповедях, призывая горожан к покаянию. Последовали волны истерии: люди падали на улицах, у некоторых изо рта шла пена. Заявления о сенсационных видениях “последнего времени” охватили население.
Послание приспешников Матиса было ясным: в то время как на остальной мир обрушиваются разрушения, анабаптисты выживут за стенами Мюнстера, “города-убежища”.
Миграция началась немедленно — в обоих направлениях. Лютеранское население Мюнстера начало покидать город. Контроль над городом перешёл в руки провидца из Харлема.
Матис взобрался на импровизированную кафедру рядом с рыбным рынком, чтобы провозгласить следующую вдохновенную часть "Нового Откровения": чтобы Мюнстер был готов к своей роли в божественной истории, он должен быть тщательно очищен. Чтобы воцарилось царство Христа, город должен быть очищен от духовного разложения римских католиков и лютеран (и всех остальных, кто не принимает доктрину анабаптизма). Несогласных следует казнить.
Книппердоллинг возражал против насилия на том основании, что кровопролитие вызовет гнев и вмешательство внешних групп. Хотя его предостережение оказалось поистине пророческим, он предложил компромисс, заключающийся в том, что оппозиция должна быть всего лишь изгнана. Матис неохотно согласился с оговоркой, что все оставшиеся в Мюнстере безбожники должны быть повторно крещены. Когда город охватило насилие, крещения продолжались безостановочно в течение следующих трёх дней.
Начинается финальная битва
Тем временем Франц ван Вальдек, римско-католический епископ Мюнстера, соорудил баррикаду за пределами города и начал осаду.
Хотя анабаптисты были сбиты с толку нападением, никто иной, как ранее осторожный Книппердоллинг, заверил жителей города, что они одержат верх. Затем он начал готовить мюнстерцев к самообороне.
Матис воспользовался случаем, чтобы укрепить свою власть. Настаивая на том, что у него есть божественное поручение, Матис конфисковал имущество недавних изгнанников. Семь дьяконов собрали мебель, одежду, продукты питания и личные вещи и раздали их верующим-анабаптистам.
Затем Матис и городские проповедники потребовали, чтобы всё имущество было общим. “Божья воля в том, чтобы мы приносили деньги, серебро и золото вместе”, - проповедовал Ротман. “У одного человека должно быть столько же, сколько и у другого”. Новому Иерусалиму требовался институционализированный коммунизм.
Сопротивление было значительным, особенно среди тех, кто недавно принял новое крещение. Но тех, кто сопротивлялся, быстро собрали, приказали отдать свои деньги или умереть и заперли в церкви. Несколько часов спустя Матис и его вооруженные люди объяснили, что согласие было единственным способом вернуться в общину. У пленников не было другой реальной альтернативы, кроме молчаливого согласия.
Матис также объявил кузнеца, которого не убедили, одержимым дьяволом и бросил его в городскую тюрьму Тауэр. Собрав горожан, проповедник публично осудил кузнеца за осквернение чистоты города и приговорил его к смертной казни. Кузнеца поставили в ряд у городской стены. Матис собственноручно выстрелил мужчине в живот, прежде чем обратиться с призывом к собравшейся толпе. Был спет гимн, и все разошлись по домам, чтобы поразмыслить о возможных ошибках на своём пути.
Теперь Матис держал город в своих руках, контролируя даже поток информации. Все книги, кроме Библии, были сожжены на соборной площади. Затем Матис сообщил о божественном повелении взять несколько человек и напасть на позиции епископа за пределами города. Он заверил своих последователей, что Бог наделил его особыми способностями такого масштаба, что он мог даже ловить вражеские пушечные ядра в карманы своего плаща. Пекарь и его слуги отправились расправляться с епископом так же, как он расправился с кузнецом.
События в Мюнстере были просто чудовищны
|
В пасхальное воскресенье 1534 года Матис напал на епископа Вальдека, как один из четырёх апокалиптических всадников, но это было недолго. Вооруженные охранники епископа встали на его защиту. Матис был заколот пикой, а затем обезглавлен. Его голова была водружена на шест, чтобы горожане, выстроившиеся вдоль городских стен, могли наблюдать за ним.
Оббе Филипс, последователь Хоффмана, который отвергал жестокость Матиса, писал о Матисе: “Он был настолько жесток, что даже его враги... боялись его, и, наконец, в суматохе они стали слишком сильны для него, они были настолько разгневаны, что не просто убили его... а зарубили и порубил его на мелкие кусочки".
Оставшиеся верующие были непоколебимы. Ян ван Лейден взял мантию, провозгласил себя королём и начал своё мессианское правление с того, что в диком религиозном экстазе пробежал обнаженным по Мюнстеру. Он назначил 12 человек, ответственных за дела в городе, установив режим террора и диких нововведений, включая многоженство. Он позволял себе излишества, в то же время заставляя граждан соблюдать строгую экономию. Новое тысячелетнее царство было недолговечным.
Тяжесть истории
25 мая 1535 года армия епископа ворвалась в Мюнстер и быстро захватила город. Убийства продолжались два дня. Когда тела наконец сложили на соборной площади, зловоние было невыносимым. Бернхард Ротман, вероятно, погиб во время штурма, а ван Лейден и Книппердоллинг были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены. Надежды на Новый Иерусалим закончились крахом. Лютеранский и кальвинистский пессимизм по поводу попыток человечества установить Царство Божье усилился. Даже сегодня они, как правило, с подозрением относятся ко всем формам как до, так и после миллениализма. События в Мюнстере были просто чудовищны.
Robert L. Wise