В самый первый день двадцатого века группа учащихся Канзасской библейской школы возложила руки на Агнес Озман, молясь о том, чтобы она приняла крещение Святым Духом с ожидаемым знамением говорения на языках. В ходе того, что позже было названо “прикосновением, которое почувствовали во всём мире”, 30-летняя девушка, в то время как “её голову и лицо окружал ореол”, начала “говорить на китайском языке”.
Так зародилось движение пятидесятников, которое в настоящее время насчитывает более полумиллиарда приверженцев. Но несмотря на то, что движение ассоциировалось с языками со времени того молитвенного собрания, посвященного столетию, раннее пятидесятничество было не столько движением языков, сколько движением за пришествие Иисуса.
Миссионерские языки Топики
Пятидесятница в Топике прошла в атмосфере миллениальных ожиданий. После того, как Озман заговорила на языках, её учитель Чарльз Фокс Пархем и большинство других учеников также познакомились с языками. Вскоре Пархем сформулировал учение о том, что языки являются “библейским свидетельством” крещения Святым Духом. Он также верил, что языки - это известные земные языки, которые любой миссионер может немедленно использовать, чтобы собрать окончательный урожай душ перед неминуемым, премиллениальным восхищением Церкви.
"В течение многих лет я считал, что любой миссионер, отправляющийся на чужбину, должен проповедовать на языке местных жителей”, - писал он. “Сегодня любой человек сможет говорить на любом языке мира, если у него достаточно здравого смысла, чтобы позволить Богу использовать его язык и горло”.
Пархем был не первым, кто определил языки как знак духовного крещения. Ещё в 1830 году шотландский пресвитерианский священник Эдвард Ирвинг и группа английских евангелистов предсказали восстановление языков (а также других даров Духа) как знамения конца века.
20 апреля 1830 года, первый зафиксированный раз в современной истории, Джеймс Макдональд заговорил на языках, а его близнец Джордж истолковал его слова: “Вот Он грядёт — Иисус грядёт — плачущий Иисус”. На самом деле, почти все последующие толкования в Англии были сосредоточены на теме “Господь скоро придёт; приготовьтесь встретить Его”.
Джон Нельсон Дарби, разработавший диспенсационную эсхатологию, в которой особое внимание уделяется Восхищению, был другом Ирвинга, и его идеи горячо поддерживались многими руководителями движения «Святости». “Каждый полноценный пятидесятнический опыт включает в себя это пятидесятническое ожидание пришествия Царя”, - сказал один из них.
Прошло совсем немного времени, прежде чем последователи Пархема приготовились использовать свою ксеноглоссолалию на миссионерских полях. “У нас есть несколько миссионеров на местах, обладающих даром общения, которые не только говорят на местном языке и понимают местных жителей, но и могут разумно использовать этот язык”, - заявил Пархем. “Это стало для них настоящим подарком”.
Азуза-стрит и Восхищение
В 1906 году центр пятидесятнического пробуждения перешёл от Пархема к одному из его учеников, Уильяму Дж. Сеймуру, чернокожему проповеднику «Святости» из Техаса, который приехал в Лос-Анджелес, чтобы распространять огонь пятидесятничества. В захудалой миссии на Азуза-стрит проявления языков и исцеления привлекли тысячи посетителей со всего мира. Как и в Топике, все понимали, что Иисус скоро вернётся и что языки являются предвестниками Его пришествия.
"Явления языков" и "истолкования" на Азуза-стрит были единодушны в своём отношении к Восхищению. Например, в сентябре 1906 года Анна Холл пророчествовала: “Я говорю вам, что Иисус грядёт. Идите во имя Моё. ...У Моего народа есть время только на то, чтобы облачиться в красивые одежды и подготовиться к свадебному пиру на небесах”.
Сеймур сам присоединился к эсхатологическому волнению, написав в январе 1907 года в своей статье “Апостольская вера": "Сейчас мы прислушиваемся к стуку колёс Его колесницы... Сейчас мы живём на закате этого периода времени, когда Святой Дух ведёт нас, Невесту Христа, на встречу с Ним на облаках”.
Входной билет к Восхищению
В те далекие времена пятидесятники обычно верили, что языки являются свидетельством “запечатления” Святым Духом, что делает верующих достойными “святых Невесты”. Многие ссылались на притчу о мудрой и неразумной девах из 25-й главы Евангелия от Матфея. На протяжении десятилетий пятидесятнические проповедники предупреждали своих прихожан об опасности отсутствия говорения на языках — необходимого опыта для вознесения в Восхищении.
Одним из таких проповедников был Джордж Флойд Тейлор, который в своей книге “Дух и невеста”, опубликованной в 1907 году, написал, что “запечатлённые” станут "победоносными миссионерами последнего поколения человечества".
В своём заключительном обращении Тейлор раскритиковал “учёных священнослужителей и чиновников с высоких колоколен в высоких шляпах, элегантных пальто, модных туфлях и тросточках с золотыми набалдашниками, с вытянутыми лицами, мрачными выражениями лиц и глубокими вздохами, которые советуются друг с другом: "Как достучаться до масс?" Они на столетия отстали от времени. Эта проблема была решена в день Пятидесятницы”.
После нескольких неудач миссионеров стало меньше желающих на использование миссионерских языков. Но многие из них всё равно были услышаны, и по всему миру с крыш домов звучала весть: “Иисус грядет”. Слушателей предупредили, чтобы они были уверены, что находятся среди «святых Невесты», которые были освящены и исполнены Святого Духа.
После 1910 года, когда стало всё более очевидным, что на самом деле миссионерам не были чудесным образом даны способности говорить на новых земных языках, пятидесятники стали всё чаще рассматривать языки скорее как “свидетельство” крещения Святым Духом и как “молитвенный язык”.