Как скандальное наследие Jimmy Swaggart повлияло на евангельский ландшафт
13 июля Джимми Сваггарт, известный пятидесятнический телеангелист 1980-х годов, был похоронен в Батон-Руже, штат Луизиана, оставив после себя скандальное наследие. Его служение ознаменовалось двумя инцидентами, связанными с проституцией, - сначала в 1988 году, когда он со слезами на глазах исповедался по телевидению, и снова в 1991 году, когда он вызывающе заявил своей пастве: “Господь сказал мне, что это абсолютно не ваше дело". Деноминация Сваггарта, «Ассамблея Божья», лишила его сана, но его паства оказалась на удивление снисходительной. Хотя работа телеевангелиста так и не достигла своих высот как в 1988 году, Сваггарт оставался за кафедрой и на телевидении до дня своей смерти в возрасте 90 лет.
Сексуальная жизнь Сваггарта была большой новостью, особенно в кругах телеведущих. Другие звезды христианского телевидения 80-х и 90-х годов, такие как Джерри Фалуэлл и Пэт Робертсон, использовали свои медиа-платформы для пропаганды консервативной политической политики и строгих личных стандартов святости, когда дело касалось человеческой сексуальности. Но хотя “грехопадение” Сваггарта и было непристойным, оно, безусловно, не было уникальным. Он присоединился к длинной череде американских знаменитостей-проповедников, которые жили и умирали (а затем часто воскресали) от меча американской культуры знаменитостей.
Особый вклад Сваггарта в американское христианство и культуру тесно связан с наследием его дружной семьи пятидесятников из Ферридея, небольшого городка в дельте реки на севере центральной Луизианы. В 1950-х годах Ферридей казался маловероятным местом, где можно было бы найти деятелей, которые сформировали бы основную американскую культуру; город характеризовался глубокими пятидесятническими корнями, укоренившейся бедностью, ограниченным доступом к образованию и резкими расовыми и экономическими различиями, которые маргинализировали как белых представителей рабочего класса, так и афроамериканцев.
Тем не менее, эти, казалось бы, неблагоприятные факторы в совокупности изменили траекторию развития американской популярной культуры, когда такие фигуры, как двоюродный брат Джимми Сваггарта Джерри Ли Льюис, донесли до национальной аудитории образы и звуки пятидесятнических пробуждений Ферридея. Появившись в 1950-х годах на волне молодых музыкантов-южан, Джерри Ли воплотил в себе экстатическую энергию пятидесятнических и церковных служений «Святости» - как чёрных, так и белых - и привнёс её в массовый американский эфир.
Льюис и другие музыканты представили стране, а затем и миру яркий стиль исполнения, отмеченный зажигательными ритмами, задорным вокалом и танцевальными движениями, которые уходят корнями в южное пятидесятничество из таких мест, как Мейкон, Джорджия; Тупело, Миссисипи; и Ферридей. Будучи последователем пятидесятничества, Льюис произвёл сенсацию в поп-культуре и вызвал немалый общественный резонанс, когда превратил пятидесятническое восклицание “огромные языки пламени”, которое использовалось для описания встреч со Святым Духом во 2-й главе Деяний, приведших к характерной практике говорения на языках, в провокационный гимн с безошибочно узнаваемым сексуальным подтекстом.
Как и Джерри Ли Льюис, Сваггарт был опытным музыкантом, но он также был среди тех, кто осуждал рок как “музыку дьявола”. Консервативная критика рок—н-ролла белыми протестантами в 1950-х годах часто отражала античёрный расизм, изображая звучание жанра, уходящее корнями в афроамериканскую музыку такие формы, как джаз и буги-вуги, считаются особенно неприятными, оккультными и морально разлагающими. А пятидесятники вроде Сваггарта — как чёрные, так и белые — были глубоко разочарованы тем, что звуки их церквей использовались “мирскими” рок-н-роллерами. Рок был для них особой духовной угрозой, насмешкой над Богом и осквернением всего святого.
Джимми Сваггарт, возможно, осуждал рок. Но, в конце концов, та же среда, которая помогла родиться "музыке дьявола", способствовала духовной насыщенности, коммерциализации, популярности и популистской привлекательности, которые позже определят его пятидесятнические проповеди.
Подобно не менее печально известным телеангелистам "Ассамблеи Божьей" Джиму и Тэмми Фэй Баккер, Сваггарт превратил пятидесятническую культуру в товар, превратив её эмоциональный пыл, рассказы о чудесах и апокалиптическую актуальность в изысканное, доступное для просмотра телевидение. По мере того как христианское телевидение распространялось по всему миру, Сваггарт превратил экстатическое поклонение в палатках "Южного возрождения" в империю средств массовой информации, охватившую миллионы людей. В его передачах звучали зажигательные проповеди, музыка в стиле госпел, призывы к алтарю и множество возможностей приобрести товары.
Таким образом, и Сваггарт, и Льюис помогли превратить некогда маргинальную религиозную традицию в одну из крупнейших и быстрорастущих форм христианства в Соединенных Штатах и за их пределами. Фактически, недавнее исследование, финансируемое Институтом исследований общественных религий (PRRI), показывает, что харизматическое и пятидесятническое христианство быстро растёт среди самоидентифицирующих себя “рождённых свыше” или евангельских христиан, изменяя как религиозный, так и политический ландшафт в США.
Исторически маргинализованные евангельскими лидерами, харизматические практики, которые продвигал Сваггарт, такие как говорение на языках, пророчество и божественное исцеление, получили широкое признание, особенно среди молодого поколения. Христиане поколения Z и миллениумы чаще посещают харизматические или пятидесятнические богослужения, что говорит о том, что будущее евангелизма может стать всё более харизматичным. По мере того как традиционные евангельские деноминации приходят в упадок, а неденоминационные харизматические конгрегации набирают силу, подъём харизматического христианства может во всё большей степени определять будущее христианского консервативного движения в Америке.
Подобно общине Сваггарта в Луизиане, некоторые харизматы и пятидесятники проявляют высокую терпимость к позору. "Ассамблея Божья", деноминация, лишившая Сваггарта сана, в настоящее время является деноминацией, наиболее поддерживающей президента Дональда Трампа, человека с его собственной долгой историей пренебрежения традиционными моральными требованиями консервативного белого протестантизма. В харизматических церковных кругах возвращению Сваггарта к христианскому служению после публичного позора подражали знаменитые проповедники, такие как Тед Хаггард, Карл Ленц и многие другие, которые терпели публичный позор и снова оказывались в центре внимания, хотя часто и в меньшей степени.
В конце концов, несмотря на критику со стороны церковных привратников, пятидесятники и харизматы нашли способ создавать рок-музыку, которой могли наслаждаться и поддерживать консервативные белые протестанты. Создатели евангельских медиа превратили эту музыку в прибыльную рыночную нишу, известную как «современная христианская музыка», которая стала саундтреком к евангельскому активизму в конце 20-го века. Благодаря своему умению использовать возможности средств массовой информации и рынка, пятидесятнические и харизматичные музыканты в настоящее время создают значительную часть новой церковной музыки в Америке.
Таким образом, история Джимми Сваггарта - это не только история похотливости одного известного христианского лидера. Это также история о том, как культура знаменитостей и средства массовой информации формируют американский евангелический ландшафт. Например, если бы избиратели-евангелисты принадлежали к моральному большинству, политическая карьера Трампа, вероятно, была бы довольно короткой. Но для сообществ, сформированных наследием Сваггарта, скандал не обязательно должен быть концом. Он также может быть началом.