Его детство началось в условиях опасности во времена Третьего рейха Гитлера (он вместе со своей матерью, братьями и сёстрами бежал в Данию, в то время как его отец служил в вермахте), и ничто не намекало на то, что он когда-нибудь будет проповедовать — на английском, а не на своём родном немецком — огромным толпам людей по всей Африке на протяжении более сорока лет.
После окончания Второй мировой войны его отец смог воссоединиться с семьёй и вскоре стал пастором-пятидесятником. Юный Рейнхард родился свыше в возрасте девяти лет и вскоре после этого сам почувствовал Божий призыв к служению. Он пережил крещение Святым Духом и в конце концов поступил в Библейский колледж Уэльса, основанный известным ходатаем Рисом Хауэллсом.
Вернувшись в Германию, он был рукоположен, начал проповедовать и познакомился со своей будущей женой Анни на фестивале госпел-музыки; она произвела на него впечатление своим изящным исполнением неправильно поставленного аккомпанемента, из-за чего проиграла конкурс певцов. Они поженились и были пасторами небольшой церкви до 1967 года, когда бремя призвания для Африки стало настолько тяжелым, что они направились в Лесото, примитивное горное королевство на территории Южной Африки.
Следующие семь лет традиционной миссионерской работы были не особенно успешными. Боннке был разочарован и много молился о том, что должно измениться. В 1974 году ему начал сниться сон, ночь за ночью, в котором он видел карту всего африканского континента, залитую кровью, и голос Бога, провозглашающий: “Африка будет спасена!” Он воспринял это как означающее, что кровь Христа искупит души мужчин и женщин в больших масштабах.
Он приобрёл скромную палатку и установил её в Габароне, столице новой независимой Ботсваны, к северу от Южной Африки. В первый вечер послушать
... Читать дальше »
Широкое влияние моравских миссионеров XVIII века было необычайным. Одним из примечательных примеров является то влияние, которое они оказали на Джона Уэсли, непосредственно приведшее к его обращению. Дневник Уэсли, охватывающий 1736-1738 годы, изобилует комментариями о его наблюдениях за моравами и встречах с ними (часто называя их “немцами”). Несколько подборок основных моментов дают представление о характерах и духе моравского движения и его впечатлении на основателя методистов.
Воскресенье, 25 января 1736 г.
Уэсли находится на борту корабля, направляющегося в Америку, и наблюдает за моравцами в разгар опасных для жизни штормов.
В семь я отправился к немцам. Я задолго до этого заметил огромную серьёзность их поведения. Они постоянно доказывали своё смирение, выполняя те раболепные услуги для других пассажиров, на которые никто из англичан не согласился бы; за которые они не хотели получать никакой платы, говоря: “это было полезно для их гордых сердец” и “их любящий Спаситель сделал больше для них". И каждый день давал им повод проявлять кротость, которую не могла поколебать никакая обида. Если их толкали, били или сбрасывали вниз, они снова поднимались и уходили; но ни одной жалобы не прозвучало из их уст.
Теперь же появилась возможность проверить, избавились ли они от духа страха, а также от духа гордости, гнева и мести. В середине псалма, с которого началась их служба, море разверзлось, разорвало грот-парус на куски, накрыло корабль и хлынуло между палубами, как будто великая пучина уже поглотила нас. Среди англичан поднялся ужасный крик. Немцы спокойно продолжали петь. Впоследствии я спросил одного из них: “Тебе не было страшно?” Он ответил: “Слава Богу, нет”. Я спросил: “Но разве ваши женщины и дети не боялись?” Он мягко ответил: “Нет, наши женщины и дети не боятся
... Читать дальше »
Лидер “местных миссий” обучил более 100 000 евангелистов, но попал в беду из-за финансовых махинаций
Афанасий Йоханнан, основавший одну из крупнейших в мире миссионерских организаций на идее, что западные христиане должны поддерживать “местных миссионеров”, но попавший в беду из-за финансовых нарушений и нечестного сбора средств, скончался 8 мая. Ему было 74 года, и его сбила машина, когда он шёл по дороге недалеко от штаб-квартиры своего служения в Техасе.
Йоханнан, урождённый Кадапиларил Пуннуз, известный в течение большей части своего служения как К.П., основал "Евангелие для Азии" в 1979 году. Согласно недавнему отчёту служения, в течение следующих 45 лет организация обучила более 100 000 человек проповедовать Евангелие и основывать церкви в Индии, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке и других местах Юго-Восточной Азии. "Евангелие для Азии" собирало за год до 93 миллионов долларов, и в 2005 году сообщалось, что оно поддерживает около 14 500 евангелистов и пасторов из числа коренных народов в служении одной и той же культуры и околокультурном служении. Христиан в США попросили выделять по 30 долларов в месяц на их поддержку.
“Если мы и будем евангелизировать миллиарды людей, потерявших жизнь
... Читать дальше »
“Община превратила вечернюю песенную службу 18 августа 1732 года в прощание с этими первопроходцами (Добером и Ничманом). Возможно, на этой эпохальной службе было исполнено до ста гимнов”.
Такое простое заявление биографа Цинцендорфа Джона Вайнлика многое говорит о моравах и их музыке, которая стала для них такой же частью поклонения Агнцу, как и проповедь, причастие или послушание Великому поручению Христа.
Кто знает, возможно, дар пения был единственным, что поддерживало братьев в течение долгой ночи их страданий. Подобно Павлу и Силе, они освящали свои страдания песней. Их можно простить, если, вырвавшись из тюрьмы 100-летнего угнетения в Богемии и Моравии, они немного увлеклись песней. Не без оснований было сказано: “Моравская церковь придавала пению гимнов особое значение в богослужении, которого нет в традициях других общин”.
К этим братьям можно отнести первый протестантский сборник гимнов. Это было в 1501 году, ещё до лютеранской реформации. В том году гуситы, которые в 1457 году образовали братство Унитас, опубликовали сборник из 89 гимнов.
“Некоторые были богемскими версиями древних латинских гимнов”, - говорит Аллен Шаттшнайдер. “В католической церкви пели только священники, обычно на латыни. В Братской церкви людей поощряли петь о своей вере на их родном языке”.
Когда два столетия спустя Бог счёл нужным возродить Моравскую церковь, человек, которого он выбрал в качестве катализатора, был человеком, одаренным в поэзии, любителем песен. Граф Цинцендорф писал гимны всю свою жизнь, ночью и на рассвете, на море или даже в разгар богослужения. Действительно, во время своего пребывания в Нью-Йорке он был настолько поглощён сочинением стихов, что оскорбил местного мирового судью своим трудолюбием и был оштрафова
... Читать дальше »
Он явно не был проповедником, евангелистом-целителем или даже христианским музыкантом. В чем он разбирался лучше всего, так это в молочном бизнесе, чему научился у своего отца-иммигранта. Бабушка с дедушкой и вся семья покинули свою родную Армению в 1905 году на основании смелого пророчества о грядущем бедствии для христиан от Османской империи, где доминировали мусульмане (геноцид армян, разразившийся в 1915 году, вскоре после начала Первой мировой войны).
Поселившись в Лос-Анджелесе, менее чем в километре от молодой миссии на Азуза-стрит, Шакаряны присоединились к расположенной неподалеку армянской пятидесятнической церкви. Именно здесь юный Демос (родился в 1913 году) отдал свою жизнь Христу и в возрасте тринадцати лет был крещён Святым Духом, а также получил исцеление от проблем со слухом. К тому времени семья переехала на несколько миль на юго-восток, в Дауни, штат Калифорния, где земля была дешевле, и усердно строила то, что в конечном итоге стало Reliance Dairy Farms, крупнейшим в стране частным стадом молочных коров (около трёх тысяч). Демоса научили, как их доить, поддерживать их здоровье и продавать их суточную продукцию с прибылью.
В конце концов, он и его жена Роуз задались вопросом, что они могли бы сделать, чтобы продвигать работу Господа в своей области. В 1940 году Демос скромно начал с организации палаточных собраний для странствующих ораторов. Первая палатка вмещала всего триста человек, но в ходе этой кампании 67 человек были исполнены Духом. В течение десятилетия проводились более масштабные мероприятия, кульминацией которых стал молодёжный слёт Hollywood Bowl 1948 года, собравший 22 000 человек. Счета были оплачены, потому что Шакарян возглавил благотворительный ужин для сотни коллег-бизнесменов на ягодной ферме Нотта.
Эти два брата, Леонард Добер и Дэвид Ничман, начали своё путешествие, уверенные в своём небесном призвании и полные решимости упорно трудиться ради Христа, несмотря на все трудности. Да, ценой своей жизни они рискнули бы всем, получив благословение общины на собрании в Херрнхуте 25 августа 1732 года. Граф Цинцендорф лично благословил Добера, возложив руку на этого человека, который почувствовал призвание выступить в качестве свидетеля. “Позвольте Духу Иисуса Христа всегда вести вас”, - сказал граф.
По пути в Копенгаген они навестили различных богобоязненных друзей, многие из которых отговаривали их от поездки. Услышав об их призвании и планах, эти люди изо всех сил пытались переубедить мужчин. Они стремились показать им невозможность их честолюбия и те неудобства, которые лежали перед ними, и что в конце их неописуемых и неустанных усилий их могла ждать только верная смерть. Видя, как сильно они возражали, братья не пытались противоречить им, но оставались верны тому, кто призвал их, уверенные, что они ничего не могут сделать, кроме как следовать их убеждениям.
Только графиня фон Штолльберг в Вернигероде укрепляла братьев в том, что они планировали сделать, и поощряла их рисковать всем ради Христа. Было таким ободрением слышать, как графиня говорит таким образом, потому что до этого только граф Цинцендорф говорил ободряюще.
В Копенгагене, куда они прибыли 15 сентября, никто не согласился ни с ними, ни с их призванием. Братьям сказали, что у них будут только самые большие трудности. Люди там пытались убедить их в их глупости, во-первых, говоря, что ни один корабль их не заберёт, и, во-вторых, что если они когда-нибудь прибудут на Сент-Томас, то не смогут там выжить. Их наде
... Читать дальше »
Даже по меркам других миссионеров служение ирландской женщины детям, подвергшимся сексуальной эксплуатации, было бесстрашным
Стоя на коленях у постели, трёхлетняя Эми Кармайкл молила Бога сделать её глаза голубыми. К сожалению для этой малышки молитва не привела к чуду.
Но десятилетия спустя, став взрослой женщиной, после того как она покинула Ирландию, чтобы обосноваться в тогдашней оккупированной британцами Индии, она вспомнила свою детскую молитву. С её светлой кожей она никогда бы по-настоящему не слилась с местными жителями. Но её карие глаза соответствовали глазам людей, среди которых она жила, — иначе это было ещё одним препятствием при попытке наладить отношения в качестве миссионера.
Кармайкл переехала в Индию в возрасте 27 лет и никогда оттуда не уезжала. Большая часть её служения была отмечена нарушением культурных норм, касающихся храмовой проституции. Её молитвенная жизнь, постоянная составляющая её служения и хорошо задокументированная в её книгах и личных трудах, выявила её смелость, упрямство и выдержку в обстоятельствах, которые бросали ей серьёзный вызов, - качества, необходимые ей в её усилиях поделиться любовью Христа с сотнями женщин и детей на протяжении всей ее жизни.
“Иди, ты”
Старшая из семерых детей, Эми Кармайкл (1867-1951), выросла в зажиточной христианской семье в Миллисле, Северная Ирландия. Она пришла к вере во Христа подростком, посещая уэслианскую методистскую школу-интернат в Йоркшире, Англия. Но её пребывание в школе было прервано, когда она была вынуждена вернуться домой из-за финансовых трудностей своей семьи.
Семья переехала в Белфаст по делам бизнеса, где её отец умер от пневмонии. Кармайкл посвятила себя служению другим, нач
... Читать дальше »
Твёрдо веря, что это воля Божья, Цинцендорф, таким образом, начал формировать разделённую группу беженцев разных конфессий в единую и свидетельствующую Общину, но в течение всего лета люди, казалось, ждали и готовились к ещё более знаменательному посещению и повелению от Господа.
В июне Цинцендорф и его семья переехали в свою новую резиденцию в Herrschaftshaus в Херрнхуте, ещё до того, как стены их квартиры высохли. Воскресенье 2 июля было днём великого благословения; граф проповедовал в Херрнхуте; пастор Шведлер проповедовал в Бертельсдорфе; а Рот проповедовал на кладбище. Все три места были переполнены слушателями. Вся округа пылала благодарением Богу …
19 июля и на следующей неделе практический гений Цинцендорфа в области выражения и оживления христианского братства породил “Группы”, без которых, по его словам, “Братская церковь никогда бы не стала тем, чем она была". Группа состояла из двух, трёх или более человек, имеющих некоторое духовное родство, которые встречались наедине и беседовали о состоянии своих сердец, увещевали, порицали и молились друг за друга. Цинцендорф разделил всё число братьев и сестёр на эти группы и назначил одного человека во главе каждой группы …
Днём и ночью Цинцендорф продолжал посвящать себя своей работе в качестве непосвященного катехизатора в Херрнхуте. Для него это было пищей и питьём; его дом никогда не закрывался; и он посещал всех прихожан, помогая, молясь и направляя нуждающихся. 16 июля он с большой эффективностью молился среди молодежи. Помимо обязательного ночного дежурства, небольшие группы одиноких братьев проводили ночные бдения в молитве и размышлении, которые порождали подлинный покой в Боге и к которым Цинцендорф часто присоединялся. 22 июля десять братьев, включая Кристиана Дэвида, Мельхиора Ничмана и Леонарда Добера, заключили совместный з
... Читать дальше »
“Херрнхут был тихой гаванью с его двумя сотнями домов, построенных на возвышенности, с двух сторон окруженной вечнозелеными лесами, с других - садами, а неподалеку - высокими холмами. Это было прибежищем веры в мире неверия; единства в мире разделения”.
Льюис описал это как “один из самых замечательных экспериментов в области христианского служения, которые когда-либо видел христианский мир”. Граф Цинцендорф и двенадцать избранных старейшин служили городским советом этого маленького “приюта веры” в юго-восточной Саксонии. Всё — строительство и техническое обслуживание, уборка улиц, забота о бедных и немощных, образование детей и даже необходимые налоги — находилось в ведении совета. Мужчина не мог жениться или начать торговлю, не посоветовавшись со старейшинами.
Верные своему названию — “На страже Господа” — старейшины Херрнхута усердно следили за душами, находящимися на их попечении. Каждую неделю руководители различных “хоров” встречались с Цинцендорфом, "чтобы обсудить конкретных членов". Неженатые мужчины жили в “Доме одиноких братьев”, незамужние женщины — в “Доме одиноких сестёр”, над которым Анна Ничманн служила старейшиной наравне с другими старейшинами, что довольно сильно отличалось от общепринятой практики того времени. Вскоре в Херрнхуте был открыт детский пансионат как для ухода за детьми миссионеров в зарубежных странах, так и для образования всех детей. Цинцендорф рассматривал все эти объединения как “идеальный метод христианского воспитания” — и это было то, чем занимался Херрнхут.
Начиная с четырёх часов летом и пяти часов зимой, спящий город просыпается под песню сторожа — “Часы показывают пять! Пять девственниц будут потеряны, и пятерых будут приветствовать на свадьбе!” Все собрались в большом зале для утренних молитв и пения. В шесть часов сторож кричит: “Часы показывают шесть, и от
... Читать дальше »
Всякий раз, когда два или три харизмата собираются вместе, возникает четыре или более мнений о Кеннете Хейгине, отце движения “Слово веры” (или “Позитивное исповедание”). Для некоторых учение кроткого, похожего на дедушку техасца открыло врата к более полной жизни, полной духовного, физического и материального изобилия. Для других его учение имеет серьёзные недостатки. И это только для начала.
Родившийся и выросший среди южных баптистов, интерес Хейгина к здоровью был не просто теоретическим; у него был врождённый порок сердца плюс заболевание крови, что означало болезненное детство. В возрасте пятнадцати лет он посвятил свою жизнь Христу, а год спустя, хотя и был прикован к постели, получил поразительное исцеление, сосредоточившись на Марка 11:23-24 — “Ибо истинно говорю вам, что всякий, кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море; и не усомнится в сердце своём, но поверит, что то, что он говорит, сбудется; у него будет всё, что он скажет. Поэтому я говорю вам: чего бы вы ни пожелали, когда молитесь, верьте, что получите это, и будет вам” (KJV). В последующие годы он неоднократно цитировал эти стихи.
Он основал неденоминационную церковь ещё до своего двадцатилетия и, узнав о крещении духом на палаточном собрании пятидесятников, был пастором конгрегаций Ассамблеи Божьей на протяжении 1940-х годов. В 1949 году он начал путешествовать в качестве преподавателя Библии и евангелиста, в конечном счёте на несколько лет обосновавшись в Гарленде, штат Техас, прежде чем в 1966 году переехать в Талсу. К тому времени у него была ежедневная радиопередача под названием “Семинар веры в прямом эфире”, и он излагал своё фирменное послание: что Бог ответит на то, что верующие заявляют в вере, что приведёт ко всевозможным добрым и благочестивым вещам. В конце концов, разве в Библии
... Читать дальше »
Историки приписывают этому “скромному плотнику-подмастерью” то, что он был одним из двух людей, наиболее ответственных за Херрнхут. Родившийся 31 декабря 1690 года в Сенфтлебене, Моравия, он рано проявил религиозные наклонности. Но его не удовлетворило католическое воспитание. Два фактора глубоко подготовили его к обращению в христианство в возрасте 27 лет — плотник-христианин, который научил его своему ремеслу, и немецкая Библия, которую он получил в возрасте 20 лет. После долгих лет поисков он нашел Христа, когда болел в Герлице, Саксония, недалеко от границы с Моравией, когда лютеранский пастор ухаживал за ним, чтобы он выздоровел. В том же 1717 году Давид женился и также предпринял путешествие в Моравию, чтобы завоевать души. Там он встретил братьев, которые жаждали возрождения своей древней церкви, цепко придерживаясь пророческого слова, сказанного предком, о том, что их гонимая церковь будет жить. После встречи Давида с графом Цинцендорфом в 1722 году эта надежда стала реальностью. Он провел первых моравских беженцев через границу в Херрнхут и фактически основал это поселение, срубив первое дерево. Цинцендорф должен был называть его “моравским Моисеем” за то, что он десять раз пересекал границу и вёл братьев к свободе. Хотя иногда он проявлял недальновидность и колебался в своей вере под влиянием сильного лжеучения, он всегда возвращался к своей преданности Христу. В 1733 году он возглавил группу из трёх братьев в трудной миссии по оказанию помощи датскому миссионеру среди эскимосов Гренландии.
Графиня Цинцендорф (1700-1756)
В молодой графине из дома Генриха X фон Ройсса граф Цинцендорф нашел компаньонку, отлич
... Читать дальше »
ФАКТ: Моравская община Херрнхута в Саксонии в 1727 году начала круглосуточную “молитвенную вахту”, которая продолжалась без перерыва более ста лет.
ФАКТ: К 1791 году, через 65 лет после начала этого молитвенного бдения, небольшая моравская община отправила 300 миссионеров на край света.
Может ли быть, что между этими двумя фактами есть какая-то связь? Является ли горячее ходатайство основным компонентом всемирной евангелизации? Ответом на оба вопроса, безусловно, будет безоговорочное “да”.
Героический ход евангелизма моравцов в восемнадцатом веке не получил того внимания, которого заслуживает. Но ещё менее прославленным, чем их миссионерские подвиги, является то столетнее молитвенное собрание, которое поддерживало пламя евангелизма.
В течение первых пяти лет своего существования поселение Херрнхут проявляло мало признаков духовной силы. К началу 1727 года община, насчитывавшая около трёхсот человек, была охвачена раздорами и пререканиями - маловероятное место для пробуждения!
Цинцендорф и другие, однако, заключили завет молиться и трудиться ради пробуждения. 12 мая наступило пробуждение. Христиане засияли новой жизнью и силой, разногласия исчезли, а неверующие обратились.
Оглядываясь назад на тот день и четыре славных месяца, которые последовали за ним, Цинцендорф позже вспоминал: “Всё это место действительно представляло собой видимое жилище Бога среди людей”.
Дух молитвы сразу же проявился в братстве и продолжался на протяжении всего того “золотого лета 1727 года”, как моравцы стали называть этот период. 27 августа того же года двадцать четыре мужчины и двадцать четыре женщины заключили завет проводить один час каждый день в запланированной молитве.
Некоторые другие присоединились к “ежечасному ходатайству”.
“Более ста лет все члены Моравской церкви участвовали в ‘ежечасном заступниче
... Читать дальше »
Николаус Людвиг фон Цинцендорф, наследник одной из ведущих европейских семей, был предназначен для выполнения высоких обязанностей в Европе 18 века. С 1662 года все мужчины в клане Цинцендорфов носили графский титул в Священной Римской империи; таким образом, юный Николай Людвиг при рождении стал графом Цинцендорфом.
Его мать записала его рождение в семейной Библии, отметив 26 мая 1700 года в Дрездене “дар моего первенца, Николая Людвига”, прося “Отца милосердия” “управлять сердцем этого ребёнка, чтобы он мог безупречно идти по пути добродетели... пусть его путь да укрепится в его Слове”.
Этот ребёнок унаследовал, как очевидно, благочестивое происхождение в лютеранстве, и он останется лютеранином на протяжении своих шестидесяти лет. Но история знала бы его как моравца. И всё же, если бы он был жив сегодня, его, вероятно, не удовлетворило бы ни то, ни другое. Возможно, первый церковник, использовавший термин “экуменизм”, говоря о церкви, этот человек, опередивший своё время, был одержим одной идеей - духовным единством верующих христиан - лютеран, моравцев, всех.
Наследием Цинцендорфа, с духовной точки зрения, была та особая разновидность лютеранства, на которую оказал влияние пиетизм. Пиетисты стремились познать Христа лично. Для них ходить со Спасителем означало быть отделёнными от мира, избегать танцев, театра и праздных разговоров. Это означало жить в послушании Христу в Его Слове и любить Его всем сердцем в песне и молитве. Их духовный основатель, Филипп Якоб Шпенер, был крёстным отцом юного Людвига и любимым другом замечательной бабушки графа, баронессы Генриетты Катерины ван Герсдорф.
Через шесть недель после рождения юного Людвига его отец умер от туберкулеза, оставив его на попечение трёх женщин — его матери, её сестры, тёти Генриетты, и бабушки. Только двое
... Читать дальше »
(1915–2003) Умный, искренний — и подверженный ошибкам
Какого бы стереотипа ни придерживались о пятидесятнических/ харизматических лидерах (ярких, эмоциональных, провинциальных, завораживающих), Дерек Принс им не подходит. Родившийся в Бангалоре, Индия, в семье британцев, он получил блестящее английское образование по возвращении в Великобританию, сначала в элитной школе-интернате для мальчиков Итон, затем в Королевском колледже Кембриджа, где получил стипендию по древней и современной философии. Он не был набожным (“Религия мало что даёт мне”, — говорил он), но, собираясь на военную подготовку в первые дни Второй мировой войны, он взял с собой Библию из лёгкого любопытства, какой философский материал она может содержать.
В свободное от работы время он начал читать её. Он прочитал примерно половину Ветхого Завета, когда однажды поздно вечером драматическая встреча с Иисусом Христом застала его врасплох. Менее чем через две недели он обнаружил, что молится не на английском, а на чём-то, что звучало как китайский. На протяжении всей войны, служа медиком, он продолжал расти в духовном понимании.
В конце войны он был демобилизован из британского медицинского корпуса во время командировки в Иерусалим. Там он, когда ему было тридцать лет, случайно познакомился с датчанкой лет сорока пяти Лидией Кристиансен, которая руководила сиротским приютом для девочек. Со временем они поженились, и в одночасье Принс стал отцом восьми усыновлённых ею дочерей: шести еврейских, одной палестинской и одной английской.
Арабо-израильская война 1948 года вынудила семью покинуть Святую Землю; вернувшись в Лондон, он основал пятидесятническую церковь и руководил ею в течение следующих восьми лет. После этого пара переехала на третий континент — в Африку, где он стал директором кенийского педагогического колледжа. В этот период времени они так
... Читать дальше »