Соломон Стоддард родился в аристократической семье из Новой Англии в Бостоне и окончил Гарвардский университет в 1662 году. Он был первым библиотекарем университета, а также некоторое время был конгрегационалистским священником на Бермудских островах.
Город Нортгемптон, штат Массачусетс, который был основан в 1654 году, назначил Элеазара Мазера своим священником в 1659 году. Через 10 лет Мазер умер, оставив после себя 25-летнюю вдову Эстер и троих детей. В том же 1669 году Нортгемптонская церковь призвала Соломона Стоддарда произнести свою первую проповедь в Нортгемптоне. События развивались быстро, и в 1670 году Стоддард стал одновременно священником Нортгемптонской церкви и новым мужем Эстер Мазер.
Положение Стоддарда в Нортгемптоне оказало влияние на всю Новую Англию. Когда первое поколение пуритан уходило из жизни, их дети уже не были так заинтересованы в соблюдении строгих церковных правил, которых придерживались их родители, — членства, которое также определяло колониальное гражданство. Стоддард сыграл важную роль в своём предложении о половинчатом соглашении. Раньше, по пуританской традиции, чтобы стать членом церкви, человек должен был пройти “опыт обращения”. Но Стоддард разрешил людям причащаться и крестить своих детей без официальных ограничений на обращение в христианство, что не понравилось некоторым пуританским лидерам, но помогло удержать людей на церковных скамьях.
Однако это изменение в требованиях к членству не повлияло на желание Стоддарда помочь жителям Новой Англии по-настоящему обратиться в христианство. В период с 1679 по 1719 год он проповедовал во время пяти пробуждений, когда многие люди, особенно молодёжь, обратились к спасению через Христа. Стоддард, в частности, научил одного студента своим методам проповеди для достижения пробуждений: Джонатана Эдвардса, своего внука и главного оратора во время Первого Великого пробуждения.
Alphonsus Liguori (1696-1787), основатель Редемптористов
Альфонс Лигуори родился недалеко от Неаполя, Италия, и в возрасте 16 лет получил две докторские степени по юриспруденции. Лигуори добился успеха в качестве юриста, не проиграв ни одного дела, пока ему не исполнилось 27 лет, и в этот момент он услышал, как Господь сказал: “Оставь этот мир и отдай себя Мне”. В 30 лет он стал священником, и его любили за глубокие, но доступные проповеди.
Спустя почти шесть лет после своего рукоположения Лигуори основал Конгрегацию Пресвятого Искупителя. Группе священников, также известной как Редемптористы, было поручено служить, трудиться среди бедных и проповедовать им как в городских, так и в сельских районах. Редемптористы также чувствовали себя призванными бороться с янсенизмом в католических кругах. В отличие от крайнего морального ригоризма, которого, по его мнению, янсенисты требовали от своих приверженцев, Лигуори подчеркивал благодать, полагая, что “к кающимся следует относиться как к душам, подлежащим спасению, а не как к преступникам, подлежащим наказанию”.
Вопреки желанию Лигуори, папа Климент XIII назначил его епископом Сант-Агата-дель-Готи близ Неаполя в 1762 году. Лигуори извлёк максимум пользы из сложившейся ситуации, реформировав епархию сверху вниз. И хотя политические махинации Редемптористов к концу его жизни привели его в глубокое уныние, его община выжила; сегодня Редемптористы служат в 100 странах. Папа Григорий XVI канонизировал Лигуори в 1839 году.
Mary Bosanquet (1739-1815), сострадательная методистская служительница
Родившаяся в Англии в богатой англиканской семье с гугенотскими корнями, Мэри Бозенкет увлеклась методизмом и обратилась в христианство примерно в 1757 году. Это вызвало трения в семье, особенно когда она отказалась выйти замуж за богатого молодого человека, которого выбрали её родители.
Решив использовать богатство своей семьи для прославления Бога и помощи другим, Бозенкет и её подруга Сара Райан переоборудовали большой семейный дом "Кедры" в сиротский приют, больницу и реабилитационный центр для нуждающихся людей. Бозенкет руководила там методистскими богослужениями, чтобы сироты могли получить основательное религиозное образование. В 1768 году она перевезла сиротский приют за город и переименовала его в Кросс-Холл.
В 1771 году Бозенкет выступила в защиту своей проповеднической деятельности перед основателем методистской церкви Джоном Уэсли. Она чувствовала, что Бог дал ей “необычное призвание”. Она утверждала, что, проповедуя, она не имела власти над людьми, а просто призывала грешников к покаянию, а также описывала работу Иисуса в своей собственной жизни. Уэсли согласился, создав прецедент.
Бозенкет служила в Кросс-Холле до своего замужества, находя жильё или работу для всех сирот, прежде чем закрыть приют в 1782 году. Бозенкет и её муж Джон Флетчер вместе основали методистское служение в Мадли, Англия, где оба проповедовали, ухаживали за больными и вели методистские занятия. Джон Флетчер умер в 1785 году. Хотя Уэсли пытался убедить Мэри служить в Лондоне теперь, когда она овдовела, она продолжала проповедовать, учить и прислуживать в Мадли, всё это время живя в доме викария. Она проповедовала пять раз в неделю до 75 лет и умерла в 1815 году.
Иеремия Минтер родился в 1766 году в Вирджинии. В юности Минтера сразу привлёк методизм из-за его строгих правил в отношении святости. Примерно в возрасте 21 года он был рукоположён в сан проповедника в методистской епископальной церкви. В 1789 году он был назначен дьяконом, а на следующий год стал старейшиной. Это была важная должность, особенно для такого молодого человека, поскольку у методистов было всего 66 других старейшин во всей стране.
Примерно в это же время Минтеру было поручено оказывать духовную помощь в одном из районов Вирджинии. Он познакомился с набожной методисткой и женой владельца плантации Сарой Джонс. Минтер был проповедником “огня и серы” и часто навещал верующих в своём округе. Поэтому он часто приезжал на плантацию Джонса, и их связывали глубокие отношения благодаря частой переписке.
Ходили слухи, что у Минтер и Джонс были сексуальные отношения, и, хотя эти обвинения не были доказаны, это причинило Минтеру столько страданий, что он якобы выбрал жизнь евнуха. Вскоре у Минтера возникли проблемы с руководством методистской церкви, поскольку о его состоянии стало широко известно. Фрэнсис Эсбери записал в своём дневнике: “Случай бедняги Минтера дал повод грешникам и всему миру смеяться, говорить и писать”. Минтера отправили проповедовать в Вест-Индию, а когда он вернулся в Америку шесть месяцев спустя, он отказался покаяться. Таким образом, его понизили до должности местного проповедника, и он написал язвительный отчёт, обвиняющий Эсбери в колдовстве.
Сара Джонс умерла в 1794 году, и по стечению обстоятельств Эсбери проповедовал на её похоронах. В 1799 году Минтер опубликовала автобиографию Джонс, включающую около 150 страниц её писем, в том числе её интимную переписку с ним.
Lorenzo Dow (1777-1834), эксцентричный методист-примитивист
Лоренцо Доу, родившийся в Коннектикуте, в юности стал методистом. Подростком он пытался стать проповедником, но руководство методистской церкви отказало ему. Но в 1798 году его пригласили стать методистским окружным проповедником с испытательным сроком в Нью-Йорке, что также привело его в Вермонт и Массачусетс. После миссионерской поездки Доу с проповедью к католикам в Ирландии руководство методистов отделилось от его служения. В 1799, 1805 и 1818 годах он путешествовал по Ирландии и Англии, знакомя людей с палаточными собраниями пробуждения. Его работа в Англии побудила к созданию Примитивной методистской церкви - методистской деноминации, ориентированной на святость.
Доу был эксцентричным человеком и проповедником. Он был неопрятен, у него была длинная немытая борода. Он проповедовал смело и без стеснения, часто плакал, уговаривал, кричал, расхаживал взад-вперёд, шутил и просил милостыню. Хотя он и не мог официально представлять методистскую епископальную церковь, он проповедовал методистское учение, осуждая кальвинизм, римский католицизм, деизм и всё остальное, что, по его мнению, противоречило посланию Иисуса Христа о прощении и искуплении. Чаще всего он путешествовал пешком, иногда к нему присоединялась его жена Пегги.
Он был убеждённым аболиционистом, и поэтому на Юге (США) часто встречал яростных недоброжелателей. Но это его не остановило, и в своей автобиографии он вспоминает, как Бог впервые призвал его проповедовать:
“Встань и иди, ибо Я послал тебя”. Я сказал: “Пошли, кого пожелаешь, только не меня, ибо я невежественный и самый безграмотный юноша, не годный для такой важной задачи” — Ответ был таков: “То, что Бог очистил, ты не называй обычным”.
Объехав все Соединённые Штаты, Доу умер в возрасте 56 лет в Вашингтоне, округ Колумбия. В его некрологе 1834 года говорилось:
Он был публичным проповедником более 30 лет, и вполне вероятно, что из его уст Евангелие услышало больше людей, чем из уст кого-либо другого со времён Уайтфилда.
Peter Cartwright (1785-1872), Божий пахарь
Питер Картрайт родился в Вирджинии, а вырос в Кентукки после того, как его отец, ветеран войны за Независимость, перевёз их семью в 1790 году. Там Картрайт подростком обратился в методизм во время палаточного собрания пробуждения. Он описал своё обращение в веру в своей автобиографии: “И хотя с тех пор я часто изменял Ему, всё же я ни на секунду не сомневался в том, что Господь тогда и там простил мои грехи и даровал мне религию”. Не прошло и года, как Картрайт начал проповедовать на диком Западе. Он был рукоположен Фрэнсисом Эсбери и Уильямом Маккендри в 1806 году.
Называя себя Божьим пахарем, Картрайт проявил большую настойчивость в качестве проповедника, преодолев 500 километров в пределах своего округа. Но, путешествуя, он увидел всё зло рабства и в 1824 году решил переехать в свободный Иллинойс. Более 50 лет он продолжал проповедовать в Кентукки, Теннесси, Огайо, Индиане и Иллинойсе, обратив тысячи людей в свою веру. Он также путешествовал с библиотекой: Библией, сборником гимнов и методистским учебником дисциплины. Уроженец пограничья, Картрайт смело проповедовал, призывая всех грешников к покаянию.
Картрайт выступал против рабства, но опасался, что использование политической власти для искоренения этого бедствия навсегда разделит страну; вместо этого он предпочел апеллировать к морали. Когда Картрайт два срока был демократом в законодательном собрании штата Иллинойс, он продолжал апеллировать к общей морали, а не к политическим маневрам, направленным на искоренение рабства. В конце концов, в 1846 году он проиграл борьбу за место в Конгрессе 37-летнему Аврааму Линкольну. После долгой и насыщенной жизни в качестве отца, мужа, окружного проповедника, капеллана во время войны 1812 года, соучредителя колледжа и политика, Картрайт умер в 1872 году.
Henry Ward Beecher (1813-1887), аболиционист и оратор
Генри Уорд Бичер, родившийся в Коннектикуте, был восьмым из 13 детей знаменитого преподобного Лаймана Бичера, проповедника времён Второго Великого пробуждения. Многие из братьев и сестёр Бичера оказали глубокое влияние на общество своей активной деятельностью, в том числе его сестра Харриет Бичер-Стоу, автор книги "Хижина дяди Тома".
Бичер был невоспитанным студентом, но когда он начал посещать Амхерстский колледж, то проявил большой талант оратора и лидера. После окончания Амхерста он поступил в теологическую семинарию Лейна в Огайо, которую окончил в 1837 году. Затем он женился на Юнис Буллард и в 1839 году стал священником Второй пресвитерианской церкви в Индианаполисе. Его неформальный стиль проповеди покорил прихожан. Бичер вернулся на Восточное побережье в качестве священника в Плимутской церкви в Бруклине, Нью-Йорк. Всегда выступавший против рабства, Бичер стал более непреклонным в своей аболиционистской позиции.
Несмотря на то, что Бичер вырос в строгой кальвинистской семье, он придерживался иной позиции, чем его отец, делая упор на Божью любовь, а не на дисциплину. Он популяризировал более мягкое и социально сознательное христианство, выступая не только за аболиционизм, но и за избирательное право женщин, соответствие Теории эволюции Библии, воздержание и быстрое восстановление «Юга» после гражданской войны.
Бичера часто обвиняли в том, что он бабник, и в 1875 году начался нашумевший судебный процесс по делу о его предполагаемой связи с женой близкого друга. Присяжные не смогли вынести вердикт, но Плимутская церковь оправдала его в следующем году. Он умер в 1887 году.