Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Американский адвентизм: великое разочарование
В последние годы мы почти привыкли ожидать широко разрекламированных сообщений из Библейского пояса Техаса и авангардной Калифорнии о самопровозглашенном пророке, объявляющем о конце света. Он привлекает множество сторонников или вызывает панику — и в итоге оказывается неправ. Однако самый известный случай на американской земле произошёл на северо-востоке Соединённых Штатов незадолго до Гражданской войны.

Пророк рока не был фанатиком с выпученными глазами. Это был честный фермер с квадратной челюстью, который ходил в церковь, по имени Уильям Миллер.

Бывший капитан на войне 1812 года, Миллер в 1816 году отошёл от деизма. Взволнованный, он начал “исследовать Писания” в поисках истины. Через два года он убедился, что понимает их, особенно Даниила 8:14: “на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”.

Очищение святилища, полагал Миллер, могло означать только очищение земли огнём - короче говоря, конец света.

Интерпретируя эти пророческие дни как годы и начиная с даты пророчества (Джеймс Ашер отнёс её к 457 году до н.э.), Миллер пришёл к выводу, что окончание 2300 “дней” придётся на 1843 год: “Таким образом, я пришёл к торжественному выводу, что примерно через 25 лет после этого времени, как все дела нашего нынешнего государства были бы улажены”.

Рубеж тысячелетий

Миллер вырос в Лоу-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, недалеко от границы с Вермонтом. В 1803 году он женился и переехал в Поултни, штат Вермонт, где занимался фермерством и служил шерифом и мировым судьей.

Этот район, населённый фермерами-поселенцами, находился на одном из основных маршрутов, ведущих из Новой Англии на Средний Запад. Из обжитых городов Востока тысячи предприимчивых янки устремлялись к новым землям за горизонтом.

Атмосфера была наполнена оптимизмом. В одном из гимнов, написанных в 1840-х годах, говорилось:

Мы живём, мы пребываем
В великое и ужасное время
В эпоху, о которой говорят многие века
Чтобы жить возвышенно.

Мечты Тысячелетия процветали по всему региону. В Онейде, штат Нью-Йорк, странный перфекционист по имени Джон Хамфри Нойес основал общину, основанную на предположении, что Второе пришествие произошло в 70 году нашей эры и приход Царства Божьего зависел от готовности верующих жить в соответствии с требованиями христианской любви в обществе.

Другой житель Нью-Йорка по имени Джозеф Смит верил, что Бог вернул ему истинное Евангелие в преддверии Второго Пришествия. Этому великому событию, по его словам, будут предшествовать жестокие гонения и скорби для его последователей, “святых последних дней”.

Однако ни один из этих пророков не собрал столько людей за столь короткое время, как Миллер, когда он обнародовал свои точные расчёты относительно Второго пришествия Христа.

Маркетинг Миллера

Поначалу он неохотно раскрывал свой секрет. Но в 1828 году он почувствовал внутренний “зов” поведать миру о своём открытии. “Я пытался оправдаться, - писал он позже, - я сказал Господу, что не привык говорить... что у меня медлительная речь и косноязычие. Но я не мог получить никакого облегчения”.

К 1831 году он набрался смелости поделиться своим открытием с соседями и друзьями. Когда его попросили обсудить свои взгляды в близлежащей церкви, он внезапно обнаружил, что может быть красноречив только в этом вопросе.

Приглашения множились, и Миллер приобрёл некоторую известность в округе. Хотя он никогда не был рукоположен, в 1833 году его статус был официально подтвержден лицензией на проповедь.

Затем произошло два события, которые позволили Миллеру привлечь гораздо большую аудиторию. Во-первых, в 1838 году он опубликовал свои «Свидетельства из Писания и истории о Втором пришествии Христа, датируемые примерно 1843 годом». Затем он совершил поездку по крупным городам Новой Англии с серией лекций. В Эксетере, штат Нью-Гэмпшир, он встретился с Джошуа В. Хаймсом, пастором баптистской часовни на Чардон-стрит в Бостоне. Хаймсу нравились толпы людей, особенно на лагерных собраниях, и он сразу почувствовал силу, исходящую от тихого фермера средних лет. Поэтому он охотно присоединился к Миллеру в качестве его менеджера и агента по рекламе.

Хаймс снабдил Миллера великолепной таблицей, отображающей расчёты за тысячелетие в графической форме, купил самую большую палатку в стране для его собраний и редактировал два журнала — нью-йоркский "Полуночный крик" и бостонский "Знамения времени".

Человек из Миллера за одну ночь превратился в движение миллеритов. Хаймс и его коллеги набирали других евангелистов и отправляли их в турне с проповедями, организовывали лагерные собрания и публиковали трактаты, книги и брошюры.

По мере приближения страшного года проповеди Миллера собирали всё больше людей. За шесть месяцев он прочитал более 300 лекций на постоянную тему: Готовы ли вы встретиться со своим Спасителем?

Толпы разгневанных граждан пытались разогнать некоторые собрания. Самого Миллера забросали яйцами и гниющими овощами. Но толпа становилась всё больше, и число последователей росло. Более 50 000 человек поверили Миллеру, а ещё около миллиона человек проявляли любопытство и выжидали.

Назначенная дата

С нарастающим волнением люди начали требовать определенного дня явления Господа. Миллер неохотно вдавался в подробности, но в январе 1843 года он объявил, что этот еврейский год — с 21 марта 1843 по 21 марта 1844 года — должен стать концом света. Но, по его словам, если оценка окажется немного неточной, его последователи должны верить, что их освобождение наступит скоро, в назначенное Богом время.

По мере того как шёл год, напряжение росло, особенно когда на небе внезапно появилась комета. В Нью-Йорке и Филадельфии состоялись масштабные собрания, но даты будущих собраний были объявлены с оговоркой, что “если время не заставит себя ждать”.

Миллер был болен большую часть 1843 года, и его помощники, многие из которых были гораздо менее осторожными, чем старый солдат, продолжали борьбу. Их радикализм усугублял страдания усталого пророка.

В первые дни 1844 года Миллер, которому тогда было 62 года, сидел дома, отдыхая после напряженного турне — 85 лекций за восемь недель. Но он твёрдо верил, что конец близок. Зная о насмешниках, он подумал, что пришло время написать “верующим во второе пришествие” несколько ободряющих слов:

"Мы прошли то, что мир называет последним этапом 1843 года. . . . Ваше сердце начинает трепетать? Или вы ждёте своей благословенной надежды на славное явление Иисуса Христа? Позвольте мне сказать вам на языке благословенной Книги Божьей: "ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит". Никогда ещё моя вера не была так сильна, как в этот самый момент”.

Затем наступило 21 марта 1844 года — и ничего не произошло. Через месяц Миллер признал свою ошибку и своё разочарование. Но один из его последователей указал на другие стихи (Авв. 2:3, Лев. 25:9) и объяснил, что должно быть “время ожидания” в семь месяцев и десять дней.

Итак, 22 октября 1844 года стало новым днём возвращения Христа, и люди снова сплотились под лозунгом: “Десятый день седьмого месяца”. Миллер, наконец, перешёл на новую дату. “Я вижу славу седьмого месяца”, - сказал он. “Слава Господу, о душа моя! ...Я почти дома”. Волнение усилилось, и число живущих на краю вечности, казалось, стало больше, чем когда-либо.

Когда пришла и прошла вторая дата, как и первая, большинство последователей Миллера были полностью разочарованы. Многие озлобились на Миллера, который прожил до 1849 года и умер дискредитированным, почти забытым человеком.

После разочарования

Несмотря на "великое разочарование", как его стали называть, некоторые адвентисты остались непоколебимы. Одна небольшая группа в Новой Англии была убеждена, что Миллер был прав в отношении времени “чистки”, но ошибся в выборе места. 22 октября 1844 года Христос действительно очистил святилище в соответствии с пророчеством Даниила, но святилище находилось на небесах, а не на земле. Христос не явился на землю из-за того, что церковь не соблюдала субботу. Эта крошечная группа, возглавляемая Джеймсом Уайтом и его женой Эллен Гулд Уайт, стала «Церковью адвентистов седьмого дня», которую мы знаем сегодня.

Другие адвентисты собрались в Олбани в 1845 году, чтобы организовать конференцию, которая позже разделилась на три группы. Одна из них сегодня называется "Христиане второго пришествия". Они считают, что Миллер ошибся со временем, но это не имеет значения. Он был прав в главном: Христос скоро придёт.

И с этой истиной, по крайней мере, до сих пор согласны многие другие христиане.

Bruce Shelley
Категория: История | Просмотров: 110 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Америка, разочарование, заблуждение, адвентизм, Второе пришествие
         
     
Книги [2425]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2819]
Разное [712]
Библия [353]
Израиль [301]
Новости [597]
История [779]
Картинки [398]
MorningStar [1318]
Популярное [214]
Пророчества [1165]
Пробуждение [399]
Прославление [1127]
Миссионерство [332]
It's Supernatural! [804]
Какой информации больше на сайте?
Всего ответов: 7
500

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025