Малоизвестные или примечательные факты о раннем пятидесятничестве
Журнал Life, составляя список из 100 главных событий второго тысячелетия, поместил пятидесятничество на 68-е место. В “Христианском словаре Америки” говорится, что пятидесятничество, возможно, является "самым значительным событием в христианстве двадцатого века".
Хотя многие считают Пробуждение на Азуза-стрит в 1906 году рождением современного пятидесятничества, но "говорение на языках" имело место на двух более ранних собраниях "Святости", одно в Топеке, штат Канзас, в 1901 году, а другое в округе Чероки, штат Северная Каролина, в 1896 году.
Трудно сказать, какая из них является старейшей пятидесятнической деноминацией. "Объединенная Святая церковь" и "Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси) указывают на то, что пятидесятники существовали ещё в 1886 году. "Пятидесятническая церковь Святости", корни которой уходят в 1879 год, была первой, кто приняли чёткое пятидесятническое изложение веры в 1908 году.
Ранние пятидесятники утверждали, что дар языков - это прежде всего умение говорить не на небесном языке (глоссалалия), а на других человеческих языках (ксенолалия). С какой целью? Один из первых руководителей церкви Чарльз Пархэм сказал: “В течение многих лет я считал, что любой миссионер, отправляющийся на чужбину, должен проповедовать на языке местных жителей, и что если Бог когда-либо снаряжал своих служителей таким образом [посредством ксенолалии], Он мог бы сделать это сегодня”. Хотя существует множество историй о ксенолалии, ни одна из них не была подтверждена.
Многие первые пятидесятники были пацифистами. С началом Первой мировой войны некоторые пятидесятники призвали к созыву “великого совета мира”, на котором они могли бы заявить о своем неприятии войны. Каждая крупная пятидесятническая конфессия в какой-то момент принимала пацифистскую резолюцию.
Пятидесятники часто были столь же суровы в вопросах социального поведения, как и фундаменталисты. В дополнение к запрету традиционных пороков, таких как алкоголь, табак и кино, они коснулись жевательной резинки, платьев с короткими рукавами, безалкогольных напитков и галстуков.
Хотя большинство первых пятидесятников вышли из рабочего класса, движение процветало среди бедных и маргинализированных слоев общества. Первые пятидесятники преподавали “теологию бедных”, интерпретируя свой значительный рост как особое благоволение Бога к бедным.
Расовая гармония ознаменовала самый ранний этап движения; пробуждение на Азуза-стрит возглавил чернокожий Уильям Сеймур, а черные и белые поклонялись и разделяли лидерство в церкви. Как заметил один пятидесятнический историк того времени, “Цветовая граница была смыта кровью”.
С другой стороны, некоторые белые критики отмечали, что, поскольку движение “началось с чернокожего человека” и начиналось “как жаркий ветер из африканской пустыни..., [оно] лучше приспособлено к тропическому климату, где достаточно воды, чтобы погрузить жертв этой адской силы”.
Пятидесятники находили повод для споров практически по любому поводу, от запретов на употребление свинины до правильного учения о Троице. Результат: сегодня во всем мире насчитывается 11 000 пятидесятнических или харизматических деноминаций.
В первые годы существования движения было много женщин-проповедниц и пасторов, и самой известной пятидесятницей двадцатого века была евангелистка Эйми Семпл Макферсон. Другой ранней известной проповедницей была Мария Вудворт-Эттер, которая однажды заявила: “Для женщин настало время проявить свои таланты, которые были спрятаны и ржавели, и использовать их во славу Божью”.
Для большинства пятидесятников языки и исцеления были всего лишь средством достижения более высшей цели. Как выразился один современный лидер пятидесятников, “Несмотря на обвинения в обратном, пятидесятники не тратят всё своё время на разговоры о языках. Вместо этого они постоянно стремятся привести людей ко Христу”.
Крупнейшей церковью в мире является пятидесятническая церковь в Корее: церковь полного Евангелия Йойдо, пастором которой является Дэвид Йонги Чо. Еженедельные богослужения посещают 240 000 человек. Две пятидесятнические церкви в Буэнос-Айресе собирают вместе 150 000 человек каждую неделю.
Пятидесятничество стало самой быстрорастущей ветвью мирового христианства. Число его приверженцев увеличивается на 13 миллионов в год, или на 35 000 в день. Насчитывая почти полмиллиарда приверженцев, оно является крупнейшей христианской традицией после римского католицизма.