Евангелики не слишком охотно приветствовали пятидесятников
|
Почти сразу после зарождения пятидесятничества ветвь христианства, породившая это движение, отреклась от своего потомства. Родители, радикальные евангелики, рассматривали ребёнка как уродливого мутанта. Оскорбительные слова произносились в течение десятилетий, сменившись угрюмым молчанием только в 1930-х годах.
Просто повальное увлечение
"Радикальные евангелики" — приверженцы уэслианской святости и фундаменталисты "высшей жизни" (такие, как "Христианский и миссионерский альянс") — неоднократно называли новое движение "причудой" или "повальным увлечением". The Christian Witness и Advocate of Bible Holiness, например, утверждали, что "новый фанатизм" скоро "выйдет иссякнет и останется диковинкой в музее десяти тысяч безумных смертей".
Другие подчеркивали дурную славу географического места рождения возрождения. Ф. У. Питт, известный лондонский пастор, назвал это движение исключительно американским феноменом, "страной чудесных собраний и причудливых религий". Другой автор подтвердил то, о чём многие подозревали: в Лос-Анджелесе было больше фанатиков, чем в любом другом городе Соединённых Штатов.
Ещё одной стрелой в полемическом колчане критиков было преуменьшение численного масштаба угрозы. Финеас Ф. Брези, основатель "Церкви Назарянина", назвал это пробуждение "незначительным событием", оказавшим "примерно такое же влияние, как камешек, брошенный в море".
Шли месяцы, и страх подтачивал сдержанность. К 1908 году для большинства из них прозвучал сигнал тревоги. Пришло время выбрать ту или иную сторону и показать терпимость такой, какой она была на самом деле: заигрыванием с дьяволом.
Семьи распадались, церкви раскалывались, деноминации распадались на части. Наиболее заметные расколы произошли внутри "Церкви Бога во Христе", "Церкви Святости крещёных в огне", "Церкви Святости Северной Каролины" и "Христианско-миссионерского альянса", которые распались или подверглись серьёзной потери членов в период с 1907 по 1910 год. Многие общины стали свидетелями постоянного и болезненного сокращения числа прихожан.
Рост безнравственности
Столкнувшись с этим реальным кошмаром, евангельские лидеры предприняли многостороннюю контратаку, указывая на недостатки пятидесятников один за другим.
Сексуальная безнравственность, по общему мнению, занимала одно из первых мест. То, что пятидесятники делали на собраниях, вызвало самые мрачные подозрения. Так, когда А.Т. Пирсон, редактор престижного журнала "Missionary Review of the World", впервые предупредил своих читателей об угрозе со стороны пятидесятников в июле 1907 года, он отметил, что на их собраниях имели место случаи "шокирующего непристойного поведения". Два месяца спустя Пирсон пришел к выводу, что он допустил ошибку, и проявил "мягкость и умеренность".
Собранные свидетельства надёжных очевидцев содержали "слишком шокирующие факты, чтобы их можно было напечатать". Другие лидеры не испытывали угрызений совести, разоблачая так называемые пороки пятидесятников.
Евангелист "святости" с юга У. Б. Годби обнаружил в их кругах немало "порождённого адом свободолюбия", добавив, для пущей убедительности, что игроманы, атеисты, шлюхи и воры тоже говорят на языках. Даже Рубен А. Торри сказал, что пятидесятнические собрания "кишели безнравственностью самого грубого характера".
В глазах критиков духовная гордыня пятидесятников была даже главнее их сексуальных проступков. Денверская проповедница Алма Уайт назвала пятидесятников самыми "самодовольными" людьми на земле. Один служитель "Свободной методистской церкви" покинул собрание пятидесятников в Чикаго, потрясённый не столько услышанными доктринами, сколько "оскорбительной, высокомерной и напыщенной манерой", в которой они были представлены. Один "назаретский" автор сказал, что пятидесятники относились к своей способности говорить на языках как к награде, "которую носят, как павлин носит свои хвостовые перья".
Духовная гордыня, казалось, порождала и других червей, особенно нежелание признавать истину. Критики подозревали, что пятидесятники преувеличивали количество людей, посещавших их собрания, искажали результаты своих служений и откровенно лгали о чудесном говорении на иных языках.
Прежде всего, они лжесвидетельствовали, рассказывая об исцелениях, которые происходили на их собраниях. В своей работе, симптоматично названной "Трагедии исцеления верой", Ф.У. Питт утверждал, что он присутствовал на многих собраниях целителей и, да, видел несколько случаев исцеления, но только от лёгких нервных расстройств.
Что ещё хуже, по мнению критиков, религия пятидесятников фактически подвергала опасности физическое тело. Энтузиасты получали травмы, когда впадали в транс, натыкаясь на предметы или падая на пол. Критики утверждали, что свидетельства изобиловали историями о том, как люди падали на землю, отбросив костыли, сдерживали слёзы, выбросив очки, или даже умирали, прекратив отчаянно необходимое медицинское лечение. Знаменитый учитель Библии Гарри А. Айронсайд знал одну девушку-подростка, у которой выпали все волосы из-за "неестественного возбуждения" на собраниях Святого Духа. По словам некоторых, в нескольких случаях решимость поститься до возвращения Иисуса приводила к тому, что люди были близки к голодной смерти или даже фактически умирали от голода.
"Нагрузка на мозг"
Физический вред был лишь половиной опасности. "Хорошие, честные люди", - возмущался педагог из Алабамы, - "превратились в фанатиков с дикими глазами... из которых вытекла любовь, а их вера навсегда разрушена".
Сотрудники "Китайской внутренней миссии" были обеспокоены тем, что собрания местного "Миссионерского союза пятидесятников" приводили к "последствиям опасного характера", включая "нагрузку на мозг", а иногда и "безумие". "Назаретский вестник святости" утверждал — надо сказать, без каких-либо доказательств, — что учение пятидесятников на самом деле побуждало новообращённых выходить на улицу и убивать своих врагов.
Ситуация стала особенно нестабильной, когда в неё были вовлечены дети. В Аллиансе, штат Огайо, квакер-пятидесятник Леви Луптон совершил ошибку, пригласив мальчика на своё палаточное собрание. Мать мальчика приступила к активным действиям. Она наняла местных головорезов, которые ворвались на собрание, облили Луптона и нескольких прихожан серной кислотой, а затем забрали её ребенка.
Если разлучение семей вызвало наибольший накал страстей, то разрушение поместных церквей заняло второе место. "Ни одно сообщество не застраховано от этой самой опасной ереси", - прогремел один из редакторов.
В Алабаме президент колледжа "Святости" написал другу, что пятидесятническое извержение стало одним из самых печальных событий в его жизни. "[Это] нанесло удар и полностью разрушило … дело Божье", - вздохнул он. Повсюду в мире, протестовал Джесси Пенн-Льюис, пятидесятники сеяли "разделение среди христиан".
Когда гнев сменился недоумением, евангелики нашли всему главное объяснение: сатана. По этому мнению, пятидесятничество было — выбирайте сами — "грубым обманом сатаны", "гигантским замыслом сатаны", "сатанинским нападением... на Самого нашего Господа", полностью "от дьявола", "чисто от дьявола", "чудовищной ересью... из ада".
Поменялись ролями
Пятидесятники дали отпор. И их реакция часто была такой же энергичной, новаторской и несправедливой, как и нападки их критиков.
Наиболее распространённым ответом, по сути, было: "Посмотрите на наш послужной список, посмотрите, что мы сделали". Для пятидесятников их достижения были не чем иным, как сверхъестественными.
Души спасены, тела исцелены, пагубные привычки искоренены, долги погашены, браки восстановлены, даже дети-подростки приручены и возвращены в любящие объятия семьи и церкви.
А. П. Франклин, находившийся в Индии в качестве миссионера "Скандинавского альянса", писал о внутренней борьбе, которую он испытал, когда впервые услышал об учении пятидесятников:
"дьявол искушал меня поверить, что мы на ложном пути, что это был какой-то выдуманный гипноз или вообще от самого дьявола". Но когда Франклин открыл глаза и увидел, как кардинально изменились жизни тех, кто прошёл через крещение, он, без сомнения, понял, что это движение может исходить только от Бога.
Из всех выдвинутых против них обвинений пятидесятники сочли обвинение в расколе самым невероятным. С регулярностью, граничащей с литанией, они отмечали, что пробуждение объединило друзей, братьев, методистов, сторонников "Спасения", баптистов, конгрегационалистов и даже римских католиков.
По словам Т. Б. Барратта, патриарха норвежского пробуждения, новое движение доказало свою "способность растопить давно разделённые сердца". Барратт ясно говорил от имени тысяч пятидесятников по всему миру: "Таким образом, вместо того, чтобы разрушать жизни и дома людей, как утверждают наши оппоненты, это пробуждение послано Богом".
Как мог кто-либо навлечь на себя гнев Божий, насмехаясь над пятидесятническим пробуждением, когда было совершено так много хорошего? Истинно верующие пятидесятники предложили множество ответов. Многие из тех, кто их критиковал, по их утверждению, изначально были отступниками. Некоторые из них были прирождёнными драчунами, которые скорее сеяли смуту, чем спасали души. Другие критики уже зарекомендовали себя как несгибаемо упрямые, очень похожие на "неразумных дев" из библейской притчи. Некоторые были просто и необъяснимо извращёнными, без всякой на то причины.
А ещё была гордость — упрямая, дьявольская гордость. Насколько мог судить евангелист Фрэнк Бартлман, Бог в конце концов обошёл стороной миссии "Святости" в Калифорнии, потому что они были "слишком довольны своем благочестием". Господь требовал "смиренных людей", но люди "святости" были "слишком горды своим положением".
И так продолжалось год за годом. Иногда высказывались более благородные натуры, такие как Эйми Макферсон, но не часто. Отношения несколько улучшились после Второй мировой войны, но даже сегодня две группы часто оказываются на противоположных сторонах экуменического каньона и с подозрением смотрят друг на друга.
Grant Wacker - доцент богословской школы Университета Дьюка и соредактор журнала Church History journal. Эта статья в несколько ином виде появилась в "Журнале истории церкви" в июле 1996 года.
|