До недавнего времени латиноамериканцы были самыми незаметными членами семьи пятидесятников
Ежегодно пятидесятники привлекают от 30 000 до 40 000 латиноамериканцев, которые отходят от римского католицизма.
По словам одного наблюдателя, пробуждение на Азуза-стрит было заметно "свободным от всех националистических чувств". "Если мексиканец или немец не говорит по-английски, он встаёт и говорит на своём родном языке и чувствует себя как дома, потому что Дух говорит через его лицо, и люди говорят "Аминь". Ни один сосуд, который может использовать Бог, не отвергается из-за цвета кожи, одежды или образования".
Не случайно, что первым примером разнообразия этнической принадлежности для этого наблюдателя стал "мексиканец", поскольку с самого начала пятидесятничества латиноамериканцы играли важную роль в этом движении.
Религия старых времён
Абундио и Роза Лопес были одними из первых, кто принял крещение "Святым Духом и огнём" на Азуза. "Благодарение Богу за тот Дух, который привёл нас в "Миссию на Азуза-стрит", апостольскую веру, древнюю религию", - воскликнули они. "Мы не можем выразить нашу благодарность, которую мы испытываем ежеминутно, за то, что Он сделал для нас, поэтому мы хотим, чтобы нас использовали для исцеления души и тела".
С самого начала латиноамериканцы стекались в миссию на Азуза-стрит в поисках Бога и лучшей жизни. По не совсем понятным причинам их безудержный энтузиазм и желание свидетельствовать побудили руководителя миссии "безжалостно разгромить" латиноамериканский контингент в 1909 году.
Этот конфликт породил латиноамериканское пятидесятническое движение, многие из которых покинули миссию и начали проповедовать пятидесятническую весть в барриосах и трудовых лагерях для мигрантов в США, Мексике и Пуэрто-Рико. Ещё в 1912 году латиноамериканцы организовали свои собственные, полностью автономные и независимые церкви в Калифорнии, Техасе и на Гавайях.
Тринитаризм и единство
Споры о единстве Бога раскололи молодое латиноамериканское пятидесятническое движение в 1913 году. Многие отвергли учение о Троице как небиблейское и приняли послание Единства.
Франсиско Льоренте и Антонио Нава организовали первую латиноамериканскую конфессию Единства в США в 1916 году. Их огромная евангелизационная работа, наряду с работой их последователей, превратилась в движение, насчитывающее 900 конгрегаций и 100 000 последователей по всей территории Соединённых Штатов.
Пятидесятники "Апостольской Ассамблеи" и "Церкви Мира" отличаются от своих коллег из "Ассамблеи Бога" (AG) как практикой, так и доктриной. Они не посвящают женщин в духовный сан и требуют, чтобы женщины носили головной убор во время богослужения. Они также не одобряют женщин, которые носят косметику, украшения, брюки или стригут волосы.
Раскол и харизма
В то время как споры о единстве раздирали пятидесятническое движение, молодой, высокий и идеалистичный англо-методист по имени Генри К. Болл перешёл в пятидесятничество. Хотя Болл ни слова не говорил по-испански, он начал проповедовать мексиканцам через переводчика в Рикардо, штат Техас, (недалеко от Корпус-Кристи) в 1915 году. В том же году он основал "Латинский окружной совет Ассамблей Бога". Будучи приверженцем создания церквей коренных народов, его зачастую упрямое и патерналистское отношение к мексиканцам привело к серьезному расколу.
Нежно известный как "Могучий ацтек", физически импозантный Франсиско Олазабаль (работавший с Боллом) покинул AG в 1923 году, потому что "гринго взяли власть в свои руки".
Когда разногласия с Боллом остались позади, Олазабаль основал "Латиноамериканский совет христианских церквей". Мощные евангелизационные собрания Олазабаля, направленные на евангелизм и исцеление, прокатились по городам Лос-Анджелеса, Эль-Пасо, Чикаго, Нью-Йорка и Пуэрто-Рико подобно духовной приливной волне.
В то время как евангелизационные собрания исцеления Олазабаля охватывали Барриос, Х.С. Болл и "Латинский окружной совет" молча основывали церкви по всей территории США. Энергичный Болл и Элис Люс опубликовали "Апостольский свет" и "Гимнос де Глория" ("Гимны славы"), открыли библейские школы в Калифорнии и Техасе, и настойчиво вербовали и обучали своих духовных преемников с техасской энергией. Сегодня движение, основанное Боллом и Люси, насчитывает 290 000 латиноамериканцев и 1700 церквей.
История латиноамериканского пятидесятничества полна динамичных персонажей, таких как Чонита Морган Ховард, которая проповедовала пятидесятническое послание верхом на лошади в Северной Мексике и Аризоне. Доминго Круз, вспыльчивый, неграмотный одноногий человек, прославился своими убедительными проповедями среди трудовых лагерей мигрантов на фермах Северной Калифорнии. Есть и другие, такие как Роберт Фиерро, он же "обожжённый ирландец", и А.С. Вальдес, которые привели в восторг тысячи латиноамериканцев и англосаксов своими мощными евангелизационными служениями по всей стране.
Незаметны пятидесятники
Работа, которую эти незаметные пятидесятники (их история редко рассказывается) начали до Второй мировой войны, сегодня распространяется подобно лесному пожару по всей территории США и Латинской Америки. Хотя эти пятидесятнические храмы и иглесиасы часто насчитывают в среднем от 60 до 100 членов, они ежегодно привлекают от 30 000 до 40 000 латиноамериканцев, исповедующих римский католицизм.
"Их священник, - заявил один из исследователей латиноамериканского пятидесятничества, - скорее всего, сам является фабричным рабочим, убеждённым в том, что "человек Божий с Библией в руках прошёл достаточную подготовку". Многие пятидесятники посещают церковь каждый вечер на двухчасовое служение. Громкое чтение Библии вслух и спонтанные свидетельства - неотъемлемая часть каждой службы, они перемежаются криками "Аллилуйя" и "Благодать Господня". Гимны дополняются ритмичными хлопками в ладоши, как правило, в сопровождении гитары, барабанов, тамбуринов, басовой скрипки, фортепиано или небольшого ансамбля".
Их призыв к "рождению свыше", наполненной Духом жизни, к сожалению, привёл к огромным конфликтам и преследованиям в их семьях и районах, где их насмешливо называют "Алелуйяс".
Пятидесятническое движение, наряду с целым рядом других религий, разрушает стереотип о том, что быть латиноамериканцем - значит быть римско-католиком. Сегодня, по оценкам, 1 миллион латиноамериканцев присоединились к пятидесятническому/харизматическому движению и посещают одну из 10 000 конгрегаций и молитвенных групп в 40 латиноамериканских пятидесятнических/харизматических традициях по всей территории США и Пуэрто-Рико.
Gastón Espinosa в 1997-1998 годах был стипендиатом Сесара Чавеса в Дартмутском колледже.