В конце 1735 года из Англии в Новый Свет прибыл корабль. На борту находился молодой англиканский священник Джон Уэсли, которого пригласили служить пастором британским колонистам в Саванне, штат Джорджия. Когда погода испортилась, корабль оказался в серьезной беде. Уэсли, тоже капеллан корабля, опасался за свою жизнь.
Но он заметил, что группа немецких моравов, направлявшихся проповедовать американским индейцам, совсем не боялась. На самом деле, несмотря на бурю, они спокойно пели. Когда поездка закончилась, он спросил моравского лидера о его безмятежности, и моравец ответил вопросом: Есть ли у него, Уэсли, вера во Христа? Уэсли сказал, что да, но позже подумал: "Боюсь, это были пустые слова".
На самом деле Уэсли был сбит с толку этим опытом, но его недоумение привело к периоду поиска души и, наконец, к одному из самых известных и последовательных обращений в истории церкви.
Религиозное воспитание
Уэсли родился в сильной англиканской семье: его отец, Сэмюэл, был священником, а его мать, Сюзанна, верно учила религии и морали своих 19 детей.
Уэсли учился в Оксфорде, проявил себя прекрасным учёным и вскоре был рукоположен в англиканское служение. В Оксфорде он вступил в общество (основанное его братом Чарльзом), члены которого давали обеты вести святую жизнь, причащаться раз в неделю, ежедневно молиться и регулярно посещать тюрьмы. Кроме того, каждый день они проводили по три часа, изучая Библию и другие религиозные материалы.
Из этого "Святого клуба" (как насмешливо называли его сокурсники) Уэсли отплыл в Джорджию, чтобы служить пастором. Его опыт оказался неудачным. Женщина, за которой он ухаживал в Саванне, вышла замуж за другого. Когда он попытался навязать своей церкви дисциплину "священного клуба", прихожане взбунтовались. Озлобленный Уэсли вернулся в Англию.
1678 |
Джон Буньян пишет "Путешествие Пилигрима" |
1687 |
Ньютон публикует Principia Mathematica |
1689 |
Закон о веротерпимости в Англии |
1703 |
Родился Джон Уэсли |
1781 |
Джон Уэсли умирает |
1793 |
Уильям Кэри отплывает в Индию |
Сердце странно потеплело
Поговорив с другим моравцем, Питером Болером, Уэсли пришел к выводу, что ему не хватает спасительной веры. Хотя он продолжал стараться быть хорошим, он оставался разочарованным. “Я действительно постоянно сражался, но не побеждал. … Я падал, поднимался и снова падал".
24 мая 1738 года он пережил событие, которое изменило всё. Он описал это событие в своём дневнике:
“Вечером я очень неохотно отправился в общество на Олдерсгейт-стрит, где читали предисловие Лютера к Посланию к Римлянам. Примерно без четверти девять, когда он описывал перемену, которую Бог производит в сердце через веру во Христа, я почувствовал, как моё сердце странно потеплело. Я чувствовал, что уповаю на Христа, только на Христа ради спасения, и мне была дана уверенность, что Он взял на Себя мои грехи, и спас меня от закона греха и смерти".
Тем временем другой бывший член "Священного клуба", Джордж Уайтфилд, добился замечательного успеха как проповедник, особенно в промышленном городе Бристоле. Сотни бедняков рабочего класса, угнетённых индустриализацией Англии и забытых церковью, переживали эмоциональное обращение под его пламенной проповедью. Откликнулось так много людей, что Уайтфилд отчаянно нуждался в помощи.
Уэсли нерешительно принял просьбу Уайтфилда. Он не доверял драматическому стилю Уайтфилда; он сомневался в правильности проповеди Уайтфилда на открытом воздухе (радикальное новшество для того времени); он чувствовал себя неловко из-за эмоциональных реакций, вызванных даже его собственной проповедью. Но Уэсли вскоре проникся новым методом служения.
Обладая организаторскими способностями, Уэсли быстро стал новым лидером движения. Но Уайтфилд был твёрдым кальвинистом, в то время как Уэсли не мог проглотить доктрину предопределения. Кроме того, Уэсли утверждал (против реформатской доктрины), что христиане могут наслаждаться полным освящением в этой жизни: любовью к Богу и своим ближним, кротостью и смирением сердца, воздержанием от всякого проявления зла и совершением всего во славу Божью. В конце концов пути двух проповедников разошлись.
От "методистов" к методизму
Уэсли не собирался основывать новую деноминацию, но исторические обстоятельства и его организационный гений сговорились против его желания остаться в Англиканской церкви.
Последователи Уэсли впервые встретились в частных домашних "обществах". Когда эти общества стали слишком большими, чтобы члены могли заботиться друг о друге, Уэсли организовал "классы", каждый из которых состоял из 11 членов и лидера. Классы собирались еженедельно, чтобы молиться, читать Библию, обсуждать свою духовную жизнь и собирать деньги на благотворительность. Мужчины и женщины встречались порознь, но лидером “класса” мог стать любой.
Нравственный и духовный пыл собраний выражен в одном из самых известных афоризмов Уэсли: "Делай всё хорошее, что можешь, всеми средствами, всеми способами, во всех местах, во все времена, всем людям, которым можешь, пока можешь".
Движение быстро росло, как и его критики, которые называли Уэсли и его последователей "методистами" - ярлык, который они с гордостью носили. Иногда это становилось хуже, чем обзывательство: методисты часто сталкивались с насилием, когда наёмные хулиганы срывали собрания и угрожали жизни Уэсли.
Хотя Уэсли планировал свои странствующие проповеди так, чтобы они не мешали местным англиканским службам, епископ Бристоля всё ещё возражал. Уэсли ответил: "Мир — это мой приход" - фраза, которая позже стала лозунгом методистских миссионеров. На самом деле Уэсли никогда не сбавлял темпа, и во время своего служения он ежегодно проезжал более 4000 миль, произнося около 40 000 проповедей за свою жизнь.
Несколько англиканских священников, таких как его брат-поэт Чарльз, присоединились к этим методистам, но основная часть проповеднической нагрузки легла на Джона. В конце концов он был вынужден нанять мирских проповедников, которым не разрешалось служить Причастие, а лишь служили в дополнение к назначенному служению Англиканской церкви.
Затем Уэсли организовал своих последователей в "связи", а ряд обществ-в "цепи" под руководством "суперинтенданта". Периодические собрания методистского духовенства и мирян-проповедников со временем превратились в "ежегодную конференцию", куда назначались те, кто должен был служить в каждом округе, обычно на трёхлетний срок.
В 1787 году Уэсли был обязан зарегистрировать своих мирских проповедников как неангликанцев. Тем временем по другую сторону Атлантики Американская революция изолировала методистов-янки от их англиканских связей. Чтобы поддержать американское движение, Уэсли независимо рукоположил двух мирских проповедников и назначил Томаса Кока суперинтендантом. С этими и другими действиями методизм постепенно вышел из Англиканской церкви, хотя сам Уэсли оставался англиканцем до самой своей смерти.
Мы точно знаем, сколько последователей было у Уэсли, когда он умер: 294 проповедника, 71 668 британских членов, 19 миссионеров (5 в миссионерских станциях) и 43 265 американских членов с 198 проповедниками. Сегодня в мире насчитывается около 30 миллионов методистов.