Разногласия по поводу "Завершенной работы" стали первым расколом в пятидесятничестве |
В 1911 году, когда Уильям Дарем осудил доктрину освящения, основанную на "втором благословении", молодая женщина ударила его шляпной булавкой, чтобы продемонстрировать своё "явное несогласие". Она была не одинока в своём презрении к его "демоническим" взглядам. Конфликт вокруг освящения разгорелся годом ранее и стал первым полномасштабным конфликтом в пятидесятническом движении.
Раннее пятидесятническое движение возникло из "движения святости" и, подобно своему основателю, разделяло взгляды Джона Уэсли на освящение: оно представляло собой мгновенный опыт "полного освящения" или "христианского совершенства" и что это был отдельный опыт от обращения. Ранние пятидесятники называли это "вторым благословением" и рассматривали как необходимую подготовку к третьему переживанию - пребыванию Святого Духа (то есть новому пятидесятническому переживанию).
В 1910 году Уильям Х. Дарем, пастор миссии на Норт-авеню в Чикаго, вызвал волну возмущения в пятидесятнических кругах, когда осудил эти взгляды. "Я начал выступать против учения о том, что для спасения и очищения человека требуются два действия благодати", - писал он позже. "Я отрицал и продолжаю отрицать, что Бог не имеет дела с природой греха при обращении. Я отрицаю, что обращённый или рождённый свыше человек внешне омыт и очищен, но что его сердце остается нечистым, в нём живёт вражда против Бога".
Это не было бы спасением, утверждал он, потому что спасение "означает, что весь ветхий человек, или старая природа, которая была греховной и порочной и которая была именно тем, что в нас было осуждено, распята со Христом". Он назвал свою позицию "завершенной работой на Голгофе", поскольку верил, что работа Христа на кресте была достаточной как для спасения, так и для освящения. "Пятидесятники завершенной работы", постепенно также стали придавать особое значение постепенному процессу освящения, а не мгновенному, в ходе которого освящающий труд Христа "присваивается" на протяжении всей жизни человека.
Запрещено посещать Азузу
Дарем вернулся в миссию Азуза в 1911 году (где он получил дар говорения на языках в 1906 году). Уильям Сеймур был в проповедническом туре, и Дарем был приглашён проповедовать. Его учение о "завершении" вызвало конфликт, но вызвало новое пробуждение. Один наблюдатель написал: "Огонь начал полыхать на старой Азузе, как и в самом начале". Но когда Сеймур услышал, что происходит, он быстро вернулся и запер дверь церкви на висячий замок, чтобы помешать чикагскому проповеднику продолжать говорить со своей кафедры. Неустрашимый, Дарем перешёл в конкурирующую миссию и продолжил проповедовать своё послание.
Из своего дома в Канзасе Чарльз Пархэм (к тому времени быстро исчезнувший из поля зрения пятидесятников) заявил: "Если учение этого человека истинно, я готов пожертвовать своей жизнью, чтобы доказать это, но если наше учение об определённой благодати освящения истинно, пусть его жизнь заплатит за это". Когда Дарем неожиданно скончался позже в том же году, Пархэм заявил о своём оправдании и заметил своим последователям, "как знаменательно Бог ответил".
Несмотря на столь яростное осуждение, к 1915 году интерпретация Дарема стала предпочтительной теологической позицией примерно для половины всех пятидесятников. Большинство деноминаций, сформировавшихся как "организации Святости" до пятидесятнического излияния, оставались убеждёнными сторонниками доктрины "второго благословения", в то время как более новые организации, включая Ассамблеи Бога, либо оставили этот вопрос открытым для отдельных лиц, либо приняли точку зрения "завершённой работы". Сегодня этого придерживается большинство американских пятидесятников.
James R. Goff, Jr. - профессор истории в Аппалачском государственном университете в Буне, Северная Каролина.
|