От мексиканского штата Синалоа до Сан-Франциско, штат Калифорния, более полутора тысяч километров по горным хребтам и пустыням, и юному Франциско было всего шестнадцать лет, когда он отправился в это путешествие в одиночку. Он поживёт у родственников и, как надеялся, присоединится к команде корабля, чтобы совершить кругосветное путешествие.
Отец не поддерживал его; фактически, он бросил семью после того, как мать Франциско покинула традиционную церковь и стала ревностной евангелисткой. Теперь их сын оказался совсем один в чужой стране.
Однако вскоре мальчик познакомился с преуспевающим бизнесменом по имени Джордж Монтгомери, чьи различные предприятия включали в себя эксплуатацию шахт в Мексике. Его жена, Кэрри Джудд Монтгомери, была известной писательницей и служительницей исцеления, и эта пара побудила юного Франциско сосредоточить свою жизнь и планы на будущее во Христе. Они научили его основным христианским доктринам. Чтобы узнать больше, в возрасте 22 лет он вернулся в Мексику и прошёл трёхлетнее обучение в Уэслианской школе теологии в Сан-Луис-Потоси. Его первым методистским пасторством была испаноязычная конгрегация в Эль-Пасо, штат Техас. Методистский епископ рукоположил его в сан в 1916 году.
Однако примерно в это же время он возобновил отношения с Монтгомери, которые поразили его новостью о том, что они теперь пятидесятники и говорят на языках. Он посетил молитвенное собрание в их доме, где сам был крещён в Духе. Вскоре он начал проповедовать о полноте работы Святого Духа всем, кто был готов слушать. Спонсор из Лос-Анджелеса сообщил: “Бог использовал верное послание Олазабаля, чтобы донести свет Пятидесятницы до многих, особенно до тех, кто знал его здесь раньше, в Методистской епископальной церкви, когда он критиковал и преследовал “таким образом”".
Его служение продолжало расширяться по обе стороны границы. В Лос-Анджелесской церкви "Открытых дверей", рассчитанной на четыре тысячи человек, Рубен А. Торри (протеже Д. Л. Муди) пригласил его проповедовать евангелие испаноязычным людям по всему Лос-Анджелесу. Он основал новые церкви дальше на север, в Калифорнии, а также по всему Техасу. В Мексике он стал известен как Эль-Ацтека (“ацтек”) за свои характерные черты лица. На его собрания приходили большие толпы людей; вот один из его рассказов:
Всё началось как-то странно. Когда я отдыхал в Мехико, ко мне подошёл местный священник. Он сказал, что у него есть церковь, достаточно большая, чтобы вместить четыре тысячи человек, и у него много свободных скамей. Он сказал, что мог бы собрать полторы тысячи человек, если бы я пришёл и проповедовал. Я не мог ему отказать, да и кто бы смог?
В первый вечер у нас было полторы тысячи человек. Я проповедовал им о Христе, о Христе-Целителе и Христе-Спасителе. Они жаждали этого! В тот вечер к алтарю пришли двести человек. Они просто не захотели меня слушать, когда я сказал им, что не вернусь на следующий вечер. Они сказали, что заполнят все места, если я останусь на неделю.
Я в это не поверил, потому что, как вы знаете, [на тот момент] реклама религиозных собраний в Мексике запрещена законом. Вы не можете расклеивать плакаты, распространять рекламные проспекты или размещать объявления в газетах; всё, что вы можете сделать, - это передать это из уст в уста. Это всё, что они сделали; к концу той недели в церковь каждый вечер набивалось по четыре с половиной тысячи человек. Сегодня у этих же людей самая большая церковь в Мексике!
Тогда я понял, что мне нужно делать. Я говорил на их родном языке, в моих жилах текла их кровь; теперь я должен был освободиться... и посвятить себя Господу. Я должен был идти за массами.
На протяжении 1920-х и 1930-х годов кампании Олазабаля по пробуждению привели его в Нью-Йорк и Пуэрто-Рико; он также основал Библейский колледж в Техасе, а также около восьмидесяти церквей только в этом штате. Его кампания в испанском Гарлеме собрала более ста тысяч человек, и в конечном итоге собрания были проведены в бруклинской баптистской церкви "Голгофа".
Некоторое время он был членом "Ассамблеи Божьей"; затем возглавил группу испаноязычных пасторов, создавших "Латиноамериканский совет христианских церквей" — первый подобный независимый орган в Соединённых Штатах. Это привлекло внимание основательницы "Четырёхугольного Евангелия" Эйми Семпл Макферсон, которая уговаривала Олазабаля и его группу присоединиться к её деноминации, но они отказались.
В 1937 году он планировал распространить своё призвание ещё дальше, проводя евангелизационные кампании в Южной Америке, когда произошла трагедия. В результате ужасной автокатастрофы в Южном Техасе он получил серьёзные повреждения и внутреннее кровотечение; восемь дней спустя он скончался в больнице в возрасте 51 года. Около пятидесяти тысяч человек посетили поминальные службы в нескольких городах, чтобы почтить его память. Его тело было возвращено для захоронения на кладбище Эвергрин в Восточном Лос-Анджелесе.
Мы никогда не узнаем, сколько ещё работы в Царстве Божьем мог бы сделать Франциско Оласабаль в ближайшие десятилетия. Но после его смерти никто не мог утверждать, что божественное исцеление и наделение силой Духа были просто изобретениями гринго. Мальчик из Мексики превратился в апостольского лидера, по стопам которого последуют многие другие.