Движение "Единственников" подтолкнуло пятидесятников к организации |
Проповедуйте во имя Иисуса,
Учите во имя Иисуса
Исцеляйте больных во имя Иисуса;
И всегда провозглашайте,
Что это было имя Иисуса
В котором была сила;
Крестите во имя Его,
Терпя позор,
Ибо во имя Иисуса есть победа.
Так звучал один из гимнов пятидесятников-единственников, для которых Иисус был именем Отца, Сына и Святого Духа. Их желание вернуть себе мантию апостольской церкви началось с вопросов о том, какую формулу следует использовать при водном крещении. Но вскоре они стали подвергать сомнению даже учение о Троице.
В апреле 1913 года в Арройо Секо, штат Калифорния, состоялись собрания пятидесятников и святости. Каждый вечер на собраниях присутствовало от 1500 до 2000 пятидесятников, в основном пасторов, а по воскресеньям палатками заполняли ещё сотни человек. Именно здесь Роберт Эдвард Макалистер, уважаемый канадский священник, заметил, что, хотя Иисус велел Своим ученикам "крестить [учеников] во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", в Новом Завете неизменно упоминается, что апостолы крестили только "во имя Иисуса".
Позже пятидесятнический проповедник Фрэнк Дж. Юарт сказал: "С этой трибуны был произведён выстрел, которому суждено было прогреметь по всему христианскому миру".
Фактически, к январю 1915 года весть распространилась по всему континенту. Многие верующие-пятидесятники были повторно крещены, чтобы следовать путями апостольской церкви. Они верили, что старые доктрины, которые долгое время страдали от неверия многих поколений и неспособности прислушаться к Божьему Духу, были раскрыты этим "новым светом" Святого Духа.
Для большинства новых приверженцев это была просто другая формула крещения, а не сознательный отказ от Троицы. Однако, в конечном счёте, хотя пятидесятники-единственники поклонялись Богу как Отцу, Сыну и Святому Духу, термины "Троица" и "лица" были отвергнуты как небиблейские.
Двое в Духе
Дж. Розуэлл Флауэр, впоследствии секретарь Ассамблеи Бога (AG), был обеспокоен не только очевидным отрицанием ортодоксальной доктрины, но и тем, что этот "новый вопрос" может привести к расколу. Он призвал других лидеров созвать заседание Генерального совета, чтобы предотвратить его распространение.
1 октября 1915 года 525 делегатов собрались в Сент-Луисе, готовые к конфронтации. Сторонники единственников не выступали агрессивно, поэтому не было предпринято серьёзных усилий для их осуждения. Вместо этого совет предложил компромисс. В нём, в частности, осуждалась практика повторного крещения, а также несколько других доктрин "Единства". Но обе формулы крещения признавались христианскими.
После собора пятидесятники-единственники стали более активными, и через год делегаты Генеральной ассамблеи вернулись в Сент-Луис. Они должны были раз и навсегда решить, достаточно ли велика деноминация, чтобы принимать приверженцев Единства.
С момента своего образования в 1914 году эта группа восставала против официальной организации. Они хотели восстановить церковь Нового Завета, а в Новом Завете нет примеров организации, выходящих за рамки поместных церквей. Вероучения, "традиции" и властные структуры развратили церковь и подавили Святого Духа.
Таким образом, вместо того, чтобы обсуждать доктринальные вопросы о Троице, группа единственников (состоящая в основном из афроамериканцев) подчеркнула, что они не хотят устанавливать набор доктринальных положений для Общего собрания. Фактически, они проголосовали против каждого предложения, которое было выдвинуто.
Их стратегия провалилась. "Утверждение фундаментальных истин", почти половина из которых представляла собой отказ от убеждений Единства, было принято в качестве общего стандарта. Более четверти присутствовавших, 156 членов, были вынуждены покинуть AG и основать новые организации (наиболее важными из них были "Всемирные ассамблеи пятидесятников" и — в результате нескольких будущих слияний — "Объединённая пятидесятническая церковь"). Но из-за реакции AG на "новый выпуск" группа утвердилась как деноминация в самом начале своей истории.
После 1916 года образовалось множество небольших групп единственников, хотя многие из них остались независимыми. По оценкам учёных, сегодня в мире насчитывается от 1,5 до 5 миллионов пятидесятников-единственников, и они составляют лишь долю процента от общего числа пятидесятников в мире.
Kenneth Gill - исполняющий обязанности директора библиотеки Центра Билли Грэма в Уитоне, штат Иллинойс.
|