Если бы в 1970-е годы вы были католиком (как четверть всех американцев) и у вас была физическая проблема, которую врачи, казалось, не могли решить, куда бы вы обратились? Отважились бы вы пойти на одно из этих протестантских палаточных собраний или на шумные арены, где все поют и поднимают руки? А может, и нет. Стоит ли вам попросить своего священника прочитать от вашего имени “Посвящение больных Марии” папы Пия XII? Стоит ли вам совершить дорогостоящее паломничество в Лурдский грот во Франции или в Фатиму в Португалии? Что ещё вы могли бы сделать?
Надеюсь, кто-нибудь рассказал бы вам о красивом доминиканском монахе ростом 193 сантиметра из Сент-Луиса по имени Фрэнсис Макнатт. Его дипломы были безупречны: степень бакалавра в Гарварде, степень магистра в Католическом университете Америки (Вашингтон, округ Колумбия) и степень доктора философии в доминиканском институте теологии имени Фомы Аквинского. Выдающийся проповедник, он был президентом католического гомилетического общества; он был основателем и редактором его журнала.
И он открыто молился за больных.
“Сейчас мы наблюдаем возвращение непосредственного переживания Божьей целительной силы, - писал он в своей книге "Исцеление" (опубликованной в 1974 году издательством "Аве Мария Пресс"), - таким поразительным образом, что... [это] снова приводит нас к более живому осознанию того, что сделал Иисус в Своём служении исцеления... Везде, где я путешествую, я обнаруживаю, что люди воочию ощущают исцеляющую силу Бога. Климат меняется”. (В итоге книга разошлась миллионным тиражом).
Как это произошло? В 1967 году Фрэнсиса пригласили на недельный ретрит, где он познакомился с Агнес Сэнфорд (представительницей епископальной церкви) и Томми Тайсоном (методистом). В конце концов он попросил их помолиться о его крещении Святым Духом. Незадолго до конца недели Агнес Сэнфорд предсказала, что он будет использован для возвращения исцеляющей молитвы в католическую церковь. Он хорошо знал, что Иисус и первые апостолы в своё время исцеляли больных. Он начал молиться о том же самом и сейчас — и увидел, как люди избавлялись от всего: от астмы и аллергии, от болезней сердца и высокого кровяного давления, от разрывов связок и рака. Даже психические расстройства и демонические связи были разрушены.
Он не устраивал массовых евангелизаций на стадионах и не запускал телепрограмму. Когда он молился за отдельных людей, он был спокоен и нетороплив; в конце собрания он лично возлагал руки не более чем на десять-пятнадцать человек, одного за другим. “Исцеление требует времени”, - сказал он. “Я просто слушаю, люблю и молюсь”.
На самом деле, как он писал в своей второй книге “Сила исцелять”, "для многих людей — вероятно, для большинства — одной молитвы об исцелении недостаточно". Ссылаясь на то, как Иисус дважды молился за слепого (Марка 8:22-26), Фрэнсис продолжил: “Если даже Иисусу пришлось молиться за человека дважды, мы, безусловно, можем ожидать, что нам придется молиться три раза или больше за хронических больных, которые обращаются к нам за помощью. Это стало совершенно ясно: молитва об исцелении часто представляет собой процесс. Это требует времени”. Он подробно писал о том, что он (и другие) называл “пропитывающей молитвой”, называя это формой “Божьего облучения”.
Точно так же, как мы знаем, что однократный визит больного раком в больницу для лечения облучением вряд ли убьёт все раковые клетки, поэтому мы не должны удивляться, что для излечения хронической болезни может потребоваться более одного сеанса молитвы… И к тому времени, когда нужно помолиться. Я имею в виду (а) месяцы или даже годы прерывистой молитвы или (б) до восьми часов сосредоточенной молитвы за один раз.
Такой продуманный подход нисколько не ослабил интереса людей к служению Макнатта. В начале 1970-х годов он был членом группы, основавшей "Комитет по харизматическим проблемам" (позже переименованный в "Братство харизматических лидеров"), и в течение ряда лет был его председателем. Он выступал на экуменической конференции по харизматическому обновлению в христианских церквях в 1977 году, когда пятьдесят тысяч человек (половина из них католики) заполнили стадион "Эрроухед" в Канзас-Сити. Его широко приветствовали на различных мероприятиях, от лютеранских до пятидесятнических; всего за несколько лет он совершил служение в 31 стране на пяти континентах.
По мере того как его опыт расширялся, ему пришлось переосмыслить некоторые обычаи — например, кому следует разрешать причащаться. На одной из конференций в Нотр-Даме он слушал проповедь на 6-ю главу Евангелия от Иоанна, где Иисус называет Себя Хлебом жизни. Но когда пришло время раздавать хлеб и чашу, священник напомнил протестантам в аудитории (около 10 процентов), что им не следует приближаться к ограждению алтаря. Макнатт и ещё несколько человек вышли.
“Это был ужасный способ справиться с ситуацией, особенно после того Евангелия”, - сказал он. “Если у вас экуменическая служба, то не причащайтесь. Займитесь чем-нибудь другим”.
Ещё более серьёзная личная проблема возникла после того, как на конференции в Иерусалиме он встретил значительно более молодого клинического психолога по имени Джудит Сьюэлл. Она возглавляла молитвенный дом в этом городе. В течение следующих нескольких лет их всё больше и больше тянуло друг к другу, что заставило Макнатта пересмотреть свой обет безбрачия. Действительно ли Бог требовал, чтобы он оставался холостяком, чтобы продолжать своё служение?
Джудит вернулась в Соединённые Штаты в 1977 году. Её любовь к исцелению эмоций и памяти идеально соответствовала взглядам Фрэнсиса. Несколькими годами ранее, когда она работала в Бостонской больнице, один из её психически больных пациентов покончил с собой. Она плакала перед Богом, разочарованная своими недостатками в качестве консультанта. В тот момент она почувствовала, что Бог говорит ей: "Приведи их ко Мне, Я исцелю их". С тех пор её подход к служению в значительной степени сочетал духовное с психологическим.
В 1980 году Франциск, которому было 54 года, прилетел в Чикаго, чтобы попросить у доминиканского лидера “разрешения”, которое позволило бы ему снова стать мирянином, чтобы они могли пожениться. В итоге папа Иоанн Павел II сказал "нет". Это заставило Национальный комитет по служению католическому харизматическому обновлению, членом которого он был, выразить свое возмущение, назвав его действия “объективно, серьезно неправильными... огромной личной ошибкой”.
Фрэнсис и Джудит, тем не менее, поженились на тихой церемонии в Клируотере, штат Флорида. С его церковным воротничком навсегда было покончено. Вскоре у них родилась маленькая дочь по имени Рэйчел, а затем сын по имени Дэвид. И хотя некоторые двери католической церкви закрывались перед ними, открывались новые. Они основали нечто новое под названием Christian Healing Ministries, Inc. (CHM), чтобы молиться за нуждающихся и учить других, как делать то же самое. В 1987 году епископальная епархия Флориды пригласила их перенести CHM в Джексонвилл, где служение функционирует и по сей день.
И в 1993 году католическая церковь смягчилась, даруя Фрэнку долгожданное прощение. Настал день, когда пара повторила свои брачные обеты на церемонии перед епископом Джоном Снайдером из епархии Сент-Огастин. К 2007 году управление обновления Ватикана даже согласилось совместно с CHM выступить спонсором шестидневной конференции, на которую в Джексонвилле собрались 450 католических лидеров из 42 стран для обучения исцеляющей молитве.
Служение Джудит Макнатт, как и служение её мужа, получило широкий отклик. Они оба стали соавторами книги "Молись за своего будущего ребенка", опубликованной издательством Doubleday. Позже она написала две книги самостоятельно: "Ангелы реальны" и "Встреча с ангелами". Когда она выступает в эти дни, её зрелые идеи и мягкий стиль вызывают интерес аудитории, поскольку она говорит такие вещи, как “Если вы действительно хотите привлечь чьё-то внимание, помолитесь за них и позвольте им исцелиться, а затем провозглашайте Иисуса”. Наследие её мужа (он умер в возрасте 94 лет) продолжает жить в её творчестве.