Ранние пятидесятники спрашивали, зачем идти на войну, когда Иисус скоро придёт?
Когда началась Первая мировая война, большинство приверженцев молодого пятидесятнического движения твёрдо встали на сторону пацифизма. Лидеры движения, такие как Фрэнк Бартлман и Чарльз Пархэм (который женился на квакерше), сделали это ключевым принципом много лет назад, хотя и верили, что война неизбежна.
Эта позиция укрепилась, по крайней мере, с двух сторон. Во-первых, пятидесятники буквально восприняли библейские предписания "Любите врагов ваших" и "Не убий".
Но пятидесятники также верили, что их движение предвещает конец света, каким они его знали. Будучи ярыми сторонниками премилленаризма, они предвидели окончательное пробуждение, потрясшее землю, даже когда мир вступал на последний путь разрушения, который должен был привести к наступающему тысячелетию.
С этой точки зрения, начало войны в 1914 году стало наглядным доказательством того, что конец близок и борьба с воинствующими силами в Европе бесполезна. Единственной важной битвой была война за души.
Поэтому большинство пятидесятнических деноминаций выступили против войны и призвали своих членов отказаться от военной службы по соображениям совести или получить статус участника боевых действий. Некоторые из них, такие как "Ассамблеи Божьи" и "Пятидесятническая церковь святости", заявили о своём несогласии с военными действиями, но оставили принятие окончательного решения за своими членами.
"Церковь Бога" (Кливленд, штат Теннесси), однако, приняла резолюцию, конкретно запрещающую своим членам участвовать в войне. Её публикация "Евангелие Церкви Бога" фактически столкнулась с расследованием Министерства юстиции на предмет возможного нарушения "Законов о шпионаже и подстрекательстве к мятежу".
Аналогичным образом Чарльз Х. Мейсон, глава преимущественно чернокожей "Церкви Бога" во Христе, был заключен в тюрьму в Миссисипи за своё активное противодействие военным действиям. Ещё более яростным было сопротивление пламенного пророка с Западного побережья Томаса Гурли, белого пятидесятнического лидера небольшой общины на острове Лопес в заливе Пьюджет-Саунд, который в начале 1919 года предстал перед судом по обвинению в нарушении "Закона о подстрекательстве к мятежу" 1918 года, когда он открыто призывал аудиторию отказаться от облигаций и марок Свободы.
Подсудимые, подобные Гурли, были оправданы или, по крайней мере, их дела были прекращены, поскольку окончание войны уменьшило беспокойство по поводу пацифизма. Но к тому времени это уже не имело большого значения. Пятидесятники уже занимали культурную позицию, более близкую к позиции евангеликов. Они создали успешные организации, которые, в свою очередь, более точно отражали суть американской жизни. С началом Второй мировой войны пятидесятнические деноминации не только поддерживали моральные принципы американской политики, но и принимали активное участие в обеспечении военных капелланов. А во Вьетнамской войне многие пятидесятники уже были убеждёнными антипацифистами.
James R. Goff, Jr - профессор истории в Аппалачском государственном университете в Буне, Северная Каролина.