450-523: Бригид Ирландская основывает первый в Ирландии женский монастырь и распространяет там христианство
475-545: Клотильда, королева франков, обращает в свою веру своего мужа, короля Хлодвига, который закладывает основы французской нации
500-547: Феодора I, соправительница Византийской империи, помогает провести моральную реформу
518-587: Радегунда, королева франков, сохраняет свою веру, несмотря на прелюбодеяния короля Клотера и убийство им её брата; позже она основывает ключевой монастырь
614-680: Хильда из Уитби основывает английский монастырь, в котором обучаются пять епископов; в 663 году она проводит важный синод в Уитби
700-780: Лиоба помогает Бонифацию обратить саксов; основывает аббатство в Германии; приглашена ко двору Карла Великого
840: Дхуда из Септимании пишет руководство по феодальному и религиозному поведению, призывая своего сына заниматься благотворительностью и служить королю и церкви
932-1002: Хротсвит сочиняет первые известные драмы в истории церкви
1046-93: королева Шотландии Маргарита энергично реформирует церковь
1083–1150: Анна Комнина пишет важную историю Византийской церкви и империи своего времени
1097-1161: Кристина Маркиатская преодолевает препятствия на пути к молитвенной жизни и бедности; оказывает влияние на настоятеля монастыря св. Альбанцы стремятся к святости
1122-1204: Элеонора Аквитанская правит третью Франции; позже совместно с Генрихом II правит половиной Франции и всей Англией; присоединяется к крестовому походу на Святую землю; финансово поддерживает аббатство Фонтрево
1188-1252: Бланш Кастильская, королева Франции Людовика V
... Читать дальше »
Лорен Каннингем, харизматичный визионер, который основал организацию "Молодежь с миссией" (YWAM) и мобилизовал миллионы молодых людей на краткосрочные поездки, скончался в пятницу утром. Ему было 88 лет
Когда ему было всего 20 лет, Каннингем молился и увидел изображение карты, но карта двигалась. Волны разбивались о берега каждого континента, отступали, а затем обрушивались снова. Картина показалась ему “мысленным фильмом”, как он позже скажет, и, присмотревшись, он увидел, что волны были молодыми людьми, “детьми моего возраста и даже моложе”, выполняющими Великое поручение “идти по всему миру и проповедовать Евангелие всему творению” (Марка 16:15).
Это видение стало основной идеей YWAM. Организация назвала это “инициированным Богом, определяющим судьбу, основополагающим заветом от Бога о рождении нового миссионерского движения”.
По словам Каннингема, ему потребовалось несколько лет, чтобы понять то, что он увидел. Но в конечном счете это дало ему возможность “отменить регулирование” миссий, посылая больше людей, быстрее, в большее количество мест, где они могли бы “провозглашать истину Божью и проявлять Его любовь”.
YWAM (произносится как вай-вам) в настоящее время работает в более чем 2000 филиалах почти в 200 странах. Организация перестала подсчитывать, сколько молодых людей она отправила в
... Читать дальше »
Почему мистицизм расцвел в средневековом мире — и почему женщины часто играли в нём ведущую роль?
“Всё это благословенное учение нашего Господа было показано мне в трёх частях, то есть телесным зрением, словами, сформированными в моём понимании, и духовным зрением. Но я не могу показать вам духовные видения так ясно и полно, как мне хотелось бы; но я верю в нашего Господа Бога Всемогущего, что Он, по Своей доброте и из любви к вам, заставит вас принять это более духовно и с большей нежностью, чем я могу или могла бы рассказать вам об это”. - Джулиан из Норвича
Мистицизм называют “наукой о любви к Богу” и “жизнью, направленной на единение с Богом”. Мистиков можно найти в каждой религиозной традиции, иногда в качестве центральных участников, но часто на периферии общепринятой практики, поскольку они намечают новые переживания божественного.
Не существует определённого мистического типа (хотя учёные время от времени пытались идентифицировать его). Мистиками могут быть женщины или мужчины, образованные или необразованные, из богатых или бедных семей. Мистические переживания могут быть в основном визуальными или слуховыми, или настолько абстрактными, что не поддаются никакой словесной формулировке. Мистический путь может быть основан либо на развитии любви, либо на росте интеллекта. Мистические переживания могут возникать спонтанно, неожиданно, в любое время и в любом месте; тем не менее, многие религии одобряют аскетические практики и способы молитвы, которые способствуют развитию мистического опыта у некоторых людей. Все традиции, по-видимому, сходятся во мнении, что мистицизм - это особый дар, не полностью находящийся под контролем получателя.
Как возникли монастыри? Почему в них приходило так много средневековых женщин?
В посланиях Павла мы находим, что некоторые женщины из первых поколений христиан отказались от сексуальности, брака и материнства, чтобы посвятить себя служению Богу и христианской общине.
В древнем мире женщины не признавались как обладающие какой-либо индивидуальностью вне семейного контекста. Даже горстка девственниц, служивших богине Весте в Риме, была принята своими отцами и, как правило, они выходили замуж, когда уходили из храма. И всё же христианская девственница (или вдова, в зависимости от обстоятельств) заняла для себя признанное и уважаемое место в молодой церкви.
Воины на передовой
На протяжении столетий, когда церковь периодически подвергалась преследованиям со стороны светской власти, эти посвященные женщины играли жизненно важную роль в сохранении и распространении христианства. Они превращали свои дома в приюты для странствующих проповедников, председательствовали на религиозных собраниях и занимались благотворительностью — раздавали милостыню, ухаживали за больными и посещали заключённых. Когда мученичество стало неизбежным, женщины оказались в первых рядах воинов Христа. Апокрифические евангелия второго и третьего веков указывают на то, что распространенной причиной казни христианских женщин был их отказ подчиняться римскому закону об обязательном вступлении в брак.
Это движение за “девственность” не было аскетическим движением. Некоторые отцы-христиане III века критиковали посвященных женщин за их мирскую одежду и общественную деятельность. Тертуллиан, в частности, осудил их утверждение о том, что отказ от секса даёт им право проповедовать и действовать публично так же свободно, как и мужчинам.
... Читать дальше »
Пол Кейн был самым необычным пророческим человеком, которого я когда-либо встречал. Его дар был экстраординарным. Для меня было честью встретиться с ним и узнать его. Джон Уимбер хотел, чтобы мы встретились. Пол сказал, что, когда он услышал моё имя, ему захотелось встретиться со мной больше, чем с кем-либо, кого он когда-либо знал. Он даже сказал, что я буду братом, которого у него никогда не было.
Начало у нас было хорошее. Всё началось с обеда с Полом, Линдоном Боурингом и мной (см. фото справа). Пол дал мне пророческое слово, которое было настолько актуальным, что я знал, что должен подтвердить его. Я сразу же пригласил его выступить в Вестминстерской часовне. Его с самого начала хорошо приняли. В те первые дни он и его помощник Рид Графке стали как семья. Мы много смеялись вместе. Мы проводили много часов вместе в Лондоне и во Флориде, где они навещали нашу семью во время наших каникул на рыбалке. Мы проводили дни, ловя рыбу в течение двух летних сезонов на Флорида-Кис. Он присутствовал, когда я впервые выступал в the Toronto Airport Fellowship – в тот вечер я буквально не мог внятно связать два предложения перед двумя тысячами человек; то есть до тех пор, пока я не изменил свой текст на послание к Евреям 13: 13. Я писал об этом неприятном опыте в другом месте.
Позже он попросился стать членом Вестминстерской часовни, сказав, что хотел этого “больше, чем чего-либо я хотел в своей жизни”. Мы нарушили правила и сделали его членом. Если бы я мог повернуть время вспять, я бы этого не допустил. После того, как его приняли в члены, он перестал отвечать на мои телефонные звонки. Его отношение ко мне изменилось. Я не мог понять, что происходит. Это причинило мне столько же боли, сколько и удовольствия, которое он ранее доставлял мне с
... Читать дальше »
В эпоху Средневековья женщины-христианки находили множество способов вести святую жизнь
Кристина Маркиатская дала официальный обет девственности в возрасте 14 лет, примерно в 1110 году. Два года спустя её семья, принадлежащая к высшему классу англосаксонской семьи в Англии, вынудила Кристину к помолвке. Её содержали под стражей в течение года, в течение которого церковный судья был подкуплен, чтобы отменить её обет девственности. Наконец-то брак состоялся.
Однако сопротивляющаяся невеста не согласилась на физическую близость. Она провела ночь, готовясь к лишению девственности, рассказывая мужу историю святой Цецилии — святой, которая убедила её мужа Валериана жить с ней целомудренно до тех пор, пока каждый из них не сможет уйти в монастырь. У мужа Кристины были другие мечты. Ситуация зашла в тупик.
Затем Кристина сбежала с помощью местной отшельницы. Отшельница по имени Альфвен прятала её в течение двух лет. Затем Кристину перевезли в скит в Маркиате, где жили несколько мужчин-отшельников, и они прятали её ещё четыре года. В конечном счёте её семья смирилась с тем, что её решимость не ослабнет. Брак был расторгнут, и Кристина стала технически свободна вести более “нормальную” религиозную жизнь.
Однако к этому времени уединённый образ жизни утвердился. Она стала отшельницей, унаследовав место, где пряталась в течение четырех лет. Со временем вокруг неё сформировалась группа учеников, и скит превратился сначала в семейное хозяйство, а затем и в монастырь с Кристиной в качестве настоятельницы.
История Кристины знакомит нас со всеми типами религиозной жизни её периода. Она, в свою очередь, была посвящённой девственницей, затворницей, отшельницей и монахиней. В её истории также фигурирует традиционная от
... Читать дальше »
В раннем Средневековье не было ничего необычного в том, что аббатиса (женщина - глава религиозной общины) управляла “двойными” общинами, состоящими как из мужчин, так и из женщин. Одной из тех, кто делала это, была Хильда из Уитби (614-680), чьё аббатство прославилось своими знаниями и библиотеками. Пять будущих епископов прошли обучение в её общине, а короли и правители обращались к ней за советом.
Многие женщины присоединились к крестовым походам. От них стали требовать получения согласия их мужей перед отъездом.
Женщины-христианки часто переписывались с самыми выдающимися лидерами своего времени и давали им советы. Элоиза (более известная своими отношениями с известным философом Питером Абеляром) поддерживала значительный обмен мнениями с Питером Достопочтенным, влиятельным аббатом Клюни. Они долго обсуждали теологию и духовность. Ансельм, впоследствии архиепископ Кентерберийский (1093-1109), переписывался с королевой Матильдой по вопросам религии.
Из всех признанных святых в период между 500 и 1200 годами около 15 процентов были женщинами.
Некоторые англосаксонские королевы назначали епископов. Королева Нормандии Эмма, один из самых могущественных людей в Англии в начале XI века, явно поступала именно так. Так же поступила Эдит, жена Эдуарда Исповедника, английского короля, построившего Вестминстерское аббатство.
Говорили, что Бригид Ирландская была рукоположена в сан епископа. Бригид, родившаяся в конце 400-х годов, основала первый женский монастырь в Ирландии и служила настоятельницей. Согласно одному сообщению, епископ Мел пожаловал аббатисе епископский орден, хотя она просила только об ордене покаяния; “и, следовательно, преемник Бриджит всегда имеет право на епископский орден и почести, подобающие епископу”.
Собор Святой Марии в районе Ураками в Нагасаки лежит в руинах после взрыва атомной бомбы
Когда американские авиаторы использовали собор в Нагасаки как место сброса атомной бомбы, положившей конец второй мировой войне, они уничтожили христианскую общину, пережившую сотни лет преследований. Это нерассказанная история “Оппенгеймера”, говорит профессор Ник Мегоран
История разработки, испытания и применения атомного оружия является темой нашумевшего летнего фильма Кристофера Нолана "Оппенгеймер". Первая атомная бомба Роберта Оппенгеймера была взорвана на испытательном полигоне в Нью-Мексико 16 июля 1945 года. Под кодовым названием ‘Троица’, было ли это прозвище богохульным или проявлением теологического гения?
Возможно, удивительно, но некоторые христиане приветствовали наступление атомной эры. В 1946 году католический священник, учёный и философ Пьер Тейяр де Шарден написал эссе о том, что он назвал “духовными последствиями атомной бомбы”. Он сказал, что новое человечество родилось после “того знаменитого восхода солнца”, когда команда Оппенгеймера успешно испытала "Троицу". Его разрушительная сила “должна сделать все вооруженные конфликты невозможными”, рассуждал он, добавляя, что научная задача укрощения атомной энергии неизбежно сплотит человечество “в атмосфере симпатии”.
Момент во времени
Оглядываясь назад, можно сказать, что это явно нелепо. Но де Шарден пытался передать словами то, что Нолану удается так блестяще изобразить в фильме, – что завораживающее зрелище расщепления атома было поистине эпохальным моментом в истории, когда люди использовали свои данные Богом способности интеллекта для достижения чего-
... Читать дальше »
30 Отличительные черты “Людей Иисуса” в Иерусалиме включают ежедневное храмовое богослужение, молитвы, учение апостолов, общение, преломление хлеба, крещение
33 Первые “дьяконы”, назначенные в церкви, позже ставшие теми, кто причащает больных
37 Распространяется христианское богослужение; в Антиохии основана церковь
55 Павел описывает Вечерю Господню и неофициальное богослужение в 1 Коринфянам (гл. 11, 14)
90 Христиане-евреи практически исключены из синагогальных служб
95 Написана “Книга Откровения”, христианское пророчество, данное “в Духе в День Господень”
96 1-е послание Климента (письмо от Римской церкви к Коринфской церкви) перекликается с молитвами о причастии
100 В Дидахе, самой ранней церковной богослужебной книге, описывается трапеза агапе. Появляются скандальные слухи о том, что христиане в своем богослужении практикуют каннибализм и кровосмешение. Игнатий, епископ Антиохийский, в письмах против докетистов (тех, кто говорит, что Христос только казался человеком) подчеркивает “реальность” плоти и крови Христа в Евхаристии
112 Плиний, римский наместник в Вифинии, расспрашивает христиан об их собраниях
125 2-е послание Климента, самая ранняя из дошедших до нас христианских проповедей
150-180 Споры о подходящем дне (воскресенье или будний день?) праздновать Пасху (спор о четвертодециманах)
150-250 Разработка “правила веры”, краткого изложения христианской веры, специально для использования против гностиков
Иустин Мученик сохранил самую раннюю полную запись христианского богослужения, датируемую серединой второго века.
Иустин родился в римском городе Флавия Неаполис (древний Сихем в Самарии). Воспитанный родителями-язычниками, он стремился найти смысл жизни в философии своего времени. Это принесло ряд разочарований.
Его первым учителем был стоик, который “ничего не знал о Боге и даже не считал знание о Нём необходимым”. За ним последовал перипатетик (странствующий философ), которого, казалось, больше всего интересовали гонорары. Затем последовал пифагореец, но обязательный для него курс музыки, астрономии и геометрии казался слишком медленным. Наконец, платонизм, хотя и требовательный к интеллекту, оказался неудовлетворительным для изголодавшегося сердца Иустина.
Наконец, примерно в 130 году, после разговора со стариком, его жизнь преобразилась: “В моей душе внезапно зажегся огонь. Я влюбился в пророков и этих людей, которые любили Христа; я размышлял над всеми их словами и обнаружил, что только эта философия была истинной и полезной. Вот как и почему я стал философом. И я хочу, чтобы все чувствовали то же, что и я”.
Иустин продолжал носить свой философский плащ, стремясь примирить веру и разум. Его учительское служение привело его сначала в Эфес (ок. 132), где он провёл диспут с евреем Трифоном. Позже он переехал в Рим, основал христианскую школу и написал две смелые «Апологии», адресованных римским властям. Первое (с. 153), адресованное императору Антонину Пийу и сыновьям, привлекло наибольшее внимание и содержит подробные описания раннехристианского богослужения.
Получается писатель, который любил не только христианство, н
... Читать дальше »
Всё началось с достаточно невинного вопроса: “Вы когда-нибудь слышали выражение "говорение на языках"?”
Для редактора журнала, который задал этот вопрос, это была просто идея для рассказа. Но это превратилось в журналистское расследование, которое изменило духовную жизнь репортёра, привело многих христиан к личным отношениям со Святым Духом и обдало евангеликов сильным харизматическим ветром. "Они говорят на иных языках", захватывающий рассказ Джона Шеррилла 1964 года о путешествии от скептически настроенного репортёра к экстатичному духовному автобиографу, говорящему на иных языках, оказал глубокое влияние.
Занимаясь исследованиями и написанием своей новой книги "Эпоха духа", я много думал о тех людях, которые привнесли харизматическое обновление в англо-мировое христианство. Там были проповедники, учителя и евангелисты; бизнесмены, хиппи и домохозяйки; профессора, целители верой, мошенники и множество обычных людей, которые просто хотели больше того, что Бог мог им дать. Средством для многих из этих людей ощутить присутствие Духа была “история личного свидетеля”, и авторами многих из этих историй в 1960-х и 1970-х годах были Джон и его жена Элизабет “Тиб” Шеррилл.
Прошло почти 60 лет с тех пор, как они написали "Они говорят на иных языках", и обоих авторов уже нет в живых — Элизабет умерла в мае 2023 года. Но для тех из нас, кто живёт в
... Читать дальше »
Многие богослужебные практики, которые встречаются нам на страницах Нового Завета и раннего христианства, мучительно неясны: почему христиане крестились за умерших? Почему женщины должны были носить покрывала на голове? Почему верующие омывали ноги друг другу?
Что мы делаем сегодня из этих и других практик? Должны ли мы продолжать их?
Многие из них чётко предписаны или полностью описаны и оценены в Новом Завете. Тем не менее, мы находим, что многие из них трудно вписать в наше современное богослужение.
Иногда наша проблема заключается в недостатке знаний. Многочисленные описания богослужения в Новом Завете создают впечатление, что практика богослужения была разработана ad hoc — в соответствии с потребностями времени. Иногда мы не знаем предполагаемого значения некоторых черт богослужения и поводов для него.
Но часто мы можем читать тексты слишком ясно. Вопрос в том, какой принцип иллюстрируется и применяется на практике? Итак, мы продолжаем искренне ломать голову над тем, почему ранние христиане практиковали определённые обряды — и должны ли мы следовать их примеру и как именно.
Омовение ног
Мы могли бы взять в качестве полезного примера практику омовение ног. Эта практика предписана в Новом Завете и соблюдалась в раннехристианских общинах. Тем не менее, в наши дни церкви как практикуют это, так и пренебрегают. Должно ли омовение ног быть частью нашего поклонения?
Новозаветное подтверждение необходимости омовения ног содержится в Иоанна 13:4-5, 12-15:
встал с вечери снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан...
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сдела
... Читать дальше »
В Риме третьего века крещение было настоящей драмой
Примерно в 215 году н.э. Ипполит подробно описал, как крестили новообращённых в Риме. Учёный Michael Walsh резюмирует рассказ Ипполита об этой церемонии:
“Чтобы понять влияние крещения, важно помнить о продолжительности подготовки и атмосфере праздника. Этому предшествовало по меньшей мере трёхлетнее обучение с обещанием открыть больше тайн в момент крещения. Таким образом, возникало обострённое чувство предвкушения. Непосредственно перед церемонией наступил пост, длительный период молитвы, всенощное бдение в затемнённом здании.
Затем, в тусклом свете колеблющихся факелов, дьявол был торжественно изгнан в результате серии обрядов экзорцизма. Кандидат вошёл в баптистерий.
“Сначала он или она повернулись к западу, чтобы отречься от сатаны, затем к востоку, чтобы исповедать Христа. Были повторены помазания елеем, символом силы. По крайней мере, один раз обнажённый кандидат был помазан с головы до ног. Затем, смазанный маслом, как будто для омовения, кандидат входил в купель, забираясь в неё... или опускаясь по колено, в то время как дьякон лил воду на голову или опускал голову кандидата в бассейн.
“Возможно, было ещё одно помазание — ритуалы отличались — перед тем, как кандидат облачался в новую одежду. Всё это происходило в полутьме, под звуки гимнов, в состоянии высокой экзальтации. Затем наступала конфирмация — ещё одно помазание, — и новый христианин выходил из света факелов на рассвете в ярко освещенную церковь, чтобы принять свою первую Евхаристию”.
Вопросы во время крещения
Какие вопросы были заданы кандидатам на крещение? Ипполит подробно рассказывает нам:
И когда крестящийся войдёт в воду, тот, кто крестит его, возложив на него свою руку, должен сказать так: “Веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего?”
Сколько христиане позаимствовали из греческой и римской религий?
“Дьявол, чьё дело - извращать истину, в точности имитирует обстоятельства Божественных таинств в Мистериях Митры. Он сам крестит некоторых, то есть своих верующих и последователей; он обещает прощение грехов из Священного источника и тем самым посвящает их в религию Митры; ... он приносит символ Воскресения и завоевывает корону мечом”.
— Тертуллиан (начало третьего века)
Это лишь одно из провокационных свидетельств, которое побудило некоторых учёных предположить, что ранние христиане заимствовали практику поклонения из религий Греции и Рима, особенно из мистических религий и что апостол Павел, по сути, был приверженцем греческих мистических религий, что мы не можем понять Новый Завет, не понимая языка мистических религий. Вряд ли кто-нибудь сейчас согласился бы с этим.
Тем не менее, большинство учёных признают, что на протяжении нескольких столетий христианство не избежало влияния греческой и римской культуры. Вопрос в том, в какой степени религии культуры повлияли на жизнь и обычаи христиан?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны разделить раннехристианские взгляды по историческим периодам.
Нерешительные адаптации
В первые годы своего существования Церковь практически не испытывала греческого и римского влияния. В эпоху апостолов, примерно до 70 года н.э., преобладание христиан-евреев в церквях обеспечивало влияние иудаизма. Поскольку иудаизм был разнообразен, мы находим разнообразие в богослужении на обширных просторах Римской империи. Новый Завет свидетельствует по крайней мере о четырёх стилях христианского богослужения: храмовое богослужение (Деяния 2:46), синагогальное богослужение
... Читать дальше »
Молитва святым началась с практики молиться за них. Любого умершего христианина поминали в молитве, и богослужения проводились на третий, седьмой, девятый, тридцатый и сороковой день после смерти. Для мучеников ежегодно отмечались дни памяти об их смерти, которые назывались “именинами”, в день, когда человек рождался для небесной жизни со Христом.
Вскоре церкви составили списки мучеников, полагая, что молитва за мучеников приносит “великую пользу тем, за кого она возносится” (Кирилл Иерусалимский). Ориген говорил, что молитва за усопших свидетельствует о живом единстве христиан на небе и на земле — общении святых.
Постепенно церковь уверовала, что мученики, принеся окончательную жертву, уже полноценно жили в Божьем присутствии. Они не нуждались в молитвах церкви так сильно, как церковь нуждалась в их молитвах: “Только Бог может простить, хотя мы видим, что заслуги мучеников имеют большой вес перед Его судом” (Киприан Карфагенский).
Когда гонения пошли на убыль (а значит, и число мучеников), церковь начала воздавать должное пожизненному самопожертвованию девственников и подвижников. Например, надпись на церкви, посвященной Мартину Турскому (умер около 397 года), гласит: “Ищите своего покровителя [Мартина], поскольку он неуклонно следует по стопам Вечного Царя.… Попросите [его] о помощи: вы не напрасно стучитесь в эту дверь. Его щедрая доброта распространяется на весь мир”.
Несмотря на опасения по поводу идолопоклонства, практика молитв святым была подтверждена более поздними церковными лидерами, такими как Августин и Фома Аквинский.