Пресвитерианский священник Р.Ч. Спроул, один из самых влиятельных популяризаторов реформатской теологии конца 20-го и начала 21-го веков, вошел в радость своего Господа и Спасителя 14 декабря 2017 года после осложнений, вызванных эмфиземой. Ему было 78 лет.
Поскольку он проповедовал весь замысел Божий и всем сердцем желал подготовить народ Божий к жизни перед лицом святого Бога, за пять десятилетий своего служения он часто говорил о страданиях и смерти.
Однажды он откровенно признался в своих страхах перед смертью:
Недавно я услышал замечание молодого христианина: “Я не боюсь смерти”. Услышав это замечание, я подумал: “Хотел бы я сказать так”.
Я не боюсь смерти. Я верю, что смерть для христианина - это славный переход на небеса. Я не боюсь попасть на небеса. Меня пугает сам процесс. Я не знаю, каким образом я умру. Возможно, это будет связано со страданиями, и это пугает меня.
Я знаю, что даже это не должно меня пугать. Меня пугает множество вещей, которым я не должен позволять пугать себя. Писание утверждает, что совершенная любовь изгоняет страх. Но любовь всё ещё несовершенна, и страхи витают вокруг.
Он писал о том, каково это - быть на небесах и отождествлять себя со Христом:
Вы можете скорбеть обо мне за неделю до моей смерти, если мне будет страшно и больно, но когда я испущу этот последний мимолётный вздох и моя бессмертная душа улетит на небеса, я буду прыгать через пожарные гидранты по золотым улицам, и моей самой большой заботой, если она у меня вообще будет, будет, чтобы моя жена вернулась сюда поскорее.
Когда я умру, я буду отождествляться с возвышением Христа. Но прямо сейчас я отождествляюсь с Его страданиями.
Когда мы закрываем глаза в момент смерти, мы не перестаём быть живыми; скорее, мы переживаем продолжение личного сознания.
Ни один человек не чувствует себя более осознанным и бдительным, чем когда он проходит через завесу из этого мира в следующий.
Мы не только не засыпаем, но и пробуждаемся к славе во всём её значении.
Для верующего последнее слово не за смертью. Смерть уступила всепобеждающей силе Того, Кто был воскрешен как первенец из многих братьев.
Миссия, увлечение и цель жизни Р.Ч. Спроула были такими же, как и у “Ligonier Ministries”, парацерковной организации, которую он помог основать в 1970-х годах: "возвещать святость Божью во всей её полноте как можно большему числу людей". Он видел свою работу в том, чтобы заполнить пробел между воскресной школой и семинарией, помогая мирянам-христианам обновлять свой разум, изучая христианскую доктрину, этику и апологетику, и всё это во имя служения жизни coram Deo - перед лицом Бога.
Роберт Чарльз Спроул, которого родители называли Р.Ч. Спроул III, родился 13 февраля 1939 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, вторым ребёнком в семье Роберта Сесила и Мэйр Энн Спроул.
Он был заядлым фанатом "Стилерс" и "Пайрэтс", и спорт занимал в его жизни большое место. Но в возрасте 15 лет Р.Ч. был вынужден бросить занятия лёгкой атлетикой в средней школе, чтобы помочь своей семье сводить концы с концами, поскольку его отец, ветеран Второй мировой войны, перенёс серию тяжелых инсультов. Р. Ч. Спроул II — самая важная фигура в жизни своего сына — скончался во время последнего года учёбы в средней школе. Его последними словами были: “Сынок, я совершил доброе дело, я совершил течение, я сохранил веру”. Р.Ч., который наблюдал, как его отец добросовестно читает Библию, никогда не читал её сам и не понял, что это цитата из апостола Павла. Он упрекнул своего отца: “Не говори так!” К его стыду, это было последнее, что он когда-либо сказал отцу.
Р.Ч. родился свыше в сентябре 1957 года, в первые выходные своего первого семестра в Вестминстерском колледже, прогрессивной пресвитерианской школе, расположенной в часе езды к северу от Питтсбурга. После прохождения инструктажа для первокурсников Р.Ч. и его сосед по комнате (с которым он играл в бейсбол в школе) захотели покинуть свой кампус и отправиться в соседний город выпить. Когда они добрались до парковки, Р.Ч. сунул руку в карман и понял, что у него закончились сигареты "Лаки Страйк". Они вернулись в общежитие, где стоял автомат с сигаретами.
Когда он начал опускать монеты в автомат, звезда футбольной команды пригласил их сесть с ним за стол. Он начал задавать им вопросы. В итоге они больше часа беседовали о мудрости Божьей. Что поразило Р.Ч., так это то, что впервые в своей жизни он слушал человека, который говорил так, словно лично знал Иисуса. Спортсмен процитировал отрывок из Екклесиаста 11:3 (“и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт”), и Р.Ч. увидел себя таким: мёртвым, испорченным и гниющим. В тот вечер он вернулся в своё общежитие и помолился Богу о прощении. Позже он заметил, что, вероятно, был единственным человеком в истории церкви, который обратился именно благодаря этому стиху.
Р.Ч. был библейски и теологически неграмотным. В течение первых двух недель своей христианской жизни он прочитал всю Библию и впервые осознал святость Бога, особенно благодаря Ветхому Завету.
В феврале 1958 года девушка Р.Ч., Веста, с которой он познакомился в первом классе и с которой время от времени встречался, начиная со средней школы, приехала из своего колледжа в Огайо. После посещения молитвенного собрания с Р.Ч. она тоже посвятила свою жизнь Христу.
Летом, после его первого курса в Вестминстере и окончания Вестой колледжа, 11 июня 1960 года Р.Ч. и Веста поженились.
В следующем году Веста работала в школе, в то время как Р.Ч. писал дипломную работу по философии на тему “Экзистенциальный подтекст "Моби Дика"” и стал свидетелем того, как его любимые "Пираты" выиграли Мировую серию.
В августе 1961 года у Спроулов родилась первая дочь, Шерри, и Р.Ч. поступил в Питтсбургскую теологическую семинарию, которая была связана с основной Объединённой пресвитерианской церковью (ОПЦ) в Соединённых Штатах (крупнейшей пресвитерианской конфессией в Америке в то время).
Во время учебы в семинарии он начал посещать занятия с 47-летним профессором истории церкви Джоном Герстнером (1914-1996), консервативным кальвинистом из прогрессивной школы. Р.Ч. был решительным противником реформатской теологии:
Я раз за разом бросал вызов Герстнеру в классе, выставляя себя полным ничтожеством. Я сопротивлялся больше года. Моя окончательная капитуляция происходила поэтапно. Болезненные этапы. Это началось, когда я начал работать студентом-пастором в церкви. Я написал для себя заметку, которую хранил на своём столе в таком месте, чтобы она всегда была у меня на виду:
ТРЕБУЕТСЯ ВЕРИТЬ, ПРОПОВЕДОВАТЬ И УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО БИБЛИЯ НАЗЫВАЕТ ИСТИНОЙ, А НЕ ТОМУ, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ БИБЛИЯ СЧИТАЛА ИСТИНОЙ.
Записка преследовала меня. Мой последний кризис наступил в выпускном классе. У меня был трёхкратный курс по изучению Джонатана Эдвардса. Мы провели семестр, изучая самую известную книгу Эдвардса "Свобода воли" под руководством Герстнера. В то же время у меня был курс греческого толкования послания к Римлянам. Я был единственным студентом на этом курсе, один на один с профессором по Новому Завету. Мне негде было спрятаться.
Для меня это было слишком сложное сочетание. Герстнер, Эдвардс, профессор Нового Завета и, прежде всего, апостол Павел, были слишком грозной командой, чтобы я мог противостоять им.
Спроул, кальвинист поневоле, пришёл к реформатской теологии и рассматривал Герстнера как своего пожизненного теологического наставника.
Хотя Р.Ч. хотел стать пастором, Герстнер посоветовал ему продолжить докторскую работу в Свободном университете Амстердама под руководством Г.К. Беркувера (1903-1996), ведущего голландского богослова реформатского мира. Спроулы переехали в Голландию в 1964 году, чтобы начать программу.
Но на втором семестре учёбы в университете, весной 1965 года, Р.Ч. получил годичный отпуск для возвращения в Соединённые Штаты, поскольку Веста была беременна вторым ребёнком, а мать Р.Ч. заболела. На время этого перерыва он получил должность преподавателя философии в своей альма-матер, Вестминстерском колледже. Тем летом, 1 июля, его мать скончалась в славе. И в тот же день родился Роберт Крейг Спроул, их единственный сын. Две недели спустя Р.Ч. был рукоположен в сан священника Объединённой пресвитерианской церкви в США. (Он вступит в ОПЦ в 1975 году).
Вместо того чтобы вернуться в Нидерланды, Спроулы остались в США, где преподавали в Гордон-колледже (Массачусетс), а затем в теологической школе Конвелла (Филадельфия). Он продолжил обучение у Беркувера на расстоянии и вернулся в 1969 году, чтобы сдать экзамены, что позволило ему получить степень “доктора философии” (doctorandus), эквивалентную степени магистра, что позволило бы ему начать писать диссертацию. Но стремление к служению возобладало, и он так и не завершил свою диссертацию и, таким образом, не получил докторскую степень в Амстердаме. (Позже он получил степень доктора философии в неаккредитованной Уайтфилдской теологической семинарии на основании всех его работ для церкви).
С 1969 по 1971 год Р.Ч. служил помощником служителя теологии и евангелизации в пресвитерианской церкви Колледж-Хилл в Цинциннати, штат Огайо. Одним из людей, оказавших влияние на это служение, была Дора Хиллман, 65-летняя вдова промышленного магната из Питтсбурга.
В феврале 1970 года миссис Хиллман посетила Р.Ч. и Весту в Цинциннати, чтобы в сотрудничестве с другими христианскими лидерами из Питтсбурга предложить план создания христианского учебного и конференц-центра на 52 акрах земли в часе езды к востоку от Питтсбурга, в долине Лигоньер, с Р.Ч. в качестве главного теолога-преподавателя и другими сотрудниками.
Спроулы приняли это призвание и в 1971 году переехали в маленькую деревушку Столстаун, расположенную в часе езды к востоку от Питтсбурга. The Ligonier Valley Study Center был частично создан по образцу служения Фрэнсиса Шеффера в Л'Абри в Швейцарии. Студенты ели и спали в доме Спроулов и в других домах на территории комплекса, в то время как обучение проходило как официально, так и неофициально в течение недели. Вскоре возникло быстро развивающееся служение, и Р.Ч. начал путешествовать по стране, проводя семинары и конференции.
1970-е годы ознаменовались началом писательской карьеры Р.Ч. Первые несколько названий показывают диапазон его учения и интересов: "Символ: изложение апостольского символа веры" (P&R, 1973); "Психология атеизма" (Бетани, 1974), "Открытие интимности брака" (Бетани, 1975) и "Непогрешимое Слово" (Бетани, 1975). В дальнейшем он написал или отредактировал более 60 книг, включая роман, биографию и несколько детских книг.
Книга о непогрешимости стала результатом конференции о "Богодухновенности и авторитете Писания", которая состоялась в Ligonier осенью 1973 года и собрала более 100 гостей. На конференции выступали Джон Герстнер, Дж. И. Пэкер, Джон Фрейм и Кларк Пиннок. Р.Ч. написал заявление Ligonier о непогрешимости Библии, которое в дальнейшем было уточнено и развито, достигнув кульминации в Чикагском заявлении о непогрешимости Библии 1978 года.
6 мая 1977 года Ligonier Valley Study Center выпустил ежемесячный информационный бюллетень, названный "Tabletalk" в честь Мартина Лютера, преподававшего в неформальной обстановке. Со временем информационный бюллетень превратился в журнал, аудитория которого, по оценкам, составляла четверть миллиона человек в 50 странах.
В 1984 году the Ligonier Valley Study Center был переименован в Ligonier Ministries и переехал в Орландо, штат Флорида. Р.Ч., который преподавал четыре месяца в году в Реформатской теологической семинарии в Джексоне, штат Миссисипи, стал первым академическим деканом в кампусе РТС в Орландо, который начал свою работу в 1989 году.
В 1985 году издательство "Тиндейл Хаус Паблишерс" в Уитоне, штат Иллинойс, опубликовало книгу "Святость Божья", которая, возможно, стала его самой важной книгой.
В 1986 году Тиндейл опубликовал книгу "Избранные Богом", в которой обосновал кальвинистское понимание божественного предопределения.
Позже он сказал, что если бы кто-то собрался что-то прочитать у него, он бы порекомендовал эти две книги.
Моя самая большая цель при написании всех книг, которые я написал, - помочь людям понять, кто такой Бог и кто мы такие.
Я думаю, что эти две книги, во-первых, указывают на трансцендентное величие Бога, а во-вторых, на Его суверенность.
Эти две идеи настолько формируют всё наше понимание Бога, Христа, самих себя и всей гаммы христианской мысли, что это основополагающий материал, который я использую, чтобы познакомить людей с этими вещами.
Одним из главных отличий стиля преподавания Р.Ч. было использование классной доски, даже когда технологии вышли далеко за рамки этого учебного пособия. Это позволяло непрофессионалам чувствовать себя так, словно они находятся в аудитории профессора Спроула, который отказывался разговаривать с ними свысока, пересыпая свои лекции латинскими фразами, но делая это настолько увлекательно, что слушатели скорее склонялись к нему, чем игнорировали. Будучи выдающимся педагогом, он сочетал искреннюю серьёзность с явной радостью от материала и от того, что ему удавалось убедить аудиторию следовать его аргументации. У него часто блестели глаза, когда он предвкушал момент “ага”, когда всё встанет на свои места. Создавалось впечатление, что, хотя он очень серьёзно относился к рассматриваемому предмету, он никогда не относился к себе слишком серьёзно.
Однажды он поговорил о своём стиле преподавания с Тимом Челлисом:
Когда мы говорим о стиле преподавания, я думаю, что некоторые люди думают о тщательно продуманном стиле общения. Я никогда этого не делал. Мой стиль преподавания - это просто выражение того, кто я есть. Я всегда стремлюсь донести свою мысль до всех. Идея писать на классной доске возникла у меня, когда я преподавал философию и Библию в колледже.
Я широко использовал классную доску и мел и даже по сей день предпочитаю их белым доскам и фломастерам. Мне просто нравится динамика классных досок. Их можно легко стереть, и это требует действия.
Я помню, как однажды я читал лекцию в колледже, и в голове у меня стало пусто — потому что я не пользовался конспектами или делал очень мало заметок на этих лекциях — и я не понимал, где остановился. Поэтому я повернулся и подошел к доске — в тот момент она была пуста —, взял мел и написал длинную строку, а затем поставил восклицательный знак в конце.
Я повернулся и спросил класс: “Вы знаете, что это значит?” И они посмотрели на меня с ошеломленным недоумением. Я сказал: “Давайте я объясню вам, что это значит. Это значит, что я забыл, где остановился, и мне нужно было что-то сделать, поэтому я просто написал эту строчку на доске. Но теперь я вспомнил, и мы можем продолжить”.
Ежедневная радиопрограмма "Обнови свой разум" впервые вышла в эфир в 1994 году.
В том же году было обнародовано экуменическое заявление “Евангелисты и католики вместе”, в котором приняли участие не только лидеры римско-католической церкви, такие как Эйвери Даллес и Ричард Джон Нойхаус, но и друзья Спроула, такие как Чак Колсон и Дж. И . Пэкер. Р.Ч. рассматривали этот документ как компромисс с Евангелием, подрывающий основные истины о получении праведности только через веру.
В 1995 году, после семи лет совместной работы с более чем пятьюдесятью библеистами, Р.Ч. стал главным редактором "Новой Женевской учебной Библии" (в настоящее время переработанной и изданной как "Реформаторская учебная Библия").
В 1997 году новая небольшая община часовни Святого Андрея пригласила Р.Ч. на должность старшего священника по проповеди и обучению. Позже он стал со-пастором, назначив Берка Парсонса. Церковь стремилась оставаться непоколебимой в реформатской традиции, но без влияния конфессионального руководства, хотя её пасторы рукоположены в ОПЦ. Начиная с их первых встреч в студии звукозаписи в Ligonier и заканчивая местным кинотеатром, они, наконец, основали своё первое убежище в 2001 году.
Р.Ч. называл это проповедническое служение “самым ярким событием в своей жизни”. Больше всего в своей жизни он сожалел о том, что ждал, пока ему исполнится 58 лет, чтобы провозглашать Слово Божье с кафедры неделю за неделей.
В 2011 году Ligonier основал Реформаторский библейский колледж, стремясь переосмыслить, каким может быть библейский колледж, сочетая реформатскую теологию и благочестие с академически строгой учебной программой.
Однажды один бизнесмен спросил Р.Ч. Спроула: “В чём главная идея христианской жизни?” Он ответил:
Главная идея христианской жизни - это coram Deo. Coram Deo отражает суть христианской жизни...
Эта фраза буквально относится к чему-то, что происходит в присутствии Бога или перед Его лицом.
Жить согласно Богу - значит прожить всю свою жизнь в присутствии Бога, под властью Бога, во славу Бога.
Сегодня Р.Ч. Спроул — грешник, спасенный только по благодати, только через веру во Христа, основанную только на Писании, только во славу Божью, — видит своего Спасителя лицом к лицу и слышит слова, которые мы все жаждем услышать: “Молодец, мой добрый и верный слуга. Войди в радость своего Господина”.