Одна из интересных особенностей Августина Гиппонского, знаменитого североафриканца, принявшего христианство в 386 году н.э., заключается в том, как и почему он изменил свои взгляды за 45 лет своей писательской карьеры христианина. Возможно, самое значительное изменение, внесённое им в "Град Божий", величайшее произведение Августина. На его написание (около тысячи страниц в современных переводах) у него ушло двенадцать лет.
Там, в книге 22, Августин излагает своё зрелое понимание “Тысячи лет” из Откровения 20:3-6. Его новая позиция, которую часто называют амилленарной, стала точкой зрения большинства христиан на Западе, включая реформаторов, почти на полтора тысячелетия.
Тысячелетие сейчас
Августин ранее придерживался взглядов большинства ранних христиан, которые были известны как хилиазм (от греческого слова "тысяча лет"). Он перевёл это на латынь как "милленаризм".
Итак, в “Граде Божьем” Августин рассматривал тысячелетие, описанное в Откровении 20, не как какое-то особое будущее время, а как "период, начинающийся с первого пришествия Христа", то есть эпоху христианской церкви. На протяжении всего этого века святые царствуют со Христом — не во всей полноте грядущего царства, уготованного для тех, кого благословил Бог Отец, но “каким-то другим и гораздо худшим образом”.
На самом деле, по словам Августина, если бы народ Божий сейчас не царствовал со Христом, церковь не была бы царством Христовым, царством небесным (хотя он и различает различные значения слова "царство" в Писании).
Так что же насчёт зла, с которым люди сталкиваются в царстве Христа? Августин сказал: “дьявол связан на протяжении всего периода, от первого пришествия Христа до конца света, который будет вторым пришествием Христа”. Это не означает, что дьявол неспособен отвратить христиан от Христа, но скорее означает, что “ему не позволено использовать всю свою силу искушения, ни силой, ни хитростью, чтобы соблазнять людей...”
Даже когда дьявол будет освобождён “ненадолго” в конце церковного тысячелетия, его нападение покажет не только глубину “его пагубной силы”, но и удивительную стойкость христианского народа: “Всемогущий освободит его, чтобы Град Божий мог увидеть, какого могущественного врага он победил, к безмерной славе своего Искупителя, своего Помощника, своего Избавителя”.
Августин сказал, что “первое воскресение”, о котором говорит Иоанн, - это духовное воскресение, и оно происходит на протяжении всей истории церкви, когда духовно умершие “слышат голос Сына Божьего и переходят от смерти к жизни”. После этого они продолжают жить “в этом состоянии новой жизни”. Те, кто не пришёл к новой жизни в эту эпоху, при втором воскресении перейдут во вторую смерть вместе со своими телами.
Августин никогда не оставил бы проблему нерешенной, если это было в его силах. Он рассматривал престолы в Откровении 20:4 как “места представителей власти, которые в настоящее время управляют церковью”. Суд, который они вершат, - это то, о чём говорил Иисус, когда говорил: “Всё, что вы свяжете на земле, будет связано на небесах”.
Эта интерпретация, в сочетании с его акцентом на церковь как на царство, привела к понятиям, которые Августин не мог предвидеть: в средние века церковь рассматривалась как место, где Божье правление осуществляется на земле через папского монарха.
Небеса - это то, что нужно
Это был новый способ понимания последних событий, и естественно возникает вопрос: почему Августин отказался от господствующей интерпретации христиан, многих из которых он глубоко уважал?
Во-первых, Августин многим был обязан замечательному африканскому христианскому писателю по имени Тиконий, который умер около 400 года нашей эры. Мы знаем о нём слишком мало, но достаточно, чтобы быть уверенным в том, что его труды сформировали убеждения Августина.
Во-вторых, Августин всё больше сосредотачивался на жизни на небесах, как сейчас, так и после смерти. Земные и исторические реалии были для него всё менее и менее важны. Истинная самореализация лежала за пределами этого мира. Идея о буквальном тысячелетии на земле после возвращения Христа казалась ему слишком примитивной.
В-третьих, Августин боролся с реакцией на разграбление готами “вечного города” Рима в 410 году. По его мнению, слишком многие христиане вложили слишком много духовного капитала в сохранение Римской империи - и поэтому были в отчаянии, когда город пал. Августин хотел свести всю светскую историю к минимуму. Всё, что имело значение, - это история Града Божьего.
В-четвёртых, Августин стал рассматривать весь период между первым и вторым пришествием Христа как единую эпоху, не прерываемую никакими особыми событиями, которые положили начало новым эпохам в истории спасения. Таким образом, он проявил удивительно мало интереса к “константиновской революции”.
Августин верил, что Божьи замыслы всегда исполнялись, Евангелие всегда распространялось “среди народов, находящихся на четырёх концах земли”. Святые, которые были духовно возрождены к жизни, всегда царствовали со Христом — и всегда страдали от демонической враждебности.
Решающие исторические события произошли в Вифлееме, Назарете и Иерусалиме, и они осуществятся только тогда, когда Христос придёт снова. Первое пришествие Христа положило начало “последним временам” земной истории. Завершение будет за пределами этого мира, когда Христос полностью воцарится среди Своего возрождённого народа, когда борьба и двусмысленности этого века останутся в прошлом.
David Wright - профессор истории церкви в Эдинбургском университете, Шотландия. Он также является консультантом по христианской истории.
|