Настало время евангелическому движению увидеть себя таким, какое оно есть: “львом на свободе, которого сегодня никто всерьёз не боится”, - так написал Карл Ф. Х. Генри в том самом году, который журнал Newsweek назвал "Годом евангелистов" (1976). Гарольд Джон Окенга, как правило, был настроен более оптимистично. Но два года спустя даже он был обеспокоен тем, что Новое евангелическое движение начинает давать сбои.
“Сегодня слову "евангелический" и евангелическому движению придаётся большое значение”, - написал Окенга в книге, посвященной Уилбуру Смиту, ещё одному бывшему оптимисту. “Надеюсь, это не будет испорчено разделением движения или потерей верности евангельскому содержанию и практике”. К концу 1970-х годов, несмотря на их заметную известность и богатство, у нового евангелического руководства появилось несколько веских причин опасаться, что их движение начало ускользать у них из рук.
Разделение и многообразие
В первые годы существования движения Новые евангелисты в значительной степени преуспели в своих усилиях по возрождению американской культуры. К концу 1950-х годов их служения процветали. Их число росло, как и их влияние в сферах политики, образования и средств массовой информации. На самом деле, в течение 50-х годов в церковь вступило больше американцев, чем когда-либо прежде в истории. К 1960 году более 60 процентов населения страны принадлежало к церкви.
Многие теперь надеялись, что такие люди, как Билли Грэм, Карл Генри и Гарольд Окенга, возглавят глобальное евангелическое движение. Но по мере роста движения оно также начало диверсифицироваться, выходя за рамки возможностей новых евангелистов. Грэм и компания делали всё возможное, чтобы сохранить единство своей растущей семьи. Но, несмотря на их недавний успех в возрождении фундаментализма и американской культуры в целом, некоторым из их братьев и сестёр стало не по себе от своего лидерства. В 1950-х годах Грэм внёс изменения в свои методы, такие как десегрегация сидячих мест и включение неевангелистов в свои евангелизационные собрания, что расстроило некоторых коллег-консерваторов, особенно на юге. Лидеры правых фундаменталистов публично выступили против Грэма и призвали своих последователей отвернуться от евангелиста.
В начале 1960-х годов новые евангелисты также начали разделяться по теологическому признаку. Семинария Фуллера смягчила свою позицию в отношении непогрешимости Библии и в 1970 году исключила это учение из своих теологических заявлений, что вызвало широкую полемику. В конце концов дискуссия сошла на нет, но в некоторых кругах всё ещё кипит негодование.
Евангелисты расходились во мнениях и по другим теологическим вопросам. В 1960-х и 70-х годах многие молодые евангелисты проповедовали либеральные социальные взгляды, выступая против социального и культурного консерватизма своих старших. Возглавляемые Джимом Уоллисом, они призвали своих братьев и сестёр к ответу за отказ от гражданских прав, поддержку войны во Вьетнаме и неспособность последовательно бороться за социальную справедливость.
Растущее число пятидесятников и харизматов в рядах евангелистов также усугубило конфликт по поводу природы и предназначения евангелизма. Особенно начиная с 60-х годов, евангельские лидеры столкнулись с широко распространенными конфликтами по поводу таких вещей, как говорение на языках, исцеление верой и мощная евангелизация, не говоря уже о харизматической или “современной” форме прославления.
Вопросы доктрины, практики и стиля музыкального поклонения были не единственными факторами, которые способствовали растущему разнообразию евангелического движения. Оно также начинало приобретать мультикультурный облик. Базовый закон об иммиграции 1965 года способствовал процветанию евангелизма испаноязычных и азиато-американских граждан, присоединив к этому движению несколько миллионов новых протестантов. Англо-американские евангелисты по большей части остаются в неведении относительно масштабов этого развития, и им ещё предстоит многое предложить для общения с этими братьями и сёстрами в Евангелии (особенно с латиноамериканцами, большинство из которых относятся к рабочему классу). Тем не менее, они, вероятно, станут следующей важной главой в истории евангелического движения.
Задачи, стоящие перед новым поколением
За последние полвека стало довольно очевидно, что такие выдающиеся лидеры, как Билли Грэм, не могут объединить всех евангелистов, по крайней мере, сами по себе. Их движение стало слишком большим. Более того, мы живём в такое время, когда христиане часто радуются разнообразию не меньше, чем стремятся к единству. Однако это не означает, что новые евангельские устремления к единству во Христе были напрасными. Это просто означает, что прошли те времена, когда евангелисты противопоставляли себя главным образом протестантам “основного направления”, чьи церкви всё меньше и меньше связаны со многими молодыми евангелистами.
Евангелисты проиграли битву за контроль над "основным направлением". Но они выиграли или, по крайней мере, выигрывают более масштабную войну за протестантизм. На самом деле, можно сказать, что теперь они составляют новую “магистраль”, гораздо более обширную и разнообразную, чем та, которую они потеряли в 1920-х годах, и даже та, к которой они вновь присоединились в 1930-х, 40-х и 50-х годах.
Сегодня они сталкиваются с более глобальными вызовами — вызовами привилегированного большинства, а не диссидентствующего меньшинства. Требуется новое руководство, а также новое глобальное видение, более скромный дух партнёрства и более решительная поддержка общего блага (особенно благосостояния бедных). Руководить их движением будет непросто. Их лидерам придётся объединить большую, чем когда-либо, семью, у которой есть множество исторических причин держать друг друга на расстоянии вытянутой руки. Но если они оглянутся вокруг, то обнаружат в евангельской истории огромный потенциал для выполнения этой работы.
Карл Генри смело пророчествовал некоторым из своих новых коллег-евангелистов, которые больше заботились о том, чтобы контролировать будущее, чем извлекать уроки из прошлого: “Евангеликализм предположительно действует так, как если бы он был постоянно назначенным хранителем "веры, дарованной раз и навсегда" и которому были специально доверены церковные ключи от Царства. Но ни одно земное движение не удержит Льва из колена Иудина за хвост. Возможно, нам придётся на какое-то время запереться в логове Льва, пока к нам не вернётся апостольское благоговение перед Воскресшим Христом, непобедимым Главой зависимого тела, поддерживаемого Его сверхъестественной силой. Если не считать жизни в Духе и посредством Него, все мы псевдоевангелисты”.