Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
"Час Америки пробил"
7 апреля 1942 года Гарольд Джон Окенга выступил перед 150 делегатами, собравшимися в отеле "Коронадо" в Сент-Луисе, штат Миссури, чтобы основать "Национальную ассоциацию евангелистов за единство действий" (НАЕ). “Джентльмены”, начал энергичный молодой пастор из церкви на Парк-стрит в Бостоне, - мы собрались здесь сегодня, чтобы обсудить важные вопросы“ и, возможно, даже “прийти к решениям”, которые “повлияют на весь будущий курс евангельского христианства в Америке”.

“Евангельское христианство на протяжении десятилетий не терпело ничего, кроме серии поражений”, - посетовал Окенга. “Ужасный спрут либерализма распространился по всей нашей протестантской церкви, доминируя в бесчисленных организациях, кафедрах проповедников и изданиях, а также в семинариях и других школах. Яд материализма портит свидетельство и послание большинства наших молодых проповедников сегодня. Потоки беззакония захлестывают Америку приливной волной пьянства, безнравственности, коррупции, нечестности и абсолютного атеизма”.

"Оглянитесь вокруг", - предложил Окенга делегатам. "То, что вы увидите, - это христиане, которые “потерпели поражение, замкнулись, оставили работу и, по-видимому, находятся в отчаянии. Если когда-либо евангелистам и требовался “какой-то орган, который бы отстаивал интересы евангелистов, представлял людей, которые, как и я, являются “волками-одиночками” в церкви, то это, безусловно, сегодня. Но в таком поражении и отчаянии", заверил он делегатов, "больше нет необходимости. Может ли здесь быть создана такая организация, - о которой они говорили, - которая станет авангардом движения? Я отвечаю безоговорочно: может".

"У нас это серьёзно?" он спросил. “Способны ли мы к обучению? … Чисты ли мы? … Готовы ли мы разорвать любые организационные связи, которые у нас могут быть, чтобы мы, как группа, могли достойно представлять евангельское христианство в этой стране? Если это так, - заключил он, - то настал день и пробил час открытия новой эры в евангельском христианстве”.

Гигант среди гигантов

Для многих уставших от ожесточенных сражений фундаменталистов и модернистов вызов Окенги, должно быть, стал глотком свежего воздуха. Вместо продолжения фундаменталистской стратегии самоустранения, это был вызов, направленный на возрождение культуры и её институтов. Вместо отступления прозвучал призыв распространять Евангелие по всему миру. На смену унынию и страху пришла новая надежда на духовную силу и обновление. Вместо бесконечных споров и разногласий, наконец, появилась возможность объединённого евангельского действия.

Волнующее выступление Окенги стало своего рода манифестом возрождающегося евангелизма, который стал доминировать в религиозной жизни 20-го века. Укоренившийся на богатой почве евангельских пробуждений 18-го века, этот “Новый евангелизм”, как позже назвал его Окенга, стремился объединить христиан многих конфессий в распространении библейского христианства по всему миру. Объединённые общим авторитетом (Библией), общим опытом (обращением), общим убеждением (что спасение можно найти только в искупительной работе Христа) и общей миссией (евангелизация по всему миру), эти новые евангелисты решили возродить культуру для Христа.

К тому времени, когда выступление Окенги в отеле "Коронадо" закончилось, практически всем присутствующим стало ясно, что евангелическое движение обрело нового лидера. Его избрание первым президентом НАЕ почти сразу же принесло ему известность на национальном уровне. В течение 13 месяцев, прошедших между Съездом в Сент-Луисе в апреле 1942 года и Конституционным съездом в Чикаго в мае 1943 года, Окенга проехал тысячи километров, исколесил всю страну и вёл обширную переписку от имени молодой организации. До самой своей смерти в 1985 году он оставался одним из самых признанных лидеров растущего и набирающего обороты движения во всем мире.

“Он был гигантом среди гигантов”, - заметил Билли Грэм, описывая своего старого друга. “Никто за пределами моей семьи не повлиял на меня больше, чем он”.

Призванный проповедовать

Мало кто мог себе представить, что сын, родившийся у Германа и Энджи Окенга летом 1905 года, станет “гигантом среди гигантов”. Однако Гарольд Джон (как его называли в те ранние годы в Чикаго) и его четыре сестры были благословлены любящей семьей и особенно благочестивой и молящейся матерью. Энджи Окенга оказала огромное влияние на его духовное развитие.

В возрасте 11 лет Гарольд Джон посвятил свою жизнь Христу на старомодном методистском палаточном собрании. Но в течение следующих шести лет он продолжал вести духовную борьбу. Почувствовав его внутреннее смятение, Элис Пфафман, методистский молодёжный лидер, пригласила Гарольда принять участие в молодежной конференции в Гейлсберге, штат Иллинойс. Там, после проповеди, призывавшей слушателей “изливать свою жизнь” как акт поклонения Богу, произошли три важных события в жизни Гарольда Джона: он получил уверенность в собственном спасении. Он пережил то, что уэслианцы называют "вторым благословением" — переживание освящения. И он был призван Богом быть проповедником Слова.

Поскольку он давно мечтал стать судебным адвокатом, он решил никому не рассказывать о своём намерении войти в служение до окончания университета. Однако к концу февраля он больше не мог этого выносить. “День был тёплый, - вспоминал он позже, - и, взяв клюшки для гольфа, чтобы провести день в парке, я остановился у дома [Элис Пфафман] ровно настолько, чтобы сказать: “Миссис Пфафман, вы правы. Бог призывает меня к служению, и я решил откликнуться”. С каким-то выражением радости, которого я не помню, она поблагодарила Господа, и я ушёл, чтобы сыграть лучшую партию в гольф, в которую я когда-либо играл зимой или летом".

Элис немедленно позвонила Энджи Окенге, чтобы сообщить новость. “Слава Богу, - ответила его мать, - я посвятила его служению ещё до его рождения”.

Одарённый оратор из Иллинойса

Окенга поступил в университет Тейлора в 1923 году и вскоре зарекомендовал себя как выдающийся студент и признанный лидер кампуса. Однако ярче всего он проявил себя перед аудиторией. Его выдающиеся ораторские способности произвели впечатление как на преподавателей, так и на студентов и принесли ему множество наград, а также прозвище “одарённый оратор из Иллинойса”. Но самое глубокое удовлетворение он получил от провозглашения Слова Божьего. “У меня внутри горит желание проповедовать”, - написал он в письме другу. К моменту окончания учёбы в составе “Евангельских команд” Тейлора он более 400 раз проповедовал в церквях по всей Америке.

После окончания университета в Тейлоре Гарольд отправился на восток, чтобы начать своё богословское образование в Принстонской духовной семинарии. Ему понравился красивый кампус Принстона, и он был поражён великолепием его профессорско-преподавательского состава. Профессор Дж. Грешем Мейчен сыграл особенно важную роль в формировании мышления Гарольда. Хотя Окенга уже “знал Библию от А до Я”, как выразилась его мать, он обнаружил в Мейчене зрелого и одаренного учёного, который расширил свой кругозор и интеллектуальный мир.

Окенга хотел бы завершить своё обучение в Принстоне, но ожесточенные споры фундаменталистов и модернистов вызвали глубокие разногласия среди преподавателей и студентов. К 1929 году, в начале его выпускного курса, стало очевидно, что у него нет иного выбора, кроме как уйти из Принстона и присоединиться к доктору Мейчену и другим преподавателям и студентам-евангелистам в недавно созданной Вестминстерской теологической семинарии в Филадельфии.

После завершения богословского образования в Вестминстере в 1930 году он начал работать пастором на полную ставку сначала в пресвитерианской церкви в Питтсбурге, а затем в пресвитерианской церкви Пойнт-Бриз, насчитывающей 950 прихожан. Затем, в 1936 году, он получил приглашение в историческую церковь на Парк-стрит в Бостоне, служение в которой продолжалось в течение 33 лет. Под его руководством Парк-стрит не только процветала и росла, но и её служение распространилось буквально по всему миру. “Эта единственная община из 2200 человек, - писал Окенга в 1959 году, - строит великую церковь, состоящую из людей с чёрной, жёлтой, коричневой и белой кожей, представляющих 50 стран на пяти континентах и островах моря, благодаря проповедям 120 миссионеров, над трудами которых солнце никогда не заходит”.

Новое евангелическое движение

Уроки, которые Гарольд Джон Окенга усвоил от своей матери в студенческие годы и в начале своего служения, помогли определить приоритеты и направление как его собственной жизни, так и Нового евангелического движения в целом. Например, его глубокие уэслианские корни не только привили ему страсть к справедливости, святости, гуманитарной помощи, возрождению и мировым миссиям, но и стали мостом, по которому тысячи пятидесятников, харизматов и верующих "святости" смогли стать частью НАЕ.

Годы академической учёбы научили его первостепенной важности образования и помогли занять “жизни разума” почётное место в движении. Годы пастырского служения не только убедили его в важности проповеди Слова Божьего и созидания церкви, но и поставили обновление церкви и подготовку пастырского руководства непосредственно в центр евангельской повестки дня. Его учителя и наставники не только привили ему глубокую любовь к Библии, к истории христианства и к историческим вероучениям церкви, но и убедили его в том, что евангелизм должен посвятить себя восстановлению, защите и провозглашению исторической ортодоксии.

“Не довольствуйся поверхностным изучением этой Священной Книги”, - напутствовал Окенгу Дж. Грэшем Мейчен на церемонии посвящения, - но всегда “поддерживай связь с великой центральной традицией церкви Иисуса Христа”.

То, что стало известно как "Новый евангелизм", по своей сути было попыткой восстановить библейское христианство в ответ на то, что многие считали растущим влиянием “модернизма” и “неоортодоксии” левых, а также растущей воинственностью и антиинтеллектуализмом “фундаментализма” правых. Особую озабоченность вызывал культурный отход фундаментализма. В результате "Новые евангелисты" взяли на себя обязательство возродить те самые институты, от которых многие представители старого фундаменталистского движения были вынуждены отказаться.

“Во всей сфере нашего человеческого существования нет ни одного квадратного сантиметра, - заявил однажды голландский богослов и государственный деятель Абрахам Кайпер, - над которым Христос, Владыка всего сущего, не восклицал бы: “Моё!”, - повторяя в точности то же самое мнение, Окенга и растущий круг его последователей всё чаще заявляют: "Моё!" Новые друзья-евангелисты призвали своих последователей проникать во все сферы человеческого существования с помощью преобразующей силы Божьей истины.

“Наша нация нуждается в новой жизни, исходящей от Христа”, - заявил Окенга в своём президентском обращении к НАЕ в 1943 году, и “эта потребность, прежде всего, интеллектуальная". Если “Церковь не сможет породить мыслителей, которые поведут нас по позитивному пути, наша спираль деградации будет продолжать опускаться”.

Кроме того, продолжил Окенга, “существует большая потребность в государственной мудрости”. Где политические лидеры, “занимающие высокие посты в нашей стране”, - спросил он, - которые “знают принципы Слова Божьего и уважают их?” Эта потребность “ещё более очевидна в деловом мире”, продолжил он, где образцы христианской честности стали такой редкостью.

Прежде всего, заключил он, “в личной жизни должна появиться новая сила. Если послание о спасении, которое мы считаем главным в нашей христианской вере, действительно не спасает людей от греха, от греховных привычек, от нечестности, нечистоты и алчности, если оно не удерживает их от искушений, то какой в нем толк?” В чём церковь больше всего нуждается в настоящее время и в будущем, “так это в святых, великих христианах — любящих Христа мужчинах и женщинах”.

Пробуждение, ниспосланное Небесами

"Окенга был убеждён, что прежде чем такое видение сможет стать реальностью, должно произойти великое пробуждение — “Сейчас я говорю о ниспосланном небесами пробуждении Святого Духа", - сказал он, - которое даётся во власти Бога без каких-либо человеческих объяснений”. С момента своего приезда в Бостон в 1936 году Окенга молился и трудился ради такого пробуждения. Он регулярно проводил служения пробуждения и каждый год приводил на Парк-стрит известных евангелистов. Он даже помог спланировать празднование годовщины замечательного служения Джорджа Уайтфилда в Новой Англии. Однако ни одно из этих усилий не принесло желаемых результатов.

Вдохновлённый Алланом Эмери-младшим, бизнес–лидером и членом организации Park Street, Окенга пригласил 31-летнего проповедника по имени Билли Грэм выступить на новогоднем молодежном собрании в бостонском зале механиков на 6000 мест. Обращаясь к толпе, чтобы объявить о начале 1950 года, Окенга сказал собравшимся, что они стоят на пороге решающего “поворотного момента” в истории христианства. Перед лицом огромных национальных и международных проблем “миллионы американцев верят, что старомодное духовное пробуждение могло бы сохранить данные нам Богом свободы и образ жизни”. Поэтому Америка должна пасть на колени в покаянии и молитве.

Ошеломляющий отклик на новогоднее богослужение сделал это событие сенсацией на первых полосах газет. Как сообщает Boston Herald, Новая Англия “находится на пороге великого, всеобъемлющего пробуждения, какого она не видела со времен Джонатана Эдвардса”. Действительно, в последующие несколько лет появились сообщения о пробуждениях по всему Бостону, по всей Америке и по всему миру. “Я верю, что 1950 год войдет в историю как год ниспосланного небом пробуждения”, - размышлял позже Окенга. “Час Америки пробил”.

Бостонское пробуждение укрепило дружбу между Окенгой и Грэмом на всю жизнь. Это также ознаменовало начало новой мощной коалиции движений, регионов и сетей друзей, которая в буквальном смысле изменила религиозный ландшафт в Америке и во всём мире.

Брат против брата

Грандиозное видение, которое Окенга представил делегатам НАЕ в отеле Coronado в 1942 году, так и не было реализовано в полной мере. Ожесточенные битвы между фундаментализмом и модернизмом, которые доминировали в религиозной жизни Америки в первые десятилетия 20-го века, лишили евангелическую общину её богатого наследия. Многие современники Окенги были готовы объединиться с единомышленниками, но раздробленность и недоверие угрожали сорвать любую попытку объединения евангельских действий.

Несмотря на то, что Окенга оставался твёрдо приверженным теологической чистоте, он не менее страстно верил в необходимость евангельского единства. “Сотрудничество без компромиссов” стало притчей во языцех для НАЕ. Но многие коллеги-фундаменталисты Окенги по-прежнему были убеждены, что новые евангелисты отказываются от чистоты в своём стремлении к единству. Мой друг по колледжу написал: “Как же меня огорчает, Гарольд, что ты то тут, то там уступаешь политике, которая погубит нашу страну. ...Объединение - это слабость! Сепаратизм - это сила! в глазах Бога”.

Пожалуй, наиболее резкая критика в адрес Окенги и НАЕ была высказана Карлом Макинтайром, его старым другом, однокурсником по Вестминстерскому университету и основателем в 1941 году конкурирующего "Американского совета христианских церквей" (АСХЦ). Практикуя более жесткую форму сепаратизма, чем НАЕ, ACХЦ ограничил членство теми, кто согласился полностью отделиться от основных “модернистских” конфессий. Разрыв с Макинтайром так и не был полностью устранён, и это глубоко огорчало Окенгу на протяжении всей его жизни.

Следовательно, движение, начатое с таким оптимизмом и надеждой в “золотой век” 1940-х и начале 50-х годов, всё больше омрачалось углубляющимися разногласиями внутри семьи. Евангелист Мерв Роселл с грустью вспоминал: “постепенное, коварное разделение (по той или иной причине), которое натравливало "брата на брата", пока я не обнаружил в каждом городе два противоборствующих лагеря моих собственных друзей".

В дополнение к растущему разрыву между новыми евангелистами и фундаменталистами, слабые стороны движения становились всё более очевидными. Немногие евангелисты, казалось, были готовы “засучить рукава” и проделать тяжелую работу, необходимую для достижения цели возвращения культуры ко Христу.

Вместо того чтобы вкладывать свою значительную энергию и ресурсы в возрождение основных деноминаций, университетов, правительственных учреждений и тому подобного, многие евангелисты предпочли укрепить или создать организации в рамках своей собственной субкультуры. Несмотря на то, что евангелизм процветал и распространялся, он продолжал страдать, как сетовал Кен Канцер в редакционной статье журнала “Христианство сегодня” за 1983 год, от “культурного конформизма”, глубокого “недоверия к общественным действиям”, нежелания “нести нашу веру на рынок" и ужасающего "доктринального и этического невежества"”.

Однако, несмотря на свои очевидные недостатки и разногласия, евангелизм 20-го века продолжал процветать не только в Америке, но и во всём мире. “Христианское видение будущего, похоже, всё больше принадлежит евангелизму”, - писал богослов Алистер Макграт в 1995 году. Однако Макграт предупредил, что движение никогда не должно принимать свои успехи как должное. Выразив чувства, которые Окенга полностью поддержал бы, он заключил: “Евангелизм находится под судом Божьим, как движение, которому многое было дано и от которого многого требуют”.

Уход гиганта

В начале 1985 года, зная, что он умирает от рака, Гарольд Джон Окенга попросил старейшин с Парк-стрит собраться у него дома, помолиться за него и помазать его елеем.

Старейшины начали выражать свою глубокую личную привязанность и благодарность за служение, данное ему Богом. “Только подумай обо всём, что Бог совершил через тебя”, - напомнили они ему. Бог позволил ему служить миллионам людей, быть президентом теологической семинарии Фуллера и теологической семинарии Гордона-Конуэлла, быть одним из основателей НАЕ и всего евангелического движения, а также быть одним из тех, кто помог Билли Грэму начать свою карьеру.

Хотя Окенга был слишком слаб, чтобы ответить, ни одно из замечаний, казалось, не принесло ему того покоя и утешения, которые, как надеялись старейшины, они могли бы передать. Затем один из старейшин наклонился вперед и тихо прокомментировал: “Что ж, Гарольд, я предлагаю тебе, когда ты увидишь Учителя, просто сказать: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику". - По щекам Окенги потекли слёзы.

В конце своей автобиографии “Такой, какой я есть” Билли Грэм написал слова, которые были ключевыми для протестантской реформации XVI века: Soli Deo Gloria — "Слава принадлежит только Богу". "Это и мои слова", - заключил Грэм. Его старый друг, Гарольд Джон Окенга, прекрасно бы это понял.

Garth M. Rosell
Категория: История | Просмотров: 59 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: евангелисты, США, либерализм, 20 век, фундаменталисты, Пробуждение
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2729]
Разное [703]
Библия [337]
Израиль [301]
Новости [591]
История [759]
Картинки [397]
MorningStar [1290]
Популярное [209]
Пророчества [1160]
Пробуждение [399]
Прославление [1022]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [783]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 53
500

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025