Во время Великой депрессии Герберт Тейлор, президент "the Club Aluminum Company", и его жена Глория обеспечивали хлебом и супом длинные очереди людей в небольшом магазине, расположенном в северной части Чикаго. В рамках своего служения обществу они обследовали 2000 домов по соседству и обнаружили, что 50 процентов детей никогда не посещали церковные службы или воскресную школу.
“Так продолжаться просто не может!” - заключила пара. Используя свои акции алюминиевой компании для создания некоммерческого "Фонда христианских работников", Тейлоры решили помочь финансировать организации, способные достучаться до невоцерковленной молодежи Америки.
То, что началось с миссии у магазина, постепенно стало распространяться по всему миру. Над Европой сгущались тучи войны, и евангельскому христианству Америки пришлось измениться. Среди служений, поощряемых Тейлорами, было "Молодежь для Христа" (YFC), чрезвычайно привлекательное движение среди христианской молодежи во время и сразу после Второй мировой войны, а также учебная площадка для новых евангельских лидеров. У движения не было основателя, но оно стремительно развивалось, движимое глубокой заботой о молодёжи и будущем Америки. YFC зародилось в сердцах таких людей, как Херб и Глория Тейлор, которые почувствовали, что для Америки настал новый день, час нужды.
"Что-то большое"
Вероятно, первым руководителем молодёжных ралли в Америке был пламенный Ллойд Брайант, который в начале 1930-х годов организовывал еженедельные ралли для молодёжи в самом центре Манхэттена. Однако молодёжный ралли стал известен на всю страну, когда новообращённый страховой агент и тромбонист танцевальной группы по имени Джек Виртцен начал радиопередачу на Манхэттене. Он назвал это “Часом Слова Жизни”, а затем связал его с ралли, проходившими в старом месте собраний Брайанта, в скинии "Христианского и миссионерского альянса" в центре Нью-Йорка. Первый ралли состоялся 25 октября 1941 года. Потом началась война и более крупные ралли.
"Слово Жизни" переехало в Карнеги-Холл, но вскоре переросло и его. Несколько ралли, начавшихся в 1944 году, собрали в Мэдисон-сквер-Гарден более 20 000 человек, и вскоре радио разнесло дух пробуждения по всей стране - в Детройте, Вашингтоне, округ Колумбия, Индианаполисе, Сент-Луисе, Миннеаполисе и тысяче небольших городов между ними.
По мнению историка Джоэла Карпентера, радио может стать ключом к пониманию движения. Торри Джонсон и Боб Кук, два молодых пастора из Чикаго, почувствовали, что радиотрансляции ралли имели огромное символическое и практическое значение. Радио было полезно не только для рекламы и расширения влияния, но и для придания событию легитимности. Это позволяло аудитории почувствовать себя “частью чего-то большого, живого и жизненно важного”. По словам Карпентера, это стремление к имиджу значимости и насыщенности событиями побудило режиссеров ралли подражать знаменитостям радио. Джек Виртцен, а позднее Билли Грэм, явно подражали в своих проповедях лаконичности и стремительности радиоведущих.
Призывая всех бобби-соксеров
Джордж Беверли Ши, позже широко известный как бас-гитарист группы Билли Грэма, был сотрудником Библейского института Муди в Чикаго. Ши и несколько его друзей решили, что пришло время и их городу провести ралли. Ши работал с Джеком Вирценом в Нью-Йорке и теперь убеждал Торри Джонсона, пастора Библейской церкви Среднего Запада, возглавить ралли в Чикаго. После некоторых колебаний Джонсон согласился организовать это мероприятие и, что удивительно, летом 1944 года получил в своё распоряжение престижный оркестровый зал на 21 субботний вечер. В качестве проповедника в первый вечер он обратился к молодому пастору, живущему по соседству, Билли Грэму. Пришли огромные толпы, и журналисты обратили на это внимание.
Ралли за ралли проходили по одной и той же схеме: субботний вечер в большом зале, живая музыка в стиле Госпел, личные свидетельства спортсменов, общественных лидеров или военных героев и краткая проповедь, завершающаяся евангельским призывом принять Иисуса Христа как Спасителя. Это было пробуждение, ориентированное на молодежь.
В погоне за новизной и развлечениями многие участники ралли попадали в ловушку “аттракциона”, где выступали фокусники, насвистывали госпел и играли на музыкальных пилах. Самым необычным аттракционом была “евангельская лошадь” по кличке Макартур. Он шевелил челюстями, чтобы показать, “как девочки из хора жуют резинку”, и продемонстрировал своё знание Библии, трижды постучав копытом, когда его спросили: “Сколько лиц в Троице?”
Чарльз Невилл, автор статьи для журнала Saturday Home от 18 августа 1945 года, писал: “Более миллиона девочек и мальчиков подросткового возраста решили, что буги-вуги - это старая музыка, и она определенно уходит в прошлое. Они больше не поют блюз. Они поют о радости и надежде в мире, который они намерены изменить к лучшему... новый субботний поход к спасению... охватывает страну, и молодежь правит страной. ... "Молодежь во имя Христа" уводит "бобби соксеров" и их дружков-мальчиков от музыкальных автоматов и тёмных закоулков в пробуждение этой неразрушимой вещи — человеческой души... . "Молодежь для Христа" говорит на чистоту со своей молодой аудитории, и им это нравится!"
"В ногу со временем"
В разгар Второй мировой войны призывы к патриотическому духу на ралли YFC звучали открыто и прямолинейно. Образы веры, мужественности, духовного конфликта и героизма были слишком очевидны, чтобы талантливый оратор мог их игнорировать, когда он смотрел в лица огромной аудитории военного времени. Некоторые “Ралли победы” были по-настоящему массовыми. Весной и осенью 1944 года "Слово жизни" дважды собирало толпы в Мэдисон-сквер-Гарден, а в 1945 году от 60 до 70 тысяч человек посетили представление чикагской молодежи в честь Дня памяти Христа на Солдатском поле в 1945 году.
Во время массовых ралли в Чикаго газеты Hearst опубликовали статью на целую страницу о новом молодёжном движении, которое каждую субботу вечером охватывает полмиллиона молодых людей. Когда проповедник правого толка Джеральд Л. К. Смит выступил в поддержку движения "Молодежь для Христа", появились обвинения в фашизме. Либеральный журнал Christian Century не придал значения обвинениям в фашизме, но подверг резкой критике “этот упрощенный евангелизм” за “молочные абстракции” и отсутствие интереса к социальным и этическим проблемам.
Тем не менее, лидеры "Молодежи для Христа" знали, чего хотят. YFC просто ориентировалась на своё время. Среди организаторов ралли движения преобладали бывшие участники танцевальных групп и диск-жокеи на радио. Также было много пасторов с опытом проповедей по радио, а также людей, сделавших карьеру в журналистике, полиграфии и рекламе. Как следствие, руководители YFC, особенно в крупных городах, получали значительное освещение в новостях. Идея была ясна: YFC играет важную роль в жизни Америки.
22 июля 1945 года 42 делегата встретились в Вайнона-Лейк, штат Индиана, чтобы основать международную организацию "Молодежь для Христа". Торри Джонсон был избран президентом и сразу же принял Билли Грэма в качестве первого евангелиста, работающего полный рабочий день в этом движении. В тот год молодой путешественник проехал 135 000 миль, и авиакомпания United Airlines назвала его своим ведущим гражданским пассажиром. За два года Грэм проповедовал в 47 из 48 штатов и по всей Канаде.
К осени 1945 года война закончилась, но "Молодежь для Христа" только начиналась. Капелланы, солдаты и миссионеры стали связующим звеном для зарубежной экспансии. “Кто знает, - сказал Торри Джонсон, - может быть, у нас есть оккупационная армия, цель которой - приобщать молодежь ко Христу”. Ралли прошли по всему миру, от Парижа до Манилы, от Лондона до Окинавы, от Сеула до Венесуэлы. Когда в 1948 году в Вайнона-Лейк состоялась конференция YFC, Джонсон, переизбранный президентом на третий срок, сообщил, что международный офис “поддерживает связь” с 800 ралли в Северной Америке, а Билли Грэм объявил, что в прошлом году команды YFC побывали в 46 странах.
Вторжение в библейские клубы
В начале лета 1948 года Торри Джонсон шокировал участников четвертого съезда YFC в Вайноне, попросив не выдвигать его повторно на пост президента. По его словам, он хотел “больше путешествовать в евангелизации”. Он рекомендовал Боба Кука в качестве своего преемника, и, несмотря на некоторые возражения, съезд избрал Кука.
Под руководством Боба Кука YFC продолжила активную евангелизационную деятельность, в том числе отправила множество команд за рубеж, но новый президент почувствовал, что движение не может существовать только на продвижении по службе и энтузиазме. Он выразил сожаление по поводу “талантливого оппортуниста, который работал в YFC ради личных интересов”. В результате он разработал рекомендации для руководителей ралли и сделал упор на финансовую подотчётность. К 1951 году Кук был убеждён, что подход к ралли "одним выстрелом" вызвал серьёзные проблемы во многих городах.
“Идея проведения акции, - сказал Кук, - здравая, но в большинстве мест... акция - это просто демонстрация. Давайте что-нибудь купим на прилавках до конца недели”. “На прилавках” были библейские клубы. У YFC в Канзас-Сити уже была успешная клубная программа под руководством Джека Гамильтона и его жены Мэри Джин. В 12 школьных клубах они провели серию викторин, знакомя учащихся с Новым Заветом, а затем организовали соревнования между клубами на субботних вечерних собраниях. Идея распространилась по всей стране, когда Гамильтон уехал из Канзас-Сити, чтобы продвигать программу в других городах.
В начале 1950-х годов многие консервативно настроенные родители и пасторы были разочарованы решением Верховного суда по делу "Макколлум против Совета по образованию" (1948), согласно которому Библия была изъята из государственных школ. Они стремились оспорить это решение. Почти на каждой остановке Гамильтон говорил: “Суд забирает Библию из школ. С помощью библейских клубов мы можем вернуть её в жизнь молодых людей, горящих желанием служить Богу”.
К марту 1952 года, когда Генри Люс из журнала Time обнаружил, что “интерес к религии в Америке стал более серьёзным, чем за последние 30 лет”, число клубов YFC перевалило за отметку в 1000 человек. К 1955 году Джек Хэмилтон из национального бюро сообщил о 1956 клубах в 41 штате и семи зарубежных странах. Очевидно, что библейские клубы YFC стали в 1950-х годах тем же, чем субботние вечерние ралли были в 40-х.
Боб Кук также заметил, что YFC привлекает “сравнительно небольшое число людей из так называемой неблагополучной части города”. Одна из причин, по его словам, заключается в том, что большая часть нашей рекламы и программ ориентирована на счастливую молодежь-христиан. “Давайте сделаем что-нибудь, чтобы охватить подростков за пределами города”. И вот служение представило программу ориентации молодежи с летними лагерями для несовершеннолетних правонарушителей.
От YFC к миру
Спустя десять лет после организации YFC многие из первых лидеров перешли к другим начинаниям. Билли Грэм собрал свою евангелизационную команду из бывших лидеров YFC, включая бизнес-менеджера Джорджа Уилсона, организатора евангелизаций Уолтера Смита, певца Клиффа Барроуза, младшего евангелиста Лейтона Форда и пианиста Тедда Смита. В каком-то смысле Билли Грэм никогда не покидал YFC; он взял это с собой в мир.
Предпринимательский дух свободно распространялся в кругах YFC, и лидеры часто создавали служения и миссионерские организации по своему вкусу. В результате евангелизационных мероприятий на Дальнем Востоке Боб Пирс создал World Vision. После нескольких лет руководства выступлениями YFC в Европе Боб Эванс ушел в отставку и основал миссию "Великая Европа". Во время поездки в Северную Африку от имени YFC Пол Фрид почувствовал, что Бог призвал его создать Trans World Radio. В течение десятилетия эта история повторялась как припев старой песни о любви. Путешествуя по Китаю, Боб Финли, второй штатный евангелист YFC, спланировал служение с участием иностранных студентов, дипломатов и бизнесменов, посещающих Соединённые Штаты, которые стали компанией International Students, Inc. Дух и энергия субботних вечерних ралли YFC медленно, но верно распространялись на более широкие каналы евангельского самовыражения.
К 1955 году много его бывших коллег покинуло YFC, что Боб Кук сокрушался: “Все уходят, кроме меня”. Два года спустя сам Кук ушёл с поста президента, чтобы перейти на работу в Scripture Press, издательство в Уитоне, штат Иллинойс. Он оставил после себя более сильную, хотя и менее сенсационную YFC, чем та, которую он унаследовал.
На межличностном уровне исход лидеров, несомненно, имел свои печальные моменты, но в более широкой картине обновления американского евангелизма исход оказался чрезвычайно важным. YFC служил тренировочной площадкой для молодых евангельских лидеров, которые могли применить своё юношеское рвение на других поприщах и оказать ещё большее влияние. Он обеспечил руководство целым рядом новых служений, которые мы теперь называем “Новым евангелизмом”.
Bruce L. Shelley
|