“Настанут дни, когда вырастут виноградные лозы, - воображал Папий из Иераполя, - у каждой из которых будет по десять тысяч ветвей, и на каждой ветви по десять тысяч прутиков, а на каждом прутике по десять тысяч побегов, и на каждом из побегов по десять тысяч гроздей, и на каждой из гроздей по десять тысяч виноград, и из каждой виноградины, если её отжать, получится двести галлонов вина. И когда кто-нибудь из святых схватится за гроздь, другой воскликнет: “Я - лучшая гроздь, возьми меня; благослови Господа через меня”. Папий (60-120) был, пожалуй, первым послебиблейским автором, описавшим явленное тысячелетнее Царство Христа - Миллениум.
Ранний гностический еретик Керинф (около 100 г.) подробно описывал физические удовольствия Миллениума, включая “брачные” удовольствия, до такой степени, что это шокировало ортодоксов.
Некоторые ранние ортодоксальные христиане и христиане-еретики находили осязаемые, чувственные ожидания Миллениума непреодолимыми. Но по мере того, как христиане приобретали больше опыта в отношении этих ожиданий, они находили достаточные основания для беспокойства.
Первые премилленаристы
По мере того как годы превращались в десятилетия, а десятилетия - в столетия, становилось ясно, что, вопреки надеждам некоторых, Тысячелетнее царство началось не с воскресения Иисуса. Хотя некоторые современные учёные предполагают, что это могло вызвать тревогу, нет никаких свидетельств — ни во внутренних наставлениях, ни в ответах внешним критикам, — что это кого-то беспокоило.
Христиане регулярно молились о том, чтобы конец света был отложен. Похоже, что задержка просто не была проблемой. Те, кто ожидал наступления Тысячелетия, были уверены, что оно наступит. Вопрос был лишь в том, когда.
Шли годы, и те, кто думал о Тысячелетнем царстве, начали переосмысливать событие, которое положило ему начало. Если бы Тысячелетнее царство началось не с Воскресения, то, возможно, это сделало бы Второе пришествие.
Иустин Мученик (100-165) разделял ожидания Тысячелетия Папия. В своём диалоге с Трифоном Иустин подтвердил свою надежду на то, что ушедшие из жизни верующие воскреснут из мёртвых и будут тысячу лет царствовать со Христом в восстановленном Иерусалиме. Тем не менее, он отличался от Папия двумя интересными моментами.
Во-первых, Иустин открыто сказал, что не все христиане разделяют его ожидания: “Я и многие другие придерживаемся этого мнения и верим, что так и будет... но, с другой стороны, многие, кто принадлежит к чистой и благочестивой вере и являются истинными христианами, думают иначе”. Такая терпимость не была проявлена к другим учениям, таким как воскресение мёртвых. “Некоторые из тех, кого называют христианами... говорят, что воскресения мёртвых нет, и что их души, когда они умирают, попадают на небеса; не воображайте, что они христиане”.
Во-вторых, Иуcтин связал начало ожидаемого им тысячелетия не с воскресением Христа, как это делал Папий, а со “вторым пришествием Христа”. Он верил, что верующие христиане воскреснут из мёртвых, чтобы жить со Христом в новом Иерусалиме. После завершения Тысячелетия остальная часть человечества воскреснет из мёртвых; тогда все предстанут перед Страшным судом. Это, по-видимому, первое пост-библейское произведение, в котором Тысячелетнее царство указано после Второго пришествия, и, таким образом, ясно, что нынешняя эпоха предшествует Тысячелетнему царству. Иуcтин, по-видимому, был первым премилленаристом.
Последующие авторы последовали его примеру. Ириней Лионский (130-202) наиболее известен своей решительной защитой христианства от гностиков по таким вопросам, как телесное воскресение мёртвых. В своей книге "Против всех ересей" Ириней следовал примеру своего учителя Папия, утверждая, что когда умершие верующие воскреснут, они будут царствовать со Христом тысячу лет блаженства. Иерусалим будет восстановлен, о голоде никто не будет знать, а животные будут жить в гармонии друг с другом и с человеком. Однако, как и Иустин, и в отличие от Папия, Ириней ожидал, что это произойдёт после пришествия Антихриста и второго пришествия Христа.
Успокаивая энтузиастов
Иустин и Ириней говорили о Тысячелетнем царстве как об отдалённом событии, на которое они надеялись когда-нибудь. Единственное, что имело значение для жизни христианина, - это напоминание о надежде, которой он должен руководствоваться в своей жизни. Но в конце 100-х годов некоторые христиане начали замечать признаки того, что Тысячелетнее царство не за горами. Наиболее тревожными из них были монтанисты.
Вероятно, в 172 году Монтан начал провозглашать, что Иерусалим вскоре опустится недалеко от Фригии (западно-центральная Малая Азия). Монтан и его соратницы, Приска и Максимилла, утверждали, что Тысячелетнее царство началось и Бог дал им власть над христианской церковью. Отвергнуть их заявления, по их словам, означало бы богохульствовать против Святого Духа: “непростительный грех”, описанный в Евангелии от Луки в 12 главе. В конечном счёте Монтан был осуждён церковью, хотя и не за свою эсхатологию.
В начале 200-х годов Ипполит Римский предсказал, что Христос установит Тысячелетнее царство в 496 году. Он был одним из немногих ранних писателей, предсказавших дату Второго пришествия, но не по причинам, которые мы ожидали бы услышать. Более известный благодаря своему апостольскому преданию, которое содержит один из самых ранних сохранившихся текстов молитвы для освящения хлеба и чаши во время Причастия, Ипполит установил эту дату в своём новаторском исследовании книги пророка Даниила — самого раннего из сохранившихся христианских комментариев к одной книге Библии.
В то время вопрос о Втором пришествии был актуален. За несколько глав до своего предсказания даты Ипполит рассказал о глупом руководителе сирийской церкви, который увёл свой народ в пустыню, чтобы там ожидать Второго пришествия. Другой лидер, на этот раз из Понта (северная часть Малой Азии), предсказал, что Христос придёт снова через год. Его народ верил ему, как самому Писанию, и когда год закончился, а Второго Пришествия не произошло, они были опустошены. Многие отчаялись в Писании и в своей религии: “Девственницы вышли замуж, мужчины удалились на свои поля; а тех, кто опрометчиво продал всё своё имущество, в конце концов нашли попрошайничающими”.
Тысячелетние ожидания завоевывали дурную славу, поэтому Ипполит хотел ослабить их. Он впервые определил дату рождения Христа: 5500 лет после сотворения мира. Затем он подсчитал, что Тысячелетнее царство начнется через 6000 лет после сотворения мира, так что конец света наступит через 7000 лет — общепринятая точка зрения в те дни. Тогда ясно, что Христос вернётся через 500 лет после своего рождения — и почти через три столетия после написания книги Ипполита. Перенесение возвращения Христа на столь отдалённое будущее, вероятно, помогло Ипполиту развеять ожидания христиан, которые ожидали скорого наступления Тысячелетия.
Ещё одна попытка ослабить ожидания, связанные с наступлением нового тысячелетия, была предпринята великим мыслителем церкви III века Оригеном (185-254). Ориген восхищался аллегориями и символизмом и не считал нужным буквально интерпретировать Даниила или Откровение. Да, “лучшие” христиане будут князьями и правителями, но они будут как править “душами низшего сословия”, так и учить их высшим вещам, чтобы из них можно было сделать “живой камень”, который сможет занять своё место в грядущем духовном Иерусалиме.
Аллегорический подход Оригена также фокусировался на действиях, совершаемых верующими душами, а не на хронологии тысячелетий. Таким образом, Ориген мог противопоставить языческую покорность судьбе христианскому пониманию того, что выбор человека имеет значение. Всё большее число христианских мыслителей склоняются к такому подходу.
Появление “Великого капитана”
Когда в 303 году на церковь обрушились Великие гонения, возникло предположение, что, возможно, наступила страшная скорбь, когда император Диоклетиан был первым зверем из Откровения 13, а его цезарь Галерий - вторым зверем.
Затем, в 312 году, Константин завоевал империю в битве и немедленно прекратил гонения. Он пообещал восстановить собственность церкви и предложил стать её спонсором и покровителем. Оставшиеся в живых христиане были в восторге. “Ангел могущественного совета, великий Военачальник и предводитель воинств Божьих... внезапно явился”, - писал Евсевий Кесарийский (260-340), имея в виду Константина.
Перед лицом таких радостных обстоятельств, кому нужно было надеяться на Тысячелетнее царство в неопределённом будущем? Было легко прийти к выводу, что Тысячелетнее царство действительно наступило и что второе пришествие Христа произойдёт в какой-то момент после завершения Тысячелетнего царства - постмилленаристская точка зрения.
Ресурсы:
Если вы интересуетесь ранней церковью, обязательно прочтите интересную и хорошо написанную книгу "Триумф кротких: почему раннее христианство преуспело".
Подробное рассмотрение эсхатологии ранних отцов церкви с точки зрения диспенсационализма под названием "Теология по течению" - интересное чтение.
Dana Netherton
|