Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Средневековый апокалиптизм: в поисках последнего императора
Поскольку датировка от Рождества Христова (отсчёт годового календаря от рождества Христова) в 1000 году нашей эры была ещё относительно новой, историки сомневаются, что этот год имел большое апокалиптическое значение для средневековых мужчин и женщин. Бургундский монах по имени Рауль Глабер несколько лет спустя рассказал о “многочисленных знамениях и чудесах, которые происходили до, после и примерно в 1000 году”, а также о других событиях, произошедших около 1033 года (тысячелетие смерти и воскресения Христа), но это, пожалуй, единственное свидетельство лихорадки первого тысячелетия. Однако это не означает, что начало первого тысячелетия было спокойным или что позднесредневековое христианство мало интересовалось размышлениями о конце света. Как раз наоборот.

Капитуляция на Голгофе

Около 950 года монах по имени Адсо написал самый полный на сегодняшний день трактат об Антихристе. Он утверждал, что Антихрист произойдёт из еврейского колена Дана и будет воспитываться на Востоке.

Однако, прежде чем он сможет прийти, должен воцариться франкский король. Этот король одержит победу над всеми врагами христианства и будет править мирным христианским миром. Затем он отправится на Голгофу, чтобы сложить с себя корону, и это послужит сигналом к пришествию Антихриста.

Идея Адсо о “Последнем мировом императоре” получила широкое распространение и вскоре стала идеалом мирской власти. В "Песне о Роланде", написанной около 1095 года, Карл Великий (умер в 814 году) изображен как мессианский правитель, одержавший победу над всеми мусульманами и язычниками. Граф Эмих Лейзингенский, предводитель Первого крестового похода, убивал евреев, которые отказывались принять христианство, потому что был убеждён, что Бог призвал его стать Последним мировым императором. В то же время напряженность в отношениях между национальными и церковными правителями росла, и короли и императоры использовали мессианство Адсо в свою защиту.

Церковная коррупция (жадность, распущенность в сексе и захват власти) и неспособность церковных лидеров реформировать церковь усилили апокалиптизм.

В результате такие люди, как немка Хильдегарда Бингенская (1098-1179), предсказывали, что светские князья насильно отнимут земли и богатства, накопленные духовенством, и христианский мир вступит в эпоху тысячелетнего процветания и мира. Хотя разоружение побудило бы язычников нападать на христианские страны, она верила, что христиане в конечном итоге победят. В конечном счёте римский император потерял бы почти всю власть, и править Римом остался бы только папа римский.

Христианский Вавилон

Одним из наиболее известных сторонников церковной реформы был аббат Иоахим из Фиоре (ок. 1135-1202). Иоахим разработал две схемы понимания прошлого и будущего. Одна из них разделила историю на два периода - иудейский и нееврейский, кульминацией которых стал период после 1200 года. Другая схема разделила историю на три периода, проводя параллели между Троицей и тремя сословиями (мирянами, духовенством и монахами).

Иоахим сравнил христианский мир с Вавилоном, потому что все хотели денег, власти и мирской славы. Вскоре после 1200 года, предположил он, две антихристианские силы, возможно, мусульмане и еретики, нападут на христиан, разгромят их и будут жестоко преследовать. Очищенный таким образом, папа-реформатор и монашеские ордена создали бы более святой мир, в котором люди достигли бы непревзойдённого понимания скрытого смысла Писаний. В течение неопределенного периода христиане мирно господствовали бы во всём мире.

Соперничество между римскими папами и императорами достигло кульминации в 1240-х годах, когда папа Иннокентий IV развязал “тотальную войну" — войну мечей и слов - против императора Фридриха II.

Мессианский антихрист

Сторонники Фридриха приветствовали его как мессию, чудо света (stupor mundi). Но Иннокентий и его сторонники заклеймили Фридриха как антихриста. Даже после того, как император Священной Римской Империи умер в 1250 году, по крайней мере один невинный сторонник отказывался в это верить — император не совершил всего того зла, которое ожидалось от него как от антихриста. Этот конфликт отражался в апокалиптических текстах вплоть до 1300-х годов.

Более того, церковная реформа по-прежнему оставалась труднодостижимой. Даже нищенствующие монахи — францисканцы и доминиканцы, которые были основаны как реформаторские движения, — были вовлечены в процесс накопления богатства. Бонифаций VIII (1234-1303) был каноническим юристом, который сочетал безудержный кумовство с крайними претензиями на папскую власть. Французский папа Климент V (1264-1314) перенёс курию в Авиньон, что расстроило всех, кроме французов, которые доминировали на папском престоле в течение следующих 70 лет.

Множество текстов интерпретировали эти и другие события апокалиптически. Монах-бенедиктинец Генри из Киркстеда, библиотекарь, собиравший пророческие тексты Хильдегарды, Иоахима и других, был озадачен. Авторитетные источники придавали совершенно разное значение одним и тем же событиям. Между 1347 и 1350 годами по Европе прокатилась бубонная чума, унёсшая жизни примерно 40 процентов населения.

Великий раскол 1378 года разделил церковь между папами в Авиньоне и Риме. Генри задавался вопросом, предвещают ли подобные события пришествие Антихриста и конец истории или начало истинной церковной реформы.

В любом случае эсхатологический энтузиазм бурлил, выливаясь в великую литературу того времени. В первой песне “Божественной комедии” Вергилий сказал Данте, что никто не сможет подняться на холм мимо зверя, пока не появится собака, "которая будет питаться мудростью, любовью и добродетелью, а не землёй и деньгами". Уильям Лэнгленд, автор книги "Пирс пахарь", представлял себе нового Давида, правление которого будет отмечено всеобщим миром, честностью и справедливостью. Всё оружие будет принудительно уничтожено, а нехристиане будут благоговеть перед христианской добродетелью.
Едва ли какой-нибудь правитель взошёл на трон без того, чтобы кто-нибудь не назвал его мессией


Едва ли какой-нибудь правитель взошёл на трон без того, чтобы кто-нибудь не назвал его мессией. Если бы он был англичанином, то схватил бы меч Экскалибур и стал новым Артуром. Французскими королями были бы Карлы Великие. Все немецкие короли были Фредериками.

Но хотя короли Англии и Франции взяли церковь под свой контроль, они не реформировали её, как ожидалось. Разочарование привело к апокалиптическим видениям, направленным против правителей. Жан де Рокетайад, францисканец, настроенный профранцузски, написал из тюрьмы, что настоящее тысячелетие начнется примерно в 1370 году, когда “народное правосудие” свергнет коррумпированный общественный порядок. Странствующий английский священник Джон Болл проповедовал равенство в Эдеме и пророчествовал, что Бог готов покончить с неравенством и частной собственностью. Крестьяне, присоединившиеся к Боллу во время крестьянского восстания 1381 года, отвечали таким тысячелетним мечтам.

В другом уголке Европы сожжение тела чешского реформатора Яна Гуса привело к широкомасштабному восстанию апокалипсического характера. Наиболее радикальные гуситы, называемые таборитами, захватили гору и попытались начать революцию, в ходе которой были бы упразднены как мирские чины, так и частная собственность. Умеренные гуситы в конце концов подавили радикалов, но в 1525 году в Германии появились такие же мятежники, а в 1530-х годах Мюнстер захватили радикальные сторонники миллениализма.

700 лет тысячелетней лихорадки

Надежда на приход “Последнего мирового императора”, сохранялась и в эпоху Реформации. В 1494 году французский король Карл VIII повел армию в Италию, чтобы поддержать притязания Франции на юг. Его появление во Флоренции разрушило апокалиптические иллюзии горожан о том, что они могут сравниться с могущественными королевствами севера.

Доминиканский монах Джироламо Савонарола оказался в центре внимания, выступил с мощными проповедями против богатства и роскоши и предсказал, что французская армия была лишь прелюдией к приходу святого, чистого, тысячелетнего мира. Карл вполне мог стать настоящим Последним мировым императором. Когда Карл потерпел поражение, Савонарола был сожжён на костре.

В начале 1500-х годов и в эпоху Возрождения апокалиптизм был по-прежнему распространён повсеместно. Университетские учёные с энтузиазмом собирали новые пророчества и по-новому комментировали старые. Церковники мечтали о долгожданной церковной реформе. Горожане и крестьяне стремились к социальной справедливости с помощью тысячелетних движений.

Только в семнадцатом и восемнадцатом веках, с приходом эпохи Просвещения, церковные власти, как протестантские, так и католические, смогли загнать в подполье апокалиптический энтузиазм, который был столь характерен для европейского христианства на протяжении семи столетий.

Ресурсы:

Liber De Concordia Novi Ac Veteris Testament.

Bernard McGinn, специалист по средневековому апокалиптизму, опубликовал книгу "Видения конца". Это необходимый том для любого исследования по данной теме, не только из-за его комментариев, но и из-за перевода первоисточников.

E. Randolph Daniel
Категория: История | Просмотров: 133 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/4 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: католицизм, Антихрист, император, Европа, апокалиптизм, средние века
         
     
Книги [2425]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2821]
Разное [712]
Библия [353]
Израиль [301]
Новости [597]
История [779]
Картинки [398]
MorningStar [1318]
Популярное [214]
Пророчества [1165]
Пробуждение [399]
Прославление [1129]
Миссионерство [332]
It's Supernatural! [804]
Какой информации больше на сайте?
Всего ответов: 7
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025