(1866–1961) Человек, который сказал: “Да, Господь”
Несколько голов, возможно, повернулись в миссии на Азуза-стрит, когда в марте 1907 года появились Чарльз Х. Мейсон и два его помощника. Любой, кто познакомился бы с ними поближе, узнал бы, что они проехали на поезде почти две тысячи миль из Мемфиса, штат Теннесси, чтобы увидеть и ощутить действие Духа.
Ещё несколько вопросов показали бы, что Мейсон в возрасте 42 лет был рукоположенным священником и, фактически, соучредителем собрания чёрных святых или “освящённых” церквей по всему среднему Югу под названием Церковь Бога во Христе (COGIC). Он придумал это название однажды, прогуливаясь по улице в Литл-Роке, основав его на основании 1 Фессалоникийцам 2:14 и 2 Фессалоникийцам 1:1. Группа уже была юридически зарегистрирована и посвящала в сан священнослужителей.
Сам Мейсон был рукоположен баптистами-миссионерами и окончил Институт священника при баптистском колледже Арканзаса. Однако его продолжающиеся духовные поиски привели его к поиску освящения как особого дела благодати, что не очень понравилось баптистской конвенции. К концу 1890-х годов он и его коллега были заняты проповедью послания святости в церквях и на собраниях на улице, призывая слушателей к более глубокому хождению с Богом.
Затем пришли новости о пробуждении в Лос-Анджелесе. Мейсону просто необходимо было пойти и убедиться самому.
В первый день на собрании я сидел один, вдали от тех, кто был со мной. Я начал в своём сердце благодарить Бога за всё, потому что, когда я слышал, как некоторые говорят на языках, я знал, что это правильно, хотя и не понимал этого. Тем не менее, мне было приятно.
Я также благодарю Бога за старейшину [Уильяма Дж.] Сеймура, который пришёл и произнёс замечательную проповедь. Его слова были приятными и убедительными. ...Когда он закончил свою проповедь, он сказал: “Все те, кто хочет быть освящённым или крещённым Святым Духом, идите в верхнюю комнату; и все те, кто хочет быть оправданным, идите к алтарю”.
Я сказал, что это место для меня. . . . Слава!
В то время как Мейсону было приятно видеть многорасовое собрание верующих, все они стремились к Божьему изобилию, он чувствовал себя не совсем комфортно, когда белые братья стремились помолиться вместе с ним об излиянии Святого Духа. В конце концов, двенадцатилетним мальчиком он потерял своего отца-издольщика, когда по стране прокатилась эпидемия желтой лихорадки, и близлежащие больницы отказались лечить чернокожих. Год спустя он сам был поражен явным туберкулезом; только отчаянные молитвы его матери и её друзей вернули ему здоровье. Действительно ли эти белые с Азуза-стрит принимали близко к сердцу его интересы?
“В ту ночь, - рассказывал он позже, - Господь сказал мне, что Иисус видел все несправедливости этого мира, но не пытался исправить их, пока Бог не осенил Его Святым Духом. И Он сказал, что я ничем не лучше моего Господа, и если я хочу, чтобы Он крестил меня, мне придётся оставить. . . правых и неправых в покое и обратиться к Нему. Поэтому я сказал Богу "да".
Вернувшись на миссию
Дух сошел на святых и на меня. . . .Затем я сдался, чтобы Господь проложил Свой путь внутри меня. Итак, волна Славы нахлынула на меня, и всё моё существо наполнилось Славой Господа.
Итак, когда Он поставил меня прямо на ноги, появился свет, который окутал всё моё существо ярче солнца. Когда я открыл рот, чтобы сказать “Слава”, моего языка коснулось пламя, которое пробежало по мне. Мой язык изменился, и я не мог произнести ни слова на своём родном языке. О! Я был исполнен Славы Господней. Тогда моя душа была удовлетворена.
Чарльз Мейсон — единственный глава деноминации, который действительно посетил миссию, — пробыл в атмосфере Азуза-стрит более месяца, прежде чем вернуться в Мемфис. Там он сразу же начал делиться тем, что Дух совершил в его жизни. Однако его друга и соучредителя COGIC Чарльза Прайса Джонса это не убедило, и после нескольких дней и ночей напряженных дебатов они расстались. К осени 1907 года Мейсон смог воссоздать COGIC как явно пятидесятническую организацию, выступив в качестве генерального пресвитера и основав новое периодическое издание "Вся правда".
Следующие полдюжины лет были захватывающими временами роста, поскольку служители обеих рас стремились получить рукоположение от Мейсона. В тот период было столько же белых церквей COGIC, сколько и черных. К сожалению, преобладающая сегрегация американской культуры начала просачиваться в христианские круги, пока призыв к созыву генерального совета в апреле 1914 года для создания новой ассоциации (Ассамблеи Бога) не был направлен только белым. Мейсон действительно присутствовал на том совете в Хот-Спрингсе, штат Арканзас, и его даже попросили выступить в четверг вечером перед четырьмя сотнями собравшихся белых проповедников (многие из которых имели удостоверения COGIC). Но формального принятия COGIC не состоялось. Межрасовая структура Азуза-стрит распадалась.
Мейсона это не смутило. Он продолжал проповедовать и строить церкви, находящиеся под его опёкой. Он нанял путешествующих евангелистов, учредил ежегодное “Международное священное собрание” (которое и по сей день привлекает большое количество посетителей) и создал отделы женского служения, воскресной школы и молодежи. Когда он проповедовал, он часто плавно переходил от выступления к пению и молитве. Его фирменной песней была “Да, да, да, да, да, да, да, да, Господь”. Он стал известен тем, что проводил трёх-четырехчасовые молитвенные собрания, а также всенощные молитвенные бдения, называемые “затворничествами”.
Когда Америка вступила в Первую мировую войну в 1917 году, Мейсон (как и многие другие ранние пятидесятники) занял пацифистскую позицию; он не мог смириться с призывом молодых афроамериканцев продвигать свободу в Европе, терпя расизм и дискриминацию дома. Он назвал это “войной богачей и борьбой бедняков” и призвал своих коллег вместо этого добиваться статуса лица, отказывающегося от военной службы по соображениям совести. За это ФБР начало расследование в отношении него и даже арестовало его в Лексингтоне, штат Миссисипи, за то, что он якобы проповедовал против войны. Белый юрист (и бывший назарянский проповедник) отправился в Лексингтон и внёс залог в размере 2000 долларов наличными, чтобы освободить Мейсона.
Его лидерство в качестве председательствующего епископа не поколебалось, и COGIC продолжал расти. По словам одного историка, его стиль был “мягким, но твёрдым”. К 1945 году в Мемфисе был освящён огромный церковный комплекс, включающий аудиторию на 3700 мест, известную сегодня как храм Мейсона, где он похоронен. Многие люди не знают, что именно с этой кафедры Мартин Лютер Кинг-младший произнёс свою культовую проповедь “Я был на вершине горы” 3 апреля 1968 года - только для того, чтобы быть убитым на следующий день средь бела дня.
COGIC, тем временем, стала одной из пяти крупнейших церковных организаций в Америке, насчитывающей более шести с половиной миллионов прихожан в США, плюс ещё от одного до трёх миллионов за рубежом. Семинария К. Х. Мейсона является частью Международного теологического центра Атланты. Среди известных музыкантов COGIC — Уолтер и Эдвин Хокинс; Андре Крауч и его сестра-близнец Сандра (“My Tribute- To God Be the Glory”); и семья Уайнанс, включая Бебе и Сиси.
Как уместно, что сегодня в Лос-Анджелесе, куда Чарльз Мейсон давным-давно приехал с ищущим сердцем, самой большой общиной в городе является Западно-Анджелесская церковь Бога во Христе, насчитывающая около 25 000 членов; её старший пастор Чарльз Э. Блейк был избран председательствующим епископом COGIC в 2007 году. Влияние одного человека, воспламененного Святым Духом, продолжает распространяться вовне для благословения не только верующих афроамериканцев, но и всего тела Христова.