(1917–1991)/(1934–)
Неудовлетворённый священник
У отца Денниса Беннета было достаточно причин быть довольным тем, во что превратилась епископальная церковь Святого Марка в богатом пригороде Лос-Анджелеса Ван-Найс за почти семь лет его пребывания на посту настоятеля. Община, испытывающая трудности, встала на ноги и теперь насчитывала 2600 прихожан. Его служительский штат состоял из четырёх младших священников.
Тем не менее, Деннис не был полностью удовлетворён своим духовным состоянием. Его солидное образование (Чикагский университет, а затем Чикагская теологическая семинария) наполнило его разум, но каким-то образом оставило равнодушным его сердце. Он жаждал вновь обрести страсть, которую познал после своего обращения в христианство в возрасте одиннадцати лет.
Однажды ему позвонил коллега-священник и рассказал о паре прихожан, которые совершенно неожиданно воспряли духом в своей вере и служении Богу. Они говорили о так называемом “крещении Святым Духом”. Деннису было настолько любопытно, что он пошёл на молитвенное собрание в церкви своего коллеги, что оказалось субботним утренним собранием всего четырёх человек в частном доме. В своей первой книге он рассказывает о том, как чувствовал себя застенчивым, даже неловким:
“Что мне делать?” Я спросил их ещё раз.
“Попроси Иисуса крестить тебя Святым Духом”, - сказал Джон. “Мы помолимся с тобой, а ты просто молись и славь Господа”.
Я сказал: “Поймите, я хочу быть ближе к Богу, вот и всё; меня не интересует говорение на языках!”
“Что ж, - сказали они, - всё, что мы можем сказать тебе об этом, это то, что это прилагается!”
Джон пересёк комнату и возложил руки сначала на мою голову, а затем на голову моего друга. Он начал молиться, очень тихо, и я понял... он говорил на языке, которого я не понимал, и говорил очень бегло. Он тоже нисколько не “волновался” по этому поводу. Затем он помолился по-английски, прося Иисуса крестить меня Святым Духом.
Я начал молиться, как он мне сказал, и я молился очень тихо. Я не собирался даже немного волноваться! Я просто следовал инструкциям. Наверное, я молился вслух минут двадцать... и уже собирался сдаться, когда произошла очень странная вещь. Мой язык начал заплетаться, как это бывает, когда пытаешься произнести скороговорку, и я начал говорить на новом языке!
Я сразу понял несколько вещей: во-первых, это не было каким-то психологическим трюком или принуждением. ...Я позволил этим новым словам слететь с моих губ и произносил их по собственной воле... и это было довольно красиво....
Новая радость и близость с Богом поднялись в душе Денниса Беннета до такой степени, что он не осмелился молчать об этом. Члены его церкви спросили его, что произошло, и он ответил на их вопросы. В течение нескольких недель около семидесяти человек попросили следовать по его стопам и получили такое же благословение, включая двух штатных священников. Однако слухи начали распространяться, и в конце концов настоятель решил, что ему следует во всем признаться всей пастве. В воскресенье, 3 апреля 1960 года, он поднялся на кафедру и рассказал всю историю.
Реакция в тот день была ошеломляющей. Некоторые слушатели были заинтригованы, в то время как другие выступили с протестом. В воздухе витали комментарии: “Мы приверженцы епископальной церкви, а не кучка деревенщин с дикими глазами”, - крикнул один мужчина, взобравшись на стул, похожий на коробку из-под мыла. “Вышвырните вон этих проклятых языкастых!” - крикнул другой. Один из младших священников драматично снял с себя облачение и сказал, что в сложившихся обстоятельствах у него не было другого выбора, кроме как уйти в отставку.
Газеты подхватили эту историю, и на следующий день телеграфные службы распространили её по всей стране. Вскоре статьи появились в Time и Newsweek. Отец Беннетт был поражён, но в то же время обеспокоен тем, что ему следует предпринять, особенно после того, как его епископ Фрэнсис Эрик Блой разослал пастырское письмо, запрещающее использование языков по всей епархии Лос-Анджелеса. Беннетт обратился за советом к харизматичному государственному деятелю Дэвиду дю Плесси и получил мудрый совет не воевать, а попросить о переводе в другое место.
К тому лету он уже служил в крошечной миссионерской церкви Святого Луки в Сиэтле, которую вот-вот должны были закрыть в третий раз. Ситуация была настолько тяжелой, что его проповедь о наделении Святым Духом была принята с радостью — всё, что угодно, лишь бы двери были открыты. Людям нравилось то, что он объяснял, и они сами стремились к этому новому измерению. Посещаемость начала расти. Жизнь и энергия расцветали. Даже смерть первой жены Беннета, Элберты, в 1963 году не сломила его дух и стремление к своему призванию. В течение следующего десятилетия Св. Приход Луки стал центром обновления и крупнейшим епископальным приходом на Северо-западе.
В 1966 году Беннетт женился во второй раз на психологе и преподавателе Рите Рид (сестре доктора Уильяма Стэндиша Рида, основателя Христианского медицинского фонда). В следующем году она выступила с докладом на важном женском собрании в Сиэтле, которое переросло в международное движение "Пылающие" (Aglow). Она также помогла своему мужу превратить его историю в бестселлер "Девять часов утра".
В 1971 году они снова сотрудничали над практическим руководством под названием "Святой дух и ты", которое снова дало направление ищущим верующим. У них был уникальный способ объяснить крещение Святым Духом с помощью метафор: “Это крещение, означающее обливание, переполнение, насыщение вашей души и тела Святым Духом. . . . Слово "крестить" в переводе с греческого означает "полностью наполнять" — оно используется в классическом греческом образе затонувшего в воде корабля”.
В другом месте они пишут:
Представьте себе оросительный канал в Южной Калифорнии или в какой-нибудь другой местности, где большую часть года обычно сухо. Канал сух, как и поля вокруг. Вся растительность высохла и погибла. Затем открываются затворы резервуара, и канал начинает наполняться водой.
Прежде всего, обновляется сам канал! Прохладный поток воды уносит мусор и смывает пыль. Затем по берегам начинают прорастать трава и цветы, а деревья по обе стороны канала становятся свежими и зелеными. Но на этом всё не заканчивается; на всём протяжении канала фермеры открывают затворы, и живительная вода выливается на поля. . . .
Так же обстоит дело с вами и со мной. Когда мы становимся христианами, в нас появляется резервуар, колодец. Затем, когда мы позволяем живущей в нас живой воде Духа изливаться в наши души и тела, мы сначала получаем обновление... Затем живая вода начинает изливаться на других, и они видят силу и любовь Иисуса в Его народе. Теперь Он может использовать нас, чтобы обновить мир вокруг нас.
Приглашений путешествовать и выступать стало так много, что в 1981 году Деннис Беннетт оставил приходскую работу в церкви Святого Луки, чтобы оказывать более широкое влияние. Его епископ Роберт Х. Кокрейн признал его в тот момент “каноником чести” за его работу в харизматическом мире. Он был одним из основателей Епископального харизматического братства (позже переименованного в Епископское служение обновления), утверждая, что “Никому не нужно покидать Епископальную церковь, чтобы обрести полноту Духа, но чрезвычайно важно, чтобы Духу было позволено свободно действовать в Епископальной Церкви”.
После смерти Денниса в 1991 году Рита Беннетт продолжала писать и служить, особенно в области внутреннего исцеления и эмоциональной свободы. Вместе взятое, их зрелое влияние было бесценным не только для членов епископальной церкви, но и для всего конфессионального спектра по всему миру.
Статья взята из книги Dean Merrill "50 Pentecostal and Charismatic Leaders Every Christian Should Know"