В тот год, когда родился Якоб Арминий (в Удуотере, Голландия), Жан Кальвин был занят созданием Женевской академии для распространения своих идей о предопределении. Примерно в то же время Гвидо де Брес написал первое издание "Бельгийского исповедания", которое стало одним из основных доктринальных стандартов голландского кальвинизма. Когда Арминий вырос, споры об учении Кальвина прервали споры об испанском правлении. К тому времени, когда Арминию исполнилось 14 лет, Вильгельм Молчаливый, король Голландии, стал кальвинистом.
Но к тому времени, когда Арминий умер, теологический ландшафт снова изменился, и антикальвинистская теология Арминия быстро распространилась по всей Европе.
Иренический реформатор
Арминий начал подвергать сомнению кальвинизм (особенно его взгляды на благодать и предопределение) в начале 20-х годов, но вместо того, чтобы бороться за свои взгляды в Женевской академии, где он учился у преемника Кальвина Теодора Безы, он тихо ушёл. Когда власти Женевы разгневались на защиту Арминия французским гуманистом Питером Рамусом, Арминий уехал в Базель. Там ему предложили докторскую степень, но он отказался на том основании, что его молодость (ему было всего 24 или 25 лет) принесёт позор титулу.
Именно его изучение Послания к Римлянам в качестве амстердамского служителя решительно настроило Якова Арминия против кальвинизма. Вера, по его мнению, была причиной избрания: "Это вечный и милостивый указ Бога во Христе, которым Он решает оправдать и принять верующих и наделить их вечной жизнью, но осудить неверующих и нераскаявшихся людей".
Хотя его обвиняли в пелагианстве (чрезмерный акцент на свободе воли) и других ересях, его критики не привели никаких доказательств этих обвинений.
"Тот учитель получает моё высочайшее одобрение, кто приписывает как можно больше божественной благодати”, - заверил он их, “при условии, что он так отстаивает дело благодати, чтобы не нанести ущерба справедливости Бога и не отнять свободную волю у того, что является злом".
1545 |
Начинается Совет Трента |
1549 |
Ксавьер начинает миссию в Японию |
1555 |
Латимера и Ридли сожгли на костре |
1559 |
Якоб Арминий родился |
1609 |
Иаков Арминий умирает |
1620 |
Разработано Мэйфлауэрское соглашение |
В 1606 году, будучи профессором теологии в Лейдене, Арминий выступил с речью под названием "О примирении религиозных разногласий между христианами":
“Религиозные разногласия - худший вид разногласий”, - писал он, “потому что они поражают сам алтарь. Она охватывает всех; каждый должен принять чью-то сторону или же сделать из себя третью сторону”.
Тем не менее, его по-прежнему беспокоил детерминизм кальвинизма, и он призвал к созданию национального синода для разрешения конфликтов и критического рассмотрения двух важнейших кальвинистских документов: Бельгийского исповедания и Гейдельбергского катехизиса. Синод наконец собрался, но не раньше, чем через девять лет после смерти Арминия (в добрых отношениях с Голландской Реформатской церковью) и через восемь лет после того, как был издан Протест, в котором были разработаны и сформулированы ключевые темы того, что сегодня называется арминианским богословием: Христос умер за всех (а не только за избранных), и люди могут сопротивляться благодати и даже потерять спасение. С тех пор арминианство оказало влияние на ключевые фигуры в истории церкви, такие как Джон Уэсли, основателя методизма.