Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Ян Гус
Дореформенный реформатор
В начале своей монашеской карьеры Мартин Лютер, роясь в стопках библиотеки, случайно наткнулся на том проповедей Яна Гуса, богемца, который был осуждён как еретик. "Я был ошеломлён", - писал позже Лютер. "Я не мог понять, по какой причине они сожгли такого великого человека, который объяснял Священные Писания с такой серьёзностью и мастерством".

Гус стал героем для Лютера и многих других реформаторов, поскольку Гус проповедовал ключевые темы Реформации (например, враждебность к индульгенциям) за столетие до того, как Лютер составил свои 95 тезисов. Но реформаторы также обращали внимание на жизнь Гуса, в частности, на его непоколебимую приверженность перед лицом коварной жестокости церкви.

От глупости к вере

Гус родился в семье крестьян в "Гусином городке", то есть в Гусинеце, на юге современной Чехии. (В свои двадцать лет он сократил свое имя до Гус—"гусь", и он и его друзья с удовольствием каламбурили его имя; это была традиция, которая продолжалась, особенно с Лютером, который напоминал своим последователям "гуся", которого "приготовили" за неповиновение папе).

Чтобы избежать бедности, Гус готовился к священничеству: "Я думал быстро стать священником, чтобы обеспечить себе хорошие средства к существованию и одежду и быть уважаемым людьми". Он получил степень бакалавра, магистра, а затем, наконец, докторскую степень. По ходу дела он был рукоположен (в 1401 году) и стал проповедником в пражской Вифлеемской часовне (вмещавшей 3000 человек), самой популярной церкви в одном из крупнейших городов Европы, центре реформ в Богемии (например, проповеди читались на чешском, а не на латыни).

За эти годы Гус претерпел изменения. Хотя он провёл некоторое время с теми, кого он называл "глупой сектой", он, наконец, открыл Библию: "Когда Господь дал мне знание Священных Писаний, я избавился от глупости из своего глупого ума".

Труды Джона Уиклиффа пробудили в нём интерес к Библии, и те же самые труды вызвали переполох в Богемии (технически северо-восточная часть современной Чешской Республики, но общий термин для области, где преобладали чешский язык и культура). Пражский университет уже был разделён между чехами и немцами, и учения Уиклиффа только ещё больше разделили их. Ранние дебаты основывались на тонкостях философии (чехи, как и Уиклифф, были реалистами, немцы - номиналистами). Но чехи вместе с Гусом также прониклись реформаторскими идеями Уиклиффа; хотя у них не было намерения изменять традиционные доктрины, они хотели уделять больше внимания Библии, расширить авторитет церковных советов (и уменьшить авторитет папы) и способствовать моральной реформе духовенства. Таким образом, Гус начал всё больше доверять Священным Писаниям, "желая удерживать, верить и утверждать всё, что содержится в них, пока во мне есть дыхание".

Последовала политическая борьба, в ходе которой немцы назвали Уиклиффа и его последователей еретиками. При поддержке короля Чехии чехи одержали верх, и немцы были вынуждены бежать в другие университеты.

Ситуация осложнялась европейской политикой, которая наблюдала, как два папы соперничали за власть над всем христианским миром. В 1409 году в Пизе был созван церковный совет, чтобы решить этот вопрос. Он сверг обоих пап и избрал Александра V законным понтификом (хотя другие папы, отказавшись от этих выборов, продолжали править своими фракциями). Вскоре Александра "убедили" — то есть подкупили — встать на сторону богемских церковных властей против Гуса, который продолжал их критиковать. Гусу запретили проповедовать и отлучили от церкви, но только на бумаге: при поддержке местной богемы Гус продолжал проповедовать и служить в Вифлеемской часовне.

Когда преемник Александра V, антипапа Иоанн XXIII (не путать с современным папой под тем же именем), разрешил продажу индульгенций, чтобы собрать средства для своего крестового похода против одного из своих соперников, Гус был шокирован и ещё больше радикализировался. Папа действовал исключительно в собственных интересах, и Гус больше не мог оправдывать моральный авторитет папы. Он всё больше опирался на Библию, которую провозгласил окончательным авторитетом для церкви. Гус далее утверждал, что чешский народ эксплуатируется папскими индульгенциями, что было не очень завуалированным нападением на чешского короля, который заработал часть доходов от индульгенций.
1321 Данте завершает Божественную комедию
1348 Чёрная смерть поражает Авиньон
1349 Смерть Уильяма Окхема
1369 Родился Ян Гус
1415 Ян Гус умирает
1431 Жанну д'Арк сожгли на костре


Бунтарь писатель

С этим Гус потерял поддержку своего короля. Его отлучение, которое было молчаливо отменено, теперь было восстановлено, и на город Прагу был наложен запрет: ни один гражданин не мог причащаться или быть похороненным на церковной территории, пока Гус продолжал своё служение. Чтобы пощадить город, Гус в конце 1412 года удалился в сельскую местность. Следующие два года он провёл в лихорадочной литературной деятельности, написав ряд трактатов. Самым важным было “Церковь”, которую он отправил в Прагу для публичного чтения. Там он утверждал, что только Христос является главой церкви, что папа "по невежеству и любви к деньгам" может совершить много ошибок, и что восстать против заблуждающегося папы - значит повиноваться Христу.

В ноябре 1414 года собрался Констанцский собор, и император Священной Римской империи Сигизмунд призвал Гуса приехать и рассказать о своей доктрине. Поскольку ему была обещана безопасность, а также из-за важности собора (который обещал значительные церковные реформы), Гус пошёл. Однако, когда он прибыл, его немедленно арестовали, и он оставался в тюрьме в течение нескольких месяцев. Вместо слушания дела Гуса в конце концов доставили к властям в цепях и попросили просто отречься от своих взглядов.

Когда он увидел, что ему не дадут форума для объяснения своих идей, не говоря уже о справедливом слушании, он, наконец, сказал: "Я обращаюсь к Иисусу Христу, единственному судье, который всемогущ и абсолютно справедлив. В Его руках я отстаиваю своё дело не на основе лжесвидетелей и ошибочных соборов, а на основе истины и справедливости". Его отправили в камеру, где многие умоляли его отречься. 6 июля 1415 года его привели в собор, облачили в его священнические одежды, а затем сняли их одну за другой. Он отказался от последнего шанса отречься на костре, где молился: "Господь Иисус, именно ради Тебя я терпеливо переношу эту жестокую смерть. Молю Тебя, помилуй моих врагов". Было слышно, как он читает Псалмы, когда пламя охватило его.

Его палачи собрали его прах и бросили его в озеро, чтобы ничего не осталось от "еретика", но некоторые чехи собрали кусочки земли с земли, где умер Гус, и отвезли их в Чехию в качестве мемориала.

Богемцы были в ярости от казни и отреклись от собора; в течение следующих нескольких лет коалиция гуситов, радикальных таборитов и других отказалась подчиниться власти императора Священной Римской империи или церкви и отразила три военных нападения. Богемия в конце концов примирилась с остальной частью западного христианского мира — хотя и на своих собственных условиях (например, это был один из немногих католических регионов, где предлагали на Причастии как хлеб, так и вино; остальная часть христианского мира просто получала хлеб). Те, кто отказался от этого последнего компромисса, сформировали Unitas Fratrum ("Союз братьев"), которое стало основой для Моравских братьев (Моравия - регион в Чешской Республике), которые сыграют влиятельную роль в обращении братьев Уэсли, среди прочего.

Категория: История | Просмотров: 593 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: чехия, Реформация
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [328]
Статьи [2578]
Разное [634]
Библия [301]
Израиль [301]
Новости [574]
История [711]
Картинки [383]
MorningStar [1233]
Популярное [198]
Пророчества [1155]
Пробуждение [398]
Прославление [872]
Миссионерство [324]
It's Supernatural! [748]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 43
500

Онлайн всего: 9
Гостей: 8
Пользователей: 1
evgeniyfokin22


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024