"Сегодня мы думаем, что мы слишком умны, чтобы верить в непорочное зачатие Иисуса, и слишком хорошо образованы, чтобы верить в воскресение. Вот почему люди толпами идут к дьяволу".
"Вчера вечером центровой Билли Сандэй нанёс удар с трёх баз в Фарвелл-Холле. Нет другого способа выразить успех его первого появления в качестве евангелиста в Чикаго". Так сообщала местная пресса о первом воскресном публичном выступлении в качестве проповедника в конце 1880-х годов. "Его аудитория состояла примерно из 500 человек, которые мало что знали о его талантах проповедника, но помнили, как он бежал на вторую базу с фуражкой в руке".
Это было только начало Сандэя. До Билли Грэма ни один американский евангелист не проповедовал стольким миллионам и не видел столько обращений — примерно 300 000.
От бейсбола до Y
"Я никогда не видел своего отца", - так Сандэй начал свою автобиографию, потому что его отец умер от воспаления лёгких во время Гражданской войны через пять недель после рождения Билли. На самом деле его раннее детство в бревенчатой хижине в Айове было окутано смертью — десять смертей, прежде чем он достиг 10-летнего возраста. Его мать была настолько бедна, что отослала своих детей в Сиротский приют для солдат. Билли выжил только благодаря поддержке брата и любви к спорту, особенно бейсболу.
Его профессиональная бейсбольная карьера началась с «Чикагских Белых чулок» в 1883 году; затем он перешёл в «Питтсбургские пираты», а в 1890 году - в «Филадельфия Атлетикс», где он отбивал .261 и взял 84 базы, когда ушёл.
"Никто, кроме Богочеловека, не может сделать того удовлетворения, которым человек спасается".
В Средние Века было принято, чтобы избранные епископы демонстрировали протест в знак своей скромности. Когда Ансельм, итальянский монах из Нормандии, был избран архиепископом Кентерберийским, он тоже протестовал. Епископский посох пришлось прижать к его сжатому кулаку. Но его отказ был искренним: для Ансельма стать архиепископом означало меньше времени для учёбы. Его интуиция оказалась верной: Ансельма помнят сегодня не только как Великого архиепископа, но и как одного из самых глубоких мыслителей Средневековья.
Притянут на более высокий пост
Борьба между учёной жизнью и высокой должностью началась в ранние годы Ансельма. Его отец, Гундульф, хотел видеть его в политике и запретил ему входить в местное аббатство. Когда аббат отказался принять 15-летнего мальчика без согласия отца, Ансельм молился, чтобы ему стало плохо: он рассуждал, что может войти, если ему грозит смерть. Он действительно серьёзно заболел, но ему всё равно отказали.
После долгих скитаний по Европе, стремясь расширить свой кругозор, Ансельм поселился в Нормандии, в Беке, чтобы учиться у Ланфранка, известного учёного. Ансельм чувствовал, что здесь он сможет вести монашескую жизнь в безвестности, поскольку слава Ланфранка затмит его возможные достижения.
Но Ансельм всё равно сиял. Через три года Ланфранк покинул аббатство и стал архиепископом Кентерберийским, а Ансельм сменил его на посту Приора. Он проводил время за чтением и размышлениями о богословских тайнах. Под его руководством монастырь прослави
... Читать дальше »
"Тогда бы крестьянин мог петь отрывки из Священного Писания за своим плугом, а ткач мог бы напевать фразы из Священного Писания под мотив своего челнока,
как и путешественник мог бы облегчить рассказами из Священного Писания усталость своего путешествия".
"Когда у меня есть немного денег, я покупаю книги", - писал Эразм Роттердамский, взявший в своей взрослой жизни имя Дезидерий. "Если таковые остались … я покупаю еду и одежду".
Этот незаконнорожденный сын голландского священника жил в поисках знаний, в погоне за благочестием, в любви к книгам и угнетённый страхом бедности. На этом пути его труды и учёность вызвали богословское землетрясение, которое не прекращалось до тех пор, пока западноевропейское христианство не было расколото.
Не поклонник монашества
Родившийся в Роттердаме, осиротевший из-за чумы, Эразм был отправлен из капитула школы Святого Лебуина, где преподавали классическую науку и гуманитарные науки, в школу, управляемую монашеской братией Общей Жизни. Он впитывал в себя акцент на личных отношениях с Богом, но ненавидел суровые правила монашеской жизни и нетерпимых богословов. Они намеревались научить смирению, вспоминал он позже, сломив дух учеников.
Но он был беден, и ему и его брату пришлось уйти в монастырь; Эразм решил присоединиться к Августинцам. Он хотел путешествовать, получить некоторое академическое пространство и оставить позади "варваров", которые отговаривали его от классических занятий. И как только он был рукоположен в сан священника в 1492 году, он сделал это, став секретарем епископа Камбре, который послал его в Париж изучать богословие.
Он тоже возненавидел это место. В общежитиях вонял
... Читать дальше »
"Я испытал это в других и в себе, ибо не ходил путём праведности. … Но Всемогущий Бог, сидящий в Небесном суде, даровал мне то, чего я не заслуживал".
Первая «Жизнь Константина» описывает её субъект как "блистающий всякой добродетелью, которую дарует благочестие". Эта хвалебная биография была написана рукой Евсевия, епископа Кесарии в Палестине и, возможно, величайшего поклонника Константина. Это классический образ, господствовавший в восточном христианстве более тысячи лет.
Историки сейчас спорят, был ли "первый христианский император" вообще христианином. Некоторые считают его беспринципным искателем власти. Многие утверждают, что его религия была в лучшем случае смесью язычества и христианства в чисто политических целях.
Конечно, Константин придерживался идеалов, которые мы больше не разделяем. Он ничего не знал ни о религии без политики, ни о политике без религии. И всё же он явно верил, что он христианин, и вспоминал битву у Мильвийского моста, сразу за стенами Рима, как решающий час в своей вновь обретённой вере.
Видение на поле
О ранних годах Константина мы знаем только то, что он родился в Иллирии, регионе на Балканах. Его отец, Констанций Хлор, уже был римским чиновником на подъёме. Елена, дочь трактирщика и жена Констанция, родила Константина около 280 года в Наиссе, к югу от Дуная. К тому времени, когда Константину исполнился 31 год, он был в очереди на то, чтобы стать императором Западной империи — и даже больше.
"Если Глава должен был претерпеть такие пытки, мучения, страдания и боль, как же Его слуги, дети и члены ожидают мира и свободы для их плоти?"
"Ошибка проклятой секты анабаптистов ... несомненно, была бы искоренена, если бы не бывший священник Менно Симонс … который ввёл в заблуждение многих простых и невинных людей", - жаловался в письме регент Нидерландов в 1541 году. "Чтобы схватить и задержать этого человека, мы предложили большую сумму денег, но до сих пор безуспешно. Поэтому мы лелеяли мысль о том, чтобы предложить и пообещать прощение и милость тем немногим, кто был введён в заблуждение ... если они приведут к тюремному заключению упомянутого Менно Симонса".
Император Священной Римской Империи Карл V присоединился к охоте, предложив 100 золотых гульденов за арест Менно. Один голландец был сломан на колесе и казнён только за то, что позволил Менно остаться с ним. Но бывший священник, пацифист, вооруженный идеями, но без оружия, так и не был пойман. Вместо этого он вывел анабаптистов из их радикальных, жестоких, миллениалистских фантазий в умеренное, благочестивое, пацифистское движение. Не будучи ни первым, ни самым оригинальным толкователем анабаптизма радикальной Реформации, он был настолько выдающимся лидером, что движение сегодня известно под его именем: меннониты.
Кризис евхаристии
Мало что известно о ранней жизни Менно до его рукоположения в священники в возрасте 28 лет. Хотя он получил образование в монастырской школе и готовился к служению, он никогда даже не прикасался к Писаниям. "Я боялся, что, прочитав их, они введут меня в заблуждение", - писал он позже. – Вот каким глупым проповедником я был почти два года!"
"Когда мы говорим об истине, жизни и искуплении, мы говорим о Христе".
"Когда мы говорим о мудрости, мы говорим о Христе. Когда мы говорим о добродетели, мы говорим о Христе. Когда мы говорим о справедливости, мы говорим о Христе. Когда мы говорим об истине, жизни и искуплении, мы говорим о Христе". Так писал Амвросий, епископ Миланский, библейский экзегет, политический теоретик, мастер латинского красноречия, музыкант и учитель; во всех этих ролях он говорил о Христе.
Арестован ради карьеры
Первый латинский отец церкви из христианской семьи, Амвросий также родился у власти, входя в Римскую семью Аврелия. Папа и церковные сановники посещали дом его родителей, когда он был ребёнком, и он был губернатором в северных провинциях Италии до 30 лет. Когда его послали, префект дал ему пророческий совет: "Иди, веди себя не как судья, а как епископ".
В самом деле, даже будучи губернатором, он имел дело с церковными проблемами. Ортодоксальные христиане и ариане в то время практически воевали. Амвросий не был другом ариан, но его так уважали, что обе стороны поддерживали его. Когда епископ миланский (арианин) умер, Амвросий присутствовал на собрании, чтобы избрать замену, надеясь, что его присутствие предотвратит насилие между сторонами. К его большому удивлению, обе стороны выкрикнули своё желание, чтобы он стал их заменой.
Амвросий действительно не хотел быть церковным лидером; он вполне преуспевал как политический. А ведь он ещё даже не крестился! Но народ написал императору Валентиану, прося его скрепить их приговор печатью. Амброза поместили под арест до тех пор, по
... Читать дальше »
"Интеллектуальная жизнь - не единственная дорога к Богу и не самая безопасная, но мы находим её дорогой, и она может быть назначенной дорогой для нас. Конечно, так будет только до тех пор, пока мы сохраняем импульс чистым и бескорыстным".
"Я высокий, толстый, довольно лысый, краснолицый, с двойным подбородком, черноволосый, обладаю глубоким голосом и ношу очки для чтения", - писал Клайв Стейплс Льюис своему молодому поклоннику в 1954 году. Если бы знаменитый писатель был склонен обращать внимание на одежду, он мог бы добавить, что его брюки обычно остро нуждались в глажке, пиджаки были изношены и испачканы пятнами от пищи, а ботинки потёрты и изношены на каблуках.
Но "Джек", как его знали друзья К. С. Льюиса, не был озабочен модой. Он был скрупулёзен в точном использовании слов, качестве доказательств, представленных в аргументах, и размерах в стихах. И именно благодаря своим книгам и идеям Оксфордский учёный запомнился как один из величайших христианских писателей двадцатого века.
Вырос в библиотеке
Льюис родился в книжной семье протестантов в Белфасте, Ирландия. Эклектичные в своих читательских вкусах, они покупали и читали "бесконечные" книги. "Книги были в кабинете, книги в столовой, книги в гардеробе, книги (две в глубину) в большом книжном шкафу на лестничной площадке, книги в спальне, книги, сложенные в кучу на чердаке, книги всех видов", - вспоминал Льюис, и ни одна из них не была для него запретной. В дождливые дни — а их было много в Северной Ирландии — он снимал книги с полок и входил в миры, созданные такими авторами, как Конан Дойл, Э. Несбит, Марк Твен и Генри Уодсворт Лон
... Читать дальше »
"Однако благо всех заинтересованных сторон может побудить нас к некоторой строгости, чтобы исправить ошибки и сохранить любовь".
Первые монахи, пытавшиеся жить под руководством Бенедикта, так возненавидели его режим, что замыслили убить своего настоятеля. Они положили яд в бокал вина и предложили его Бенедикту. Прежде чем взять его, он благословил его, как было принято. Согласно истории, рассказанной Папой Григорием I (биографом Бенедикта), когда Бенедикт осенил бокал крестным знамением, тот разбился, и вино пролилось на пол.
Бенедикт, писал Григорий, "почувствовал, что в стакане был напиток смерти", созвал своих монахов, сказал, что прощает их, напомнил им, что с самого начала сомневался, подходит ли он им настоятелем, и заключил: "идите своей дорогой и ищите другого отца, подходящего для ваших собственных условий, ибо я не намерен больше оставаться среди вас".
Мы не знаем, был ли Бенедикт чересчур строг или его первые монахи были просто упрямы. Но годы спустя, когда Бенедикт написал правило жизни для другой группы монахов, оно оказалось образцом монашеской умеренности и одной из причин расцвета монашества на Западе.
"Прочь, о юноша, прочь! Беги от разложения, в которое, как ты знаешь, многие впали" — благоразумный совет аббатисы Колумбану.
Красивый и горячий Колумбан был одним из самых успешных евангелистов Западной Европы.
По словам первого биографа Колумбана, написавшего его биографию всего через 28 лет после смерти, "прекрасная фигура Колумбана, его великолепный цвет и его благородная мужественность сделали его любимым всеми". И в этом заключалась проблема: "он возбуждал ... похоть похотливых девиц, особенно тех, чья тонкая фигура и поверхностная красота имеют обыкновение разжигать безумные желания в умах несчастных мужчин".
Будучи молодым человеком, он боялся, что находится на грани того, чтобы поддаться этим тщеславным "похотям мира", поэтому он искал руководства у местной женщины-отшельницы.
"Прочь, о юноша, прочь!" - посоветовала она. "Беги от разложения, в которое, как ты знаешь, многие впали". Колумбан, потрясённый, ушёл собирать свои вещи, чтобы начать монашескую жизнь. Когда он сказал матери, что уезжает, она так расстроилась, что загородила дверь. Но Колумбан не испугался, "перескочив и через порог, и через мать".
"Ты, кажется, светишься спасительным огнём, который наш Господь пришёл послать на землю" - Григорий II Бонифацию.
Его первая миссионерская работа оказалась неудачной. Уинфрит (или Уинфрид) хотел стать странствующим евангелистом с тех пор, как монахи-миссионеры посетили дом его семьи, когда ему было пять лет. Он отказался от светских мечтаний своих благородных родителей для него, чтобы жить Уэссексе, Англия. И он оставил успешную жизнь монаха-бенедиктинца, написал первую латинскую грамматику, изданную в Англии, несколько стихотворений и трактат о метрике.
Теперь, когда ему было чуть за сорок, Уинфрит всё также хотел стать миссионером, особенно во Фрисландии (на севере Нидерландов). Но фризы взбунтовались, и Уинфриту пришлось вернуться домой без новообращённых.
Пока он отсутствовал, его настоятель умер — и Уинфрит был избран, чтобы заменить его. Это была высокая честь, но Уинфрит всё ещё хотел быть миссионером. Он отплыл из Англии в последний раз, на этот раз, чтобы встретиться с папой в Риме.
Папа Григорий II подтвердил призыв Уинфрита к миссии, заметив: "ты, кажется, светишься спасительным огнём, который наш Господь пришёл послать на землю". Получив заверения в том, что английский монах будет использовать Римскую, а не кельтскую формулу крещения, он поручил Уинфриту благовествовать как тем, кто "сбился с пути ... и теперь служит идолам под видом христианской религии", так и тем, кто "ещё не очищен водами святого Крещения". Папа также изменил имя Уинфрита на Бонифаций — "хорошая судьба", названный в честь римского христианина, мученика в арианской полемике.
"Где бы ты ни оказался, не уходи оттуда слишком быстро. Постарайтесь набраться терпения и научиться оставаться на одном месте".
Родившись в богатой семье, Антоний подчинился своим родителям и их ожиданиям, что он пойдёт по их богатым стопам. Они умерли, когда Антонию было всего около 20 лет, и он унаследовал все деньги. Но примерно в то же время Антонию довелось услышать отрывок из Евангелия от Матфея, где Иисус говорит богатому юноше: "если хочешь быть совершенным, пойди и продай всё, что имеешь, а деньги раздай бедным". Антоний поверил, что он и есть тот самый богатый юноша, и тотчас же поступил точно так, как велел Иисус.
Уход в пустыню
Всё, что мы знаем об Антонии, взято из агиографии (биографии святого человека), написанной вскоре после его смерти знаменитым богословом Афанасием. По его словам, Антоний видел задачу христианина одновременно простой и трудной: стать "любящим Бога", сопротивляясь дьяволу и уступая Христу. Антоний видел мир как поле битвы, на котором Божьи слуги ведут войну против дьявола и его демонов.
Его путешествие в чистоту началось с того, что он покинул деревню. Он занимался напряженными духовными упражнениями: бессонные ночи проводил в молитве, постился через день, ел только хлеб и воду. Он открыл, писал Афанасий, что "ум души силён, когда удовольствия тела слабы".
... Читать дальше »
"Мне приятно, что вы преподаёте священное богословие братьям, и, по словам Правила, вы “не погасите дух молитвы и благочестия” изучением такого рода" - Франциск Ассизский.
Наставник Антония, Франциск Ассизский, питал глубокое подозрение к учёности, но быстро понял, что у его нового ученика блестящий ум и что было бы стыдно растрачивать такой талант.
"Брат Франциск желает здоровья брату Антонию, моему епископу", - написал он. - Мне приятно, что вы преподаете священное богословие братьям, и, по словам Правила, вы “не погасите дух молитвы и благочестия” изучением такого рода".
С этим благословением Антоний перешёл к жизни учения и проповеди, став самым популярным и эффективным проповедником своего времени.
... Читать дальше »
Этот ирландец 18-го века стал одним из основателей «Учеников Христа» и «Церкви Христа».
"Единение христиан с апостольским свидетельством является достаточным и единственно достаточным для обращения мира".
Разделённые Атлантическим океаном, пресвитерианский проповедник Томас Кэмпбелл и его сын Александр одновременно пришли к одному и тому же выводу: будущее не за Пресвитерианством.
Почему эти два ирландца пришли к такому выводу и что они с этим сделали, создав одно из самых мощных движений в американской религиозной истории — и уникальную американскую деноминацию.
Просто христиане
По плану Томас должен был сначала отплыть в Америку первым, а потом вся семья. Но корабль с семьей Кэмпбелла потерпел крушение, и им пришлось провести год в Шотландии. Там 19-летний Александр откликнулся на призыв проповедовать и начал учиться в Университете Глазго. Он быстро почувствовал отвращение к тому, что считал теологической мелочностью пресвитерианства. Однажды в воскресенье он отказался от причастия, символически порвав с верой своего отца.
Однако когда Александр наконец прибыл в Пенсильванию, он обнаружил, что его отец также вышел из местного пресвитерия! Одна из причин: отсутствие поддержки в Писании крещения младенцев. Томас основал «Христианскую Ассоциацию Вашингтона» (округ, Пенсильвания). "Там, где говорят Писания, говорим мы, - заявил Томас, - там, где молчат Писания, молчим и мы".
В 1811 году Александр начал пасторствовать в церкви Булл-Ран, группе пресвитерианских беженцев. Рождение первого ребёнка заставило его пересмотреть свои взгляды на крещение младенцев. Он решил, что его собственное к
... Читать дальше »
Неотразимый проповедник и соучредитель Армии Спасения
"Если Слово Божье запрещает женское служение, мы спросим, как случилось, что так много самых преданных служанок Господа чувствовали себя принужденными Святым Духом осуществлять его? … Слово и Дух не могут противоречить друг другу".
Вряд ли они были евангелистами. Восемнадцатилетняя Роуз Клэпхем стояла рядом со своей коллегой Дженни Смит и приглашала сотни измученных жизнью шахтёров Йоркшира (Англия) на встречу в местный театр. На том собрании 1878 года Роуз, необразованная работница фабрики, убедила 700 человек принять решения прийти ко Христу - 140 из них стали первыми членами новой церкви.
Роза была всего лишь одной из новых "Аллилуйя девиц", которые сделали Армию Спасения одной из самых эффективных миссий в Англии. Кто вдохновил этих молодых женщин из рабочего класса на такое необычное служение? Кэтрин Бут, одна из основательниц Армии Спасения.
Освобождающее Евангелие
Кэтрин выросла в благочестивом и защищённом мире маленького городка Викторианской Англии, и её мать была образцом методистского благочестия. В подростковом возрасте Кэтрин страдала искривлением позвоночника и была вынуждена месяцами лежать в постели. Она жадно читала, особенно труды Чарльза Финнея и Джона Уэсли, и не только обрела уверенность в собственном спасении, но и обрела проблеск собственного призвания к общественному служению.
Когда люди предполагали, что место женщины в доме, она задалась вопросом, Может ли христианская церковь, которая проповедует освобождающее Евангелие как мужчинам, так и женщинам, удержать женщин от выражения их многочисленных даров служения. В конце концов она пришла к выводу, что ложная интерпретация замечания Павла о том, что же
... Читать дальше »
“Мне показалось, что я слышу голос, звучащий в моих ушах: "где ты найдёшь таких язычников, как эти, и где так велика нужда в твоих трудах?"”
После его смерти 150 000 человек прошли мимо гроба, а 40 000, включая королеву Марию, присутствовали на его похоронах. Это был замечательный конец для человека, рождённого в нищете и работавшего среди нищих всю свою жизнь.
Но Уильям Бут был замечательным человеком, которому дали титул "Пророк бедных". Сегодня он наиболее известен как основатель и первый генерал Армии Спасения.
Ученик ростовщика
Уильям родился в относительной бедности, в Снейнтоне, пригороде Ноттингема, Англия. Его родители не были религиозны и в лучшем случае принадлежали к рабочему классу, с небольшим образованием. Его отец, "Хватай, получай", по определению Уильяма, умер, когда Уильяму было всего 14. К тому времени Уильям помогал семье зарабатывать на жизнь, будучи учеником ростовщика.
Когда Уильяму шёл пятнадцатый год, одна уэслианская пара пригласила его посетить часовню, где он был обращён. Он записал в своём дневнике: "У Бога будет всё, что есть у Уильяма Бута".
Затем произошло ещё одно событие, изменившее жизнь: он услышал, как в Уэслианской часовне Ноттингема американский возрожденец провёл "замечательное религиозное пробуждение". Стремление душ услышать Евангелие привело Бута к пониманию того, что "можно рассчитывать на результаты спасения душ, когда для их достижения используются надлежащие средства". Бут на всю жизнь посвятил себя методам научного возрождения Чарльза Дж. Финнея.
Бут и группа его друзей отправились проповедовать бедным. Они устраивали ночные выступления под открытым небом, после чего приглашали людей на
... Читать дальше »