На встрече баптистских лидеров в конце 1700-х годов недавно рукоположенный священник выступал за ценность зарубежных миссий. Его резко прервал пожилой священник, который сказал: "Молодой человек, сядьте! Вы энтузиаст. Когда Богу будет угодно обратить язычников, он сделает это, не посоветовавшись ни с вами, ни со мной".
То, что такое отношение сегодня немыслимо, во многом объясняется последующими усилиями этого молодого человека, Уильяма Кэри.
Трудяга
Уильям вырос в малоизвестной сельской деревушке Полерпери, в центре Англии. Он был подмастерьем в местной сапожной мастерской, где номинальный англиканец был обращён. Он с энтузиазмом принял веру, и, хотя молодой новообращённый был мало образован, он позаимствовал греческую грамматику и продолжил изучать греческий язык Нового Завета.
Когда его хозяин умер, он занялся сапожным делом в соседнем Хаклтоне, где познакомился и женился на Дороти Плэкетт, которая вскоре родила дочь. Но жизнь подмастерья сапожника была тяжёлой — ребёнок умер в возрасте 2 лет, — а его доход был недостаточным. Семья Кэри погрузилась в нищету и осталась там даже после того, как он взял на себя бизнес.
"Я могу упорно трудиться”, - писал он позже, “я могу упорно продолжать любое определённое дело". Всё это время он продолжал изучать язык, добавляя иврит и латынь, и стал проповедником у Партикулярных баптистов. Он также продолжал всю жизнь интересоваться международными делами, особенно религиозной жизнью других культур.
Кэри был впечатлён ранними моравскими миссионерами и всё больше встревожен отсутствием интереса у своих коллег-протестантов к миссиям. В ответ он написал “Исследование об обязательствах христиан использовать средства для обращения язычников”. Он утверждал, что Великое Поручение Иисуса относится ко всем христианам всех времён, и критиковал единоверцев своего времени за игнорирование оного: "Множество людей сидят спокойно и не заботятся о гораздо большей части своих собратьев-грешников, которые по сей день теряются в невежестве и идолопоклонстве".
Кэри на этом не остановился: в 1792 году он организовал миссионерское общество и на его первом собрании произнёс проповедь с призывом: "Ждите великого от Бога. Делайте великое для Бога". Через год Кэри, Джон Томас (бывший хирург) и семья Кэри (в которую теперь входили три мальчика и ещё один ребенок на подходе) оказались на корабле, направлявшемся в Индию.
Незнакомец в чужой стране
Томас и Кэри сильно недооценили, во что обойдётся жизнь в Индии, и первые годы жизни Кэри там были несчастными. Когда Томас покинул предприятие, Кэри был вынужден неоднократно переезжать со своей семьей, поскольку он искал работу, которая могла бы их содержать. Болезнь измучила семью, и одиночество и сожаление поставили её на место: "Я нахожусь в чужой стране”, - писал он, “у меня нет друга-христианина, большая семья, и ничего, чтобы удовлетворить их потребности". Но он также сохранил надежду: "Что ж, у меня есть Бог, и Его слово несомненно".
Он выучил бенгальский язык с помощью пандита и через несколько недель начал переводить Библию на бенгальский язык и проповедовать на небольших собраниях.
Когда сам Кэри заболел малярией, а затем его 5-летний сын Питер умер от дизентерии, это стало слишком для его жены Дороти, чье психическое здоровье быстро ухудшилось. Она страдала манией, обвиняя Кэри в прелюбодеянии и угрожая ему ножом. В конце концов её пришлось запереть в комнате и физически связать.
"Для меня это действительно долина смертной тени”, - писал Кэри, хотя и характерно добавил: "Но я радуюсь, что, несмотря на это, я здесь; и Бог здесь".
Дар языков
В октябре 1799 года всё, наконец, изменилось. Его пригласили поселиться в датском поселении в Серампуре, недалеко от Калькутты. Теперь он находился под защитой датчан, которые разрешили ему проповедовать легально (в контролируемых британцами районах Индии вся миссионерская деятельность Кэри была незаконной).
К Кэри присоединились Уильям Уорд, печатник, и Джошуа и Ханна Маршман, учителя. Финансы Миссии значительно увеличились, когда Уорд начал заключать правительственные контракты на печать, Маршманы открыли школы для детей, а Кэри начал преподавать в колледже Форт-Уильяма в Калькутте.
В декабре 1800 года, после семи лет миссионерской работы, Кэри крестил своего первого новообращенного, Кришну Пала, а два месяца спустя опубликовал свой первый бенгальский Новый Завет. Этим и последующими изданиями Кэри и его коллеги заложили основу для изучения современного бенгальского языка, который до этого времени был "неурегулированным диалектом".
Кэри продолжал ожидать великих свершений; в течение следующих 28 лет он и его учёные мужи перевели всю Библию на основные языки Индии: бенгальский, ория, маратхи, хинди, ассамский и санскрит, а также части 209 других языков и диалектов.
Он также стремился к социальным реформам в Индии, включая отмену детоубийства, сожжения вдов (сати) и помощи в самоубийстве. Он и Маршманы основали колледж Серампор в 1818 году, школу богословия для индейцев, которая сегодня предлагает богословское и гуманитарное образование примерно для 2500 студентов.
К тому времени, когда Кэри умер, он провёл 41 год в Индии без отпуска. Его миссия могла насчитывать всего около 700 обращенных в многомиллионной стране, но он заложил впечатляющий фундамент переводов Библии, образования и социальных реформ.
Его величайшим наследием было всемирное миссионерское движение девятнадцатого века, которое он вдохновил. Миссионеры, такие как Адонирам Джадсон, Хадсон Тейлор и Дэвид Ливингстон, среди тысяч других, были впечатлены не только примером Кэри, но и его словами: "Ждите великого от Бога. Делайте великое для Бога". История протестантских миссий девятнадцатого века во многих отношениях является расширенным комментарием к этой фразе.