"Это глупость и безумие - наполнять шкафы одеждой”, - увещевал собравшихся Иоанн Антиохийский, - “и позволять людям, созданным по образу и подобию Божьему, стоять голыми и дрожать от холода так, что они едва могут держаться прямо".
Красноречивая и бескомпромиссная проповедь была типична для Иоанна и принесла ему имя, которым его запомнила история: Златоуст — "золотой рот". Но его проповедь, хотя и считалась лучшей в ранней церкви, была тем, что привело его к неприятностям и к его безвременной смерти.
Дело о статуях
Иоанн был воспитан в Антиохии, ведущем интеллектуальном центре поздней античности, своей овдовевшей матерью Антузой, благочестивой христианкой. Его наставником был Либаний, знаменитый языческий ритор, который был профессором как в Афинах, так и в Константинополе.
После своего образования, как и многие набожные люди его времени, паучий Иоанн (он был невысоким, худым и длинноногим) вступил в монашеское уединение. Но его аскетические строгости были настолько напряжёнными, что повредили его здоровью (последствия будут длиться всю его жизнь), и он был вынужден вернуться к общественной жизни. Он быстро прошёл путь от лектора до диакона и священника в церкви в Антиохии.
В течение этого времени он писал о Священстве, оправдывая свою собственную задержку с вступлением в священство, но также зрелый взгляд на опасности и возможности служения: "Я не знаю, удавалось ли кому-нибудь когда-либо не наслаждаться похвалой", - написал он в одном отрывке. "И, если ему это нравится, он, естественно, хочет получить это. И если он хочет получить его, он не может не испытывать боли и отчаяния от его потери".
Именно в Антиохии стали замечать проповедь Златоуста, особенно после того, что было названо "Делом статуй".
Весной 388 года в Антиохии вспыхнуло восстание из-за объявления об увеличении налогов. Статуи императора и его семьи были осквернены. Имперские чиновники ответили наказанием городских лидеров, убив некоторых; архиепископ Флавиан бросился в столицу в Константинополе, примерно в 800 милях, чтобы просить императора о помиловании.
В отсутствие Флавиана Иоанн проповедовал охваченному ужасом городу: "Исправляйтесь теперь по-настоящему, а не так, как во время одного из многочисленных землетрясений, голода, засухи или подобных происшествий, вы оставляете свои грехи на три или четыре дня, а затем снова начинаете старую жизнь". Когда восемь недель спустя Флавиан вернулся с хорошими новостями о помиловании императора, репутация Иоанна взлетела до небес.
С тех пор он был востребован как проповедник. Он проповедовал по многим книгам Библии, хотя у него были свои любимые: "Я люблю всех святых”, — сказал он, “но больше всего святого Павла - этот сосуд избрания, труба небес". В своих проповедях он осуждал аборты, проституцию, обжорство, театр и ругань. О любви к скачкам он жаловался: "Моим проповедям аплодируют просто по обычаю, затем все снова бегут на [скачки] и аплодируют жокеям гораздо больше, демонстрируя действительно безудержную страсть к ним! Там они с большим вниманием склонили головы друг к другу и сказали с взаимным соперничеством: "Эта лошадь плохо бежала, эта споткнулась", и один держится за этого жокея, а другой за того. Никто больше не думает ни о моих проповедях, ни о святых и изумительных тайнах, которые совершаются здесь".
Его большая лысая голова, глубоко посаженные глаза и впалые щеки напоминали людям пророка Елисея. Хотя его проповеди (которые длились от 30 минут до двух часов) были хорошо посещаемы, он иногда впадал в уныние: "Моя работа похожа на работу человека, который пытается очистить участок земли, в который постоянно течёт мутный поток".
В то же время он сказал: "Проповедь улучшает меня. Когда я начинаю говорить, усталость исчезает; когда я начинаю учить, усталость тоже исчезает".
323 |
Евсевий завершает Церковную историю |
325 |
Первый Никейский собор |
341 |
Ульфил, переводчик готической Библии, становится епископом |
349 |
Родился Иоанн Златоуст |
407 |
Умирает Иоанн Златоуст |
410 |
Рим разграблен вестготами |
Похищен и отправлен Константинополь
В начале 398 года Иоанн был схвачен солдатами и перевезён в столицу, где был насильственно рукоположен в сан архиепископа Константинопольского. Его похищение было организовано правительственным чиновником, который хотел украсить церковь в столице лучшим оратором в христианстве. Вместо того чтобы восстать против несправедливости, Иоанн принял её как Божье провидение.
И вместо того, чтобы смягчить свои слова для своей новой и престижной аудитории, которая теперь включала многих из императорского двора, Иоанн продолжил темы, которые он проповедовал в Антиохии. Он выступал против злоупотреблений богатством и властью. Даже сам его образ жизни был скандалом: он вёл аскетическую жизнь, использовал свой значительный семейный бюджет для ухода за бедными и строил больницы.
Он продолжал проповедовать против великих общественных грехов. В проповеди против театра, например, он сказал: "Ещё долго после того, как театр закрыт и все ушли, эти образы [актрис - "позорных женщин"] всё ещё плавают перед вашей душой, их слова, их поведение, их взгляды, их походка, их позиции, их возбуждение, их оголённые конечности … И там, внутри вас, оно разжигает вавилонскую печь, в которой будет сожжён мир вашего дома, чистота вашего сердца, счастье вашего брака!"
Отсутствие такта и политического мастерства сделало его слишком большим врагом — в императорской семье и среди коллег-епископов. По причинам, слишком сложным, чтобы вдаваться в подробности, Феофил, архиепископ Александрийский, смог созвать собор за пределами Константинополя и, сфабриковав обвинения в ереси, отстранил Иоанна от должности. Иоанн был отправлен в ссылку императрицей Евдокией и императором Аркадием.
Иоанна перевезли через равнины Малой Азии в разгар лета, и почти сразу же его здоровье начало подводить его. Его посещали верные последователи, и он писал ободряющие письма другим: "Когда вы видите, как церковь рассеяна, претерпевает самые ужасные испытания, её самые прославленные члены преследуются и подвергаются порке, её лидер уводится в изгнание, не только подумайте об этих событиях, но и о том, что в результате: награды, вознаграждение, награды для спортсмена, который побеждает на играх, и призы, выигранные на соревнованиях".
На восточном берегу Чёрного моря, на краю империи, его тело сдалось, и он умер.
Тридцать четыре года спустя, после смерти главных врагов Иоанна, его мощи с триумфом были доставлены в столицу. Император Феодосий II, сын Аркадия и Евдокии, публично попросил прощения за грехи своих родителей.
Позже ему дали титул "Доктор церкви" из-за ценности его трудов (сохранилось 600 проповедей и 200 писем). Наряду с Василием Великим, Григорием Назианзиным и Афанасием он считается одним из величайших отцов ранней восточной церкви.