И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
|
Иисус говорит злодею на кресте, который попросил, чтобы Иисус вспомнил о нём, когда Иисус получит Своё царство, что он будет в раю с Иисусом в тот же день. Но разве Иисус не был в гробнице три дня? И разве Библия не учит, что Он отправился в Гадес между Своей смертью и воскресением? Разве Он не вознёсся в рай только после воскресения? Если это правда, то как Он мог дать такое обещание умирающему злодею?
Этот вопрос предполагает ответы на ряд вопросов. Первый из них заключается в том, где был Иисус между своей смертью и воскресением? Ясно, что Его тело находилось в гробнице. Вот почему во всех трёх Синоптических Евангелиях упоминается свидетель погребения (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55). Матфей добавляет историю о запечатывании гробницы (Мф. 27:62-65), давая нам знать, что до воскресения гробница оставалась закрытой с телом внутри. Однако это ничего не говорит о духе Иисуса. Когда Павел размышляет о смерти в Филиппийцам 1 или 2 Коринфянам 5, он говорит о своём непосредственном присутствии после смерти перед Христом (для Павла важно не быть на небесах, а быть с Иисусом, так что именно на этом он делает акцент). Он свидетельствует о христианской и позднееврейской вере в то, что дух или душа человека имеет сознательное существование где-то между смертью человека и его воскресением. Таким образом, то, о чём говорит Иисус, - это то, где должны были находиться Его дух и дух злодея.
Некоторые христианские традиции верят, что дух Иисуса находился в Гадесе (или аду) между Его смертью и воскресением. Эта идея основана на 1 Петра 3:19 (и, возможно, 1 Петра 4:6) и Ефесянам 4:4. Однако такое толкование не подтверждается этими текстами. В то время как в тексте Ефесянам 4:9 по версии KJV, по-видимому, говорится, что Иисус спустился в нижние области земли (что может быть Гадесом), в NIV мы читаем лучший перевод: “нижние, земные области”. То есть в этом отрывке говорится о сошествии Иисуса с небес на землю, о Его воплощении, а не о Его местонахождении после смерти. Отрывок из 1 Петра действительно говорит о чём-то, что произошло после казни Иисуса, но он не говорит нам (1) что это за духи, которые находятся в темнице, (2) где находится темница, (3) когда это событие произошло (кроме как после Его смерти) или (4) как это заняло много времени. Пусть здесь будет достаточно указать, что (1) на мой взгляд, духи - это не духовная часть мёртвых людей, а падшие ангелы из Бытия 6 (вопреки комментарию к Быт 6:4), (2) темница может быть расположена под землей, но есть также еврейский традиция, которая помещает её на второе небо, (3) событие могло произойти до Его воскресения или оно могло быть частью вознесения Иисуса, и (4) мы понятия не имеем, заняло ли это больше времени, чем одно трубное объявление о Его триумфе, которое могло занять минуту или меньше. Назначение какого-либо промежутка времени этому событию - чистая спекуляция. (Проповедь Евангелия ныне умершим, 1 Петра 4:6, вероятно, указывает не на действие Иисуса, а на проповедь Евангелия людям, которые уверовали, а затем умерли, но у которых всё ещё есть та же надежда, что и у живых христиан, которым пишет Пётр). Мой вывод таков что нет никаких оснований полагать, что Иисус действительно провёл сколько-нибудь значительное время в Гадесе, или аду, или где бы там ни была “темница”. Если это было до воскрешения, это не обязательно занимало много времени.
Второе из предположений состоит в том, что рай - это другое название небес, и Иисус не был на небесах до Своего вознесения. Первая часть этого предположения, вероятно, верна. Хотя "рай" на самом деле является персидским термином, принятым евреями для обозначения Сада из Бытия 2, в Новом Завете он означает нечто большее. Во 2 Коринфянам 12:2-4 это указывает на место, куда Павел был “вознесён”, также идентифицируемое как “третье небо” (которое является обителью Бога, первые два - это место птиц и место звезд). Это впечатление подтверждается Откровением 2:7. Таким образом, мы стоим на твёрдой почве в этой части предположения. Иисус обещает быть на небесах со злодеем в тот день.
Вторая часть этого предположения неверна. Единственный стих, который может указывать на то, что Иисус не был на небесах до воскресения, - это Иоанна 20:17, но там речь идёт о том, чтобы не держаться за Иисуса физически, потому что Он ещё не вознёсся к Отцу. Его физическое отсутствие на земле было необходимо для ниспослания Духа (Ин. 16:7). Теперь Он физически присутствует, и Мария не должна касаться Его, чтобы не дать Ему уйти. В этом отрывке ничего не говорится о том, где находился дух Иисуса между Его смертью и воскресением.
Таким образом, мой вывод заключается в том, что есть только один отрывок, который говорит нам, был ли Иисус на небесах в какой-то момент между Его смертью и воскресением, и это тот отрывок, который мы обсуждаем. Иисус обещал, что и Он, и злодей будут вместе в раю, то есть на небесах, в день Своей смерти (“день”, вероятно, означает “когда мы умрём”, а не точный еврейский или римский период времени, хотя все традиции относят их смерть к концу еврейского дня, в который они были распяты). Если Иисус был прав, Он, возможно, сделал провозглашение в “темнице” по пути (или это провозглашение могло произойти позже, при Его вознесении), но именно там Он, по-видимому, провёл большую часть времени между Своей смертью и воскресением. Если Он был прав, это также объясняет Его последние слова в Луки: “Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк. 23:46), поскольку Он направлялся к Своему Отцу после Его смерти. Его работа была завершена; Ему не нужно было делать никакой серьёзной работы между Его смертью и воскресением. Конечно, если Иисус был неправ, у нас есть только теологические предположения, на которые можно положиться в отношении того, где Иисус был в этот период времени, поскольку нет никакого способа проверить это утверждение, не исследуя само место. Что несомненно, так это то, что авторы Евангелия предполагают, что Он был прав в таких вопросах.
Когда Иисус даёт это обещание злодею, это делает больше, чем просто утешает умирающего и обещает ему награду за веру. Что Он делает, так это объявляет о завершение спасения. Спасение было завершено на кресте. Иисусу больше не нужно было сражаться в битвах. Сатана встретил своего соперника на кресте. Победитель, Иисус, мог отправиться на небеса и там ожидать воскресения, когда о Его триумфе станет известно всему миру.
См. также комментарий к 1-му посланию Петра 3:19.
Hard Sayings of the Bible
|