Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
|
Когда мы читаем Иоанна 14:6, это звучит как очень эксклюзивное утверждение. “Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня”. Означает ли это утверждение то, что, по-видимому, подразумевается, что никто не может быть спасён без Иисуса? А как насчёт тех, кто жил до Иисуса? Неужели они все прокляты? Этот стих кажется таким неуместным в нашем толерантном обществе, в котором мы научились уважать убеждения других.
Иоанна 14:6 - один из тех стихов, которые трудны не потому, что мы их не понимаем, а потому, что мы понимаем их слишком хорошо. Это центральный стих всего раздела, Иоанна 14:1-11. Он основано на вопросе Фомы в предыдущем стихе: “Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?” Иисус сказал Своим ученикам, что Он идёт в дом Своего Отца, чтобы приготовить для них место. Фома обеспокоен тем, как они доберутся туда, чтобы быть с Иисусом. Этот стих - ответ Иисуса. За этим следует обсуждение того, кто является Отцом.
В этом стихе Иисус говорит о Себе как о “пути, истине и жизни”. Акцент явно сделан на “пути”, поскольку именно этот вопрос задавал Фома. Иисус не показывает и не учит о пути; Он - путь в дом Отца. Он есть путь, конечно, потому что Он также есть истина (термин встречается двадцать один раз в Иоанна, начиная с отрывка о Логосе [Ин 1:14, 17]) и жизнь (встречается тридцать девять раз в Иоанна, начиная с Ин 1:4, но особенно важно в Ин 5:21-29 со ссылкой на воскрешение мёртвых). Концепция истины - это то, что приведёт нас к следующему разделу главы, поскольку именно то, что Он исполнен благодати и истины (Ин 1:14), связано с тем, что Он является полным откровением Отца на земле.
Почему Иоанн, который признаёт, что у него было гораздо больше материала, чем он включил в своё Евангелие, поместил этот материал в свою книгу? Во-первых, Иоанн включает в себя много дискуссий между Иисусом и иудеями. Вопрос в том, является ли Иисус исполнением ветхозаветных надежд или нет. Иисус в Евангелии последовательно указывает на то, что Он является этим исполнением и что Он заменяет еврейские выражения поклонения (например, Ин. 2:13-22, в котором именно Его тело является истинным храмом, и Ин. 4:21-26, в котором присутствие Мессии, Иисуса, делает как Иерусалим, так и Гаразим неуместен). Таким образом, Иоанн, несомненно, интерпретирует это высказывание как указание на то, что старые способы еврейского богослужения, какими бы хорошими они ни были (“спасение от евреев”), больше не годятся. В Иисусе наступила новая эра, и путь спасения и жизни лежит через Него.
Во-вторых, это Евангелие было написано в мире, где доминировали язычники. В том мире было много культов, предлагающих спасение, и много спасителей, связанных с этими культами. Также частью этого мира была идея о том, что не обязательно быть полностью преданным какому-то одному культу. Конечно, человек “поклонялся” римским божествам, поскольку это был его патриотический долг, подобно тому, как американцы чтят американский флаг. А ещё были божества своего города, торговой гильдии (если человек был ремесленником) и клана. Различные мистические религии и экзотические культы (многие из них с восточными корнями) были на вершине всего этого. В греко-римском мире существовало много “путей”, и хотя каждый выбирал то, что считал лучшим, он также старался сделать счастливыми всех божеств. Очевидно, что слова Иисуса в таком мире являются совершенно исключительными. Нет других путей к Отцу, нет другого источника реальной жизни, нет альтернативного источника истины. Иисус - воплощённый Логос. Таким образом, Он является окончательным откровением от Бога. Он - тот, кому Отец поручил воскресение мёртвых (см. Иоанна 11, а также Иоанна 5). Никто не приходит к Отцу, кто не приходит через Него, ибо Он есть путь.
Иоанн, безусловно, знает об этом исключительном притязании, поскольку оно в разных формах повторяется снова и снова в Евангелии. Также ясно, что Евангелие было написано для людей, которые ещё не верят, поскольку это чётко указано в заявлении автора о цели: “Но это написано, чтобы вы могли поверить [лучшие рукописи подразумевают "прийти к вере"], что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, вы могли иметь жизнь во имя Его” (Ин. 20:31). Эти люди, вероятно, не евреи, потому что в противном случае он не представил бы “евреев” в таком негативном свете. То, что Иоанн, по-видимому, делает, - это говорит своим читателям-язычникам, что ни один из их прежних способов жизни не годится. Иисус - это единственный путь.
Иисус Иоанна на самом деле может быть оскорбительным для нас, но это часть оскорбления классического христианства. Вера в то, что Иисус - это путь к Богу, также представлена в Деяниях 2 и 3 (для евреев) и Деяниях 17 (для язычников). В 1 Петра, обращённом к язычникам, утверждается, что весь мир предстанет перед Богом, чтобы быть судимым в соответствии с нормами, данными Иисусом (например, 1 Пет. 4). Автор Послания к Евреям не верит, что есть какое-либо спасение для тех, кто возвращается к иудаизму от Иисуса. Весь Новый Завет учит, что Иисус - это исключительный путь к Богу или вечной жизни (в нём используются различные термины для обозначения этих понятий).
Таким образом, вопрос не в том, нравится нам это утверждение или нет, а в том, верно оно или нет. Обычная дымовая завеса состоит в том, чтобы сказать: “А как насчёт тех, кто никогда не слышал об Иисусе?” Ответ на это двоякий: (1) в Новом Завете есть миссионерский императив свести к минимуму эту проблему (вот почему, например, Павел посвящает свою жизнь проповеди Иисуса там, где о Нём ещё не проповедовали) и (2) как Бог может решить открыть Себя или иметь дело с теми, у кого нет человеческого посланника, - это Его дело. Если мы знаем Божий характер, мы можем доверять Ему в том, что Он хорошо справится со Своими делами. Наша проблема в том, что мы действительно знаем об Иисусе и живём в культуре, в которой Иисус слишком хорошо известен. Более того, миссионерский императив ложится на плечи тех из нас, кто верит.
Если, таким образом, это утверждение верно, то следуют два вывода. Во-первых, мы обманываем самих себя, если думаем, что можем прийти к Богу любым другим путём, кроме как через Иисуса. Более того, никакой другой путь не дополнит Иисуса как путь. Во-вторых, если мы уже следуем за Иисусом, мы призваны, по словам Иоанна, быть свидетелями истины и жизни, найденных в Иисусе.
Hard Sayings of the Bible
|