Ибо нет другого имени под небом данного человекам которым надлежало бы нам спастись
|
Этот стих является кульминацией защиты Петра перед Синедрионом в Иерусалиме. Автор Деяний прямо заявляет, что Пётр был “исполнен Святого Духа”, когда он сделал это заявление (Деяния 4:8, выполняя обещание Лк. 12:11-12). Пётр утверждает, что “Иисус Христос из Назарета”, воскресший из мёртвых и достаточно могущественный, чтобы исцелить хромого нищего, является единственным носителем спасения для Израиля.
Первый вопрос, который необходимо рассмотреть, - это значение спасения. Спасение - это особый интерес автора Евангелия от Луки и Деяния Апостолов. Это может означать избавление от всего - от болезни до греха, от политического угнетения до божественного суда. Хромой человек в Деяниях 3-4 был спасён, получив исцеление, в то время как Захария говорит о спасении в терминах избавления от политических врагов Израиля (Лк. 1:71). В Деяниях 27:31 говорится о спасении от шторма на море как о спасении. Но ещё одна проблема заключается в том, чтобы избежать божественного суда (Деяния 2:21, 40). Это бегство не только является спасением, но и имеет положительную сторону, а именно: “да придут времена отрады от лица Господа” (Деяния 3:20). Это последнее значение доминирует в речах в Деяниях. Таким образом, хотя автор, безусловно, знает много значений для спасения (например, что Иисус - это тот, через кого приходит физическое исцеление), акцент в этом отрывке сделан на том, что, по его мнению, является наиболее значительным значением, спасением в его полном смысле: избавление от божественного суда и высвобождение благословений Бога. Этот тип спасения, утверждает он, приходит только через Иисуса Христа.
Знаменательно, что Пётр делает это заявление перед еврейскими лидерами. Их иудаизм не мог спасти их. Им нужно было одно “имя”, имя Иисуса. Этот тема исключительности спасения через Христа неоднократно повторяется в Деяниях, но, возможно, Павел наиболее резко противопоставляет её афино-греческой религии и философии, когда заявляет: “Итак, оставляя времена неведения Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа [Иисуса]” (Деяния 17:30-31). Другими словами, учение, содержащееся в Деяниях Апостолов (и в остальной части Нового Завета, если уж на то пошло), заключается в том, что есть только один способ избежать Божьего суда и получить благосклонность, и это через Иисуса. Эта исключительность является последовательным требованием ранней церкви.
Очевидно, что это учение противоречит духу нашего времени. Нам хотелось бы думать, что спасение также можно найти в Кришне, Будде или Мухаммеде или просто в вере в Бога без конкретной христианской веры. Эта позиция, какой бы популярной она ни была и какой бы терпимой она ни казалась, противоречит учению этого отрывка (и многих других в Новом Завете, таких как Ин. 14:6) и логически проблематична. Если библейское утверждение о том, что Бог послал Христа умереть за нас, в какой-то мере верно, и при условии, что сам Бог не был сбит с толку, то ни один из других существующих способов невозможен. Более того, если Бог послал Своего Сына на смерть, когда другие пути спасения уже существовали (например, через Будду или иудаизм) или должны были появиться, но не предполагали смерти (например, ислам), тогда Бог либо мазохист (из-за боли, которую это Ему причинили), либо садист. Другими словами, исключительность христианства коренится в логике веры, а также в учении Священного Писания. Это может быть оскорбительно для современного ума, но, подобно тому, как оскорбительно быть вынесенным на грязных, вонючих руках пожарного из горящего здания, это может быть необходимо. Крест всегда был скандалом.
Учитывая исключительную природу спасения, что имеет в виду Пётр, утверждая, что спасение заключается в “имени”? И снова мы возвращаемся к первой проповеди Петра, где он заявляет: “всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся” (Деяния 2:21). Пётр цитирует Иоиля 2:32, что в контексте Ветхого Завета означало призыв к Яхве (“Господь” - греческий термин, заменяющий “Яхве”, чтобы избежать произнесения божественного имени) для избавления (вместо призыва к Ваалу или какому-либо другому богу). “Имя” обозначает самого человека; но Пётр в Деяниях 2 не имеет в виду, что кто-то взывает к Яхве. Вместо этого в следующих нескольких стихах он утверждает, что Иисус из Назарета - это именно тот, кого Бог сделал “и Господом, и Христом” (Деяния 2:36), и поэтому именно к Нему следует обращаться с любым призывом о спасении. [Пётр может легко перейти от Яхве к Иисусу, потому что при чтении еврейских священных писаний Адонаи, “Господь”, традиционно заменялось на каждое место, где появлялись согласные для “Яхве”. Таким образом, в греческой версии Ветхого Завета согласные, обозначающие “Яхве”, были переведены Κύριος, “Господь”. Этот греческий термин используется каждый раз, когда Иисуса называют “Господом”. Таким образом, термин, используемый в Ветхом Завете, совпадает с тем, который церковь обычно использовала для обозначения Иисуса, что облегчает идентификацию этих двух понятий, тем более что, согласно евангельским историям, Бог назначил Иисуса Своим Помазанником или Христом (Лк. 2:11; 4:18; 9:20; Деяния 4:27; 10:38). Более того, в Псалме 109:1, любимом тексте новозаветной церкви, слово “Господь” употребляется в двух смыслах в одном стихе, создавая ветхозаветный прецедент для использования в Новом Завете]. Это также имеет значение в Деяниях 4:12. Мы обращаемся к Иисусу, называя Его по имени. Никакое другое имя не подходит, не в том смысле, что другое из имён Иисуса из Назарета было бы неуместным, а в том смысле, что обращение к любому другому человеку, религиозному лидеру или божеству не сработает. Это приведет нас не по тому адресу, к кому-то или чему-то, что не может спасти.
Поэтому в имени Иисус нет никакого мистического смысла. И не просто знать или использовать это имя - это не то, что задумано. Скорее, Пётр призывает к приверженности к личности, что и означает верование, или вера, в новозаветном смысле. Мы должны взывать к Нему в покаянии (что означает отказ от жизни, независимой от власти Христа) и обращаться к Нему в послушании как к Господу. Утверждение ”Иисус есть Господь“ (и, следовательно, господь или ”начальник" человека, делающего это заявление) было основным исповеданием ранней церкви (см., например, Деяния 17:7; Рим. 10:9-10). Эта приверженность этой личности, тому, кого зовут Иисус Христос, - это то, что принесёт спасение, будь то в более широком или узком смысле. Никакое другое обращение, никакое другое имя не подойдёт.
Смотрите также комментарий к Иоанна 14:6.
Hard Sayings of the Bible
|