Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
|
Это трудное высказывание в том смысле, что никто не может быть вполне уверен в том, что оно означает, особенно в отношении его контекста. Когда вопрос задаётся на греческом языке, часто можно определить по наличию той или иной частицы, является ли ожидаемый ответ "да" или "нет". Но в этом случае такой подсказки нет. Многие
комментаторы предполагают, что подразумеваемый здесь ответ - "нет", но, по крайней мере, по форме это совершенно открытый вопрос.
Лука — единственный Евангелист, который записал этот вопрос, и он помещает его в конце притчи о настойчивой вдове - вдове, которая отказалась принять "нет" в качестве ответа. Иисус рассказал эту притчу, говорит Лука, чтобы научить Своих учеников, что “должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). Но какое отношение эта цель имеет к тому, что Сын Человеческий найдёт веру на земле, когда Он придёт?
Вдова в притче проявила необычайно стойкую веру — не личную веру в несправедливого судью, к которому она приставала, пока он не удовлетворил её прошение, но веру в действенность настойчивой “молитвы”. Смысл этой истории, по-видимому, заключается в следующем: если даже бессовестный судья, который “не боялся Бога и не заботился о людях”, позаботился о том, чтобы вдова получила свои права, не ради того, чтобы увидеть, как свершается правосудие, а чтобы отдохнуть от её назойливости, насколько больше Бог, который не как этот несправедливый судья, а любящий Отец, выслушает мольбу Своих детей о защите! Они ищут оправдания, точно так же, как вдова настаивала на получении своих прав, которых кто-то пытался её лишить.
Затем возникает вопрос: “Когда придёт Сын Человеческий, найдет ли Он веру на земле?” Действительно, возможно, что только Лука связывает этот вопрос с притчей, и что в учении Иисуса у Него был какой-то другой контекст, который уже невозможно восстановить. Т.У. Мэнсон склонялся к мнению, что “Сын Человеческий” здесь не имеет своего особого значения - что смысл: “Мужчины и женщины должны иметь безоговорочную веру в то, что Бог защитит Свой избранный народ, что праведность восторжествует над злом. Но когда кто-то приходит и ищет такую веру — когда, например, я прихожу и ищу её, - можно ли её где-нибудь найти?” Ответ, подразумеваемый этой интерпретацией, отрицательный — предполагается, что люди в целом на самом деле не ожидают, что Бог защитит Своих избранников, и в глубине души они не желают торжества праведности над злом. [T. W. Manson, The Sayings of Jesus (1933; переиздание, Гранд-Рапидс, Мих.: Эрдманс, 1979), стр. 308.]
Но, возможно, нам следует взглянуть на более широкий контекст, чем эта притча. Пришествие Сына Человеческого является главной темой в предыдущем разделе Евангелия от Луки, в рассуждении Иисуса о “дне, когда откроется Сын Человеческий” (Лк. 17:22-37). Урок, который эта беседа преподала слушателям, заключается в том, что они должны быть начеку и быть готовыми к тому дню, когда он наступит. Когда это произойдёт, Бог отстоит Своё праведное дело, а вместе с ним и дело Своего народа, который доверяет Ему. Но они должны доверять Ему и не падать духом; они должны здесь и сейчас добросовестно продолжать порученную Им работу. (Это урок также из притчи о минах в Лк. 19:11-27.) Сын Человеческий, чьё откровение будет подобно молнии, освещающей “небо от края до края” (Лк. 17:24), сможет осмотреть землю, чтобы увидеть, есть ли на ней какая-либо вера, какой-либо “верный и мудрый управляющий”, которого Его учитель, когда Он пришедший найдёт преданно выполняющим своё служение (Лк. 12:42-44, RSV).
Таким образом, вопрос “Найдёт ли Он веру на земле?” остается открытым как по сути, так и по форме: его ответ зависит от верности тех, кто ждёт отчёта о своём управлении, когда Он призовёт к этому.
Hard Sayings of the Bible
|