Сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите.
|
Когда мы читаем историю о Вербном воскресении в Евангелии от Луки (или в Мк. 11:2), становится ясно, что ученики должны найти одно животное, ослёнка, а затем привести его Иисусу, чтобы Он поехал верхом. Однако, когда мы обращаемся к Матфею, мы читаем: “пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне” (Мф 21:2). Похоже, это не одно животное. Сколько там было животных и почему у Матфея их два, а у Луки - одно?
Во-первых, ясно, что мы правильно поняли Матфея. Текст не только говорит “приведите их” в Матфея 21:2, но также говорит “они надобны Господу” в Матфея 21:3. А в Матфея 21:7 говорится: “привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их”. Таким образом, в Евангелии от Матфея явно изображены два животных, на обоих из которых сидит Иисус.
Во-вторых, ясно, что в рассказах Луки и Марка текст последовательно говорит о нём, а не их. Обе истории повсюду указывают на то, что речь идет только об одном животном.
В-третьих, ясно, почему Матфей включает в себя ослицу, а также ослёнка. Только у Матфея есть цитата из Захарии 9:9:
Всё же сиё было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: «се Царь твой грядёт к тебе кроткий сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной»" (Мф. 21:4-5)
И ослица, и ослёнок упоминаются в тексте Захарии, поэтому Матфей включает этих двух животных, чтобы прояснить исполнение пророчества.
Когда мы спрашиваем, что произошло на самом деле, мы задаём вопрос, который не касался авторов Евангелия так сильно, как нас. Они уверены, что передали правильную интерпретацию события, которое их интересует больше, чем голые факты. Мы склонны интересоваться историей, поэтому пришли к следующему выводу.
С одной стороны, все три автора Евангелия согласны с тем, что Иисус ехал на ослёнке, поскольку они либо называют ослёнка (Матфей), либо указывают, что на животном ещё не ездили (Марк и Лука), что может иметь место с ослёнком, но вряд ли будет иметь место со взрослым ослом. С другой стороны, ясно, что Матфей позволяет пророческому отрывку влиять на его историю. В тексте Евангелия от Матфея говорится, что Иисус сидел на “них” (то есть на двух животных). Маловероятно, что Матфей хочет, чтобы мы воспринимали его буквально, ибо как один человек может сидеть на двух животных? Если бы Он попытался, то выглядел бы не как царь, даже скромный царь, а как клоун. Матфей подчеркивает исполнение пророчества тем, как он рассказывает историю, позволяя здравому смыслу своего читателя заполнить точную форму деталей.
Таким образом, возможны два ответа на наш вопрос. Одним из ответов было бы то, что Матфей упоминает ослицу, хотя её там не было, потому что ясно, что ослёнок был молодым ослом, и включение ослицы указывает на пророчество. Другой ответ состоял бы в том, что, учитывая, что ослёнок был достаточно молод, чтобы на нём не ездили верхом, ослица, по всей вероятности, была там с ним, возможно, всё ещё нянчась с ним время от времени. Если Марк и Лука знают об этом, то они не заинтересованы в этом факте. Что их интересует, так это тот факт, что Иисус на самом деле хотел оседлать ослёнка (возможно, демонстрируя покорность необъезженного животного истинному Хозяину). Если ослица шла следом, их это не касается. Матфей из-за своего интереса к пророчествам упоминает ослицу, даже если это делает историю более неловкой.
Какое бы объяснение вы ни приняли, важно не упускать из виду то, что делают три автора. Иисусу, у которого нет ездового животного, приходится одолжить животное, чтобы в последний раз предстать перед Иерусалимом. То, что непроверенное животное подчиняется Ему (Марк и Лука), и то, что пророчество исполнилось (Матфей), являются частью картины, которую рисует каждый автор. Тем не менее, основное внимание уделяется возгласам “Осанна” и провозглашению Иисуса “грядущим во имя Господа”, фразам, которые авторы явно интерпретируют как царское приветствие. Мы должны быть осторожны, чтобы не упустить царя в деталях Его окружения.
Hard Sayings of the Bible
|