Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
|
Это было изначально трудное для понимания изречение: как сообщает Иоанн, “многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60). Подразумевается, что они не только сочли это трудным для понимания, но и подозревали, что, если бы они это поняли, то сочли бы неприемлемым. NEB выражает другой нюанс в своём переводе: “Это больше, чем мы можем переварить! Зачем слушать такие разговоры?” Это подразумевает, что они думали, что Иисус несёт чушь, и что слушать это было пустой тратой времени; но, вероятно, Иоанн имеет в виду не это.
Кормление пяти тысяч человек - один из немногих случаев в служении Иисуса, зафиксированных всеми четырьмя евангелистами. Повествование от Марка 6:31-52 (включая продолжение, в котором Иисус пришёл к Своим ученикам по воде) в значительной степени воспроизводится в Матфея 14:13-33 и (без хождения по воде) в Луке 9:10-17. Иоанн рассказывает эту историю независимо (вместе с хождением по воде) в Иоанна 6:1-21.
В Синоптических Евангелиях у нас складывается впечатление, что в кормлении толпы было нечто большее, чем бросалось в глаза в то время или бросается в глаза читателю сегодня. Марк, в частности, ясно даёт понять, что кормление было предназначено для того, чтобы преподать ученикам урок, который они не смогли усвоить, и что Иисус был удивлён их непониманием. Когда Иисус присоединился к ним в лодке на обратном пути на другой берег Галилейского озера, и сильный встречный ветер, который так затруднял их продвижение, перестал дуть, тогда, говорит Марк, “и они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено” (Мк. 6:51-52). ”Сердце их было окаменено“ означает ”их умы были закрыты", как говорится в NEB: они были слишком тупы, чтобы усвоить урок, и урок, очевидно, имел какое-то отношение к личности их Учителя.
Но дальнейший смысл, который лежит под поверхностью синоптической записи, всплывает на поверхность Иоанном и подробно излагается. Он делает это в форме обращения, произнесённого Иисусом вскоре после этого в синагоге в Капернауме. Тема беседы - хлеб жизни. Было высказано предположение, что в тот субботний день одним из уроков Писания в синагоге был Исход 16:13-36 или Числа 11:4-9, в которых рассказывается о манне, хлебе с небес, которым израильтяне питались во время своих скитаний по пустыне. Во всяком случае, это тема, с которой начинается обращение.
Иисус говорит Своим слушателям, что манна, которую ели их предки в пустыне, не была пищей бессмертия: те, кто ел ее, тем не менее умирали — кто раньше, кто позже. Точно так же хлеб, которым Он недавно накормил толпу, был всего лишь материальным хлебом. Они хотели сделать Его своим лидером, потому что Он дал им этот хлеб, но на самом деле Он пришёл, чтобы дать им хлеб получше этого. Точно так же, как Он предложил самарянке у колодца Иакова лучшую воду, чем та, что была в колодце, вечно насыщающую воду жизни, так и теперь Он предлагает этим галилеянам лучший хлеб, чем те хлебы, которыми были накормлены пять тысяч человек, лучший хлеб даже, чем манна, которую ели их предки, “пищу, пребывающую в жизнь вечную” (Ин. 6:27). Манну можно было бы назвать хлебом с небес, даже хлебом Божьим; но истинный “хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру” (Ин. 6:33). И не только это, но у Бога есть один уполномоченный и сертифицированный агент, чтобы даровать этот животворящий хлеб - Сын Человеческий, сам Иисус. Пока всё хорошо; как самарянка, услышав о воде жизни, сказала: “господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды” (Ин. 4:15), так и теперь нынешние слушатели Иисуса говорят: “Господин, отныне давай нам этот хлеб.”
Это подготавливает почву для следующего шага. Иисус не только даёт хлеб жизни; Он сам есть хлеб жизни. Истинную жизнь, вечную жизнь, можно обрести только в Нём: “Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин. 6:35). Воистину, те, кто приходит к Нему с верой, не только найдут в Нём вечную поддержку и освежение для голода и жажды своих душ; они никогда не умрут. “Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин. 6:51).
Теперь урок действительно начинает быть трудным. Любой, у кого есть преимущество читать эти слова в контексте всего Евангелия от Иоанна, знает, в чём их смысл. Верить во Христа - значит не только верить тому, что Он говорит: это значит быть соединённым с Ним верой, участвовать в Его жизни. В какой-то степени Его слова о том, что Он отдал свою плоть за жизнь мира, совпадают с Марка 10:45, где Он говорит о Сыне Человеческом, пришедшем “отдать душу Свою для искупления многих”. На языке, на котором говорил Иисус, “Моя плоть” может быть другим способом сказать “Я Сам”: Он Сам есть хлеб, данный для жизни мира. Но изречение в Марка 10:45 не ссылается на Сына Человеческого как на пищу для душ “многих”; это дополнительный акцент, который оставляет синагогальное собрание в недоумении.
В устах людей, которые чувствовали себя не в своей тарелке, вопрос “как Он может дать нам есть Плоть Свою?” (Ин. 6:52) был естественным. Но это практика Иоанна, когда запись бесед Иисуса ведётся так, чтобы процитировать слова, которые имеют духовный смысл, а затем заставить слушателей показать своим ответом, что они не смогли уловить этот смысл; таким образом, Иисусу предоставляется возможность повторить Свои слова более полно. Итак, здесь Он повторяет Себя более полно в ответ на недоумение прихожан: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём” (Ин. 6:54-56).
Что Он мог иметь в виду? Очевидно, что Его высказывания не следует понимать буквально: Он не пропагандировал каннибализм. Но как это было воспринять? Они думали, что это было не только непонятно, но и оскорбительно. Для евреев питье любой крови, даже употребление в пищу мяса, из которого кровь не была полностью выкачана, было табу. Но пить человеческую кровь было идеей, о которой не следовало даже упоминать. Это было трудное высказывание во многих смыслах.
Иисус ответил на их протест, указав, что Его слова должны быть поняты духовно. “Дух даёт жизнь, плоть бесполезна” (Ин. 6:63, RSV). Физическое или буквальное значение этих слов было явно исключено. Но каков был духовный смысл?
Опять же, читатель этого Евангелия, рассматривающий эти слова в контексте всего произведения, имеет преимущество перед первыми слушателями, у которых не было такого пояснительного контекста. То, что мы имеем в странном языке Иисуса, - это мощная метафора, утверждающая, что доля в жизни Бога, вечная жизнь, даруется тем, кто с верой приходит к Иисусу, присваивает Его, вступает с Ним в союз. Давайте послушаем двух докторов церкви: Августина Гиппонского (конец четвертого века) и Бернарда Клервоского (двенадцатый век).
Это трудное для понимание изречение нельзя понимать буквально, говорит Августин, поскольку оно, по-видимому, предписывает преступление или порок: “Следовательно, это иллюстрация, призывающая нас участвовать в страданиях нашего Господа и тайно и с пользой хранить в наших сердцах тот факт, что Его плоть была распята и пронзена за нас.” [Августин “О христианском учении” 3.16.] В другом месте он подводит итог этому вопросу в эпиграмме: Crede et manducasti, “Веруй, и ты вкусишь”. [“Проповеди Августина на Иоанна” 26.1.]
Бернард объясняет слова “тот, кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, имеет вечную жизнь” как означающие “тот, кто размышляет о Моей смерти и по Моему примеру умерщвляет свои члены, которые находятся на земле, имеет вечную жизнь — другими словами, "Если вы страдаете со Мной, вы также будете царствовать со Мной". [“Любовь Божья” 4.11.]
Естественно возникает вопрос: какое отношение эти слова Иисуса имеют к служению Причастия, во время которого верующие получают хлеб и вино как знаки тела и крови Господних? Поскольку Иоанн, в отличие от других Евангелистов, не описывает учреждение Вечери Господней, можно сказать, что это рассуждение представляет собой его аналог их рассказам о том, что Иисус делал и говорил в горнице, когда раздавал Своим ученикам хлеб и чашу (см. комментарий к Мк. 14:22-24). В рассуждении от Иоанна 6 Иисус не делает прямой ссылки на Святое Причастие, но это рассуждение передаёт ту же истину в словах, что и Святое Причастие в действии. Эта истина кратко изложена в приглашении, обращенном к причастнику в Книге общей молитвы: “Возьми и съешь это в память о том, что Христос умер за тебя, и питайся Им в своём сердце верой с благодарением”. Питаться Христом в своём сердце по вере с благодарением - значит “есть плоть Сына Человеческого и пить Его кровь” и таким образом иметь вечную жизнь.
Hard Sayings of the Bible
|