Вместе с братом, сестрой и двумя друзьями Жан Кальвин бежал из католической Франции и направился в свободный город Страсбург. Это было летом 1536 года; Кальвин недавно перешёл в "евангельскую" веру и только что опубликовал "Институты христианской религии", в которых излагались его протестантские взгляды. Он был объявлен в розыск.
Группа остановилась на постоялом дворе в Женеве, и до местного церковного лидера Уильяма Фареля быстро дошла весть, что автор "Институтов" находится в городе. Фарель был в восторге. Он отчаянно нуждался в помощи, пытаясь организовать в городе новообразованную протестантскую церковь. Он бросился в трактир и умолял Кальвина, утверждая, что это Божья воля, чтобы он остался в городе.
Кальвин сказал, что останется только на одну ночь. Кроме того, он был учёным, а не пастором. Фарель, сбитый с толку и расстроенный, дал великую клятву, что Бог проклянет все исследования Кальвина, если он не останется в Женеве.
Кальвин, человек с нежной совестью, позже вспоминал об этом моменте: "Я чувствовал, как будто Бог с небес положил на меня Свою могучую руку, чтобы остановить меня на моём пути, — и я был так поражен ужасом, что не продолжил свой путь".
По сей день имя Кальвина ассоциируется, к добру и к худу, с городом Женева. А вера Кальвина в Божье избрание — это его богословское наследие церкви.
"Вся сумма благочестия"
Кальвин родился в 1509 году в Нуайоне, Франция. Его отец, юрист, планировал карьеру в церкви для своего сына, и к середине 1520-х годов Кальвин стал прекрасным учёным. Он прекрасно говорил по-латыни, превосходно разбирался в философии и получил право на интенсивное изучение теологии в Париже.
Однако внезапно отец передумал и решил, что Жан должен добиться величия в юриспруденции. Жан согласился, и следующие пять или шесть лет учился в Орлеанском университете, добиваясь отличия в предмете, который не любил. В эти годы он погрузился в ренессансный гуманизм. Он выучил греческий, много читал классиков и добавил Платона к уже знакомому ему Аристотелю. У него развился вкус к писательству, и к 22 годам он опубликовал комментарий к "Де Клеменции" Сенеки.
Затем известие об учении Лютера дошло до Франции, и его жизнь резко изменилась, хотя его собственный рассказ скрытен и туманен:
"Он [Бог] приручил к учению ум, слишком упрямый для своих лет — ибо я был сильно предан суевериям папства, что ничто меньшее не могло вытащить меня из таких глубин трясины. И вот этот простой вкус истинного благочестия, который я получил, воспламенил меня таким желанием прогрессировать, что я продолжал свои исследования более хладнокровно, хотя и не бросил их полностью".
Он стал известен как "лютеранин", и, когда начались гонения в Париже (куда он вернулся, чтобы преподавать), он искал убежища в Базеле. Там он написал первое издание книги, которая повлияла на западную историю не меньше, чем любая другая.
Институт христианской религии был задуман как элементарное пособие для тех, кто хотел узнать что-то о евангельской вере - "всю сумму благочестия и всё, что необходимо знать о спасительном учении". Кальвин позже писал: "Я трудился над этой задачей специально для наших французов, ибо я видел, что многие алчут и жаждут Христа, и всё же лишь очень немногие имели какое-либо реальное знание о Нём".
В "Институтах" Кальвин изложил свои взгляды на церковь, таинства, оправдание, христианскую свободу и политическое управление. Его уникальная и всеобъемлющая тема - Божий суверенитет. Он учил, что первородный грех искореняет в людях свободную волю. Только по инициативе Бога каждый может начать иметь веру и таким образом испытать уверенность в спасении.
В этом и последующих изданиях Кальвин развивал доктрины предопределения, или избрания. Что ещё более важно, он доказывал непогрешимость благодати — то есть благодать никогда не будет отнята у избранных. Это была пастырская попытка Кальвина утешить новых верующих. В средневековом католицизме верующие по-прежнему беспокоились о своей духовной судьбе и должны были совершать всё больше и больше добрых дел, чтобы гарантировать своё спасение. Кальвин учил, что как только верующий поймёт, что избран Христом для вечной жизни, ему никогда больше не придётся сомневаться в спасении: "Он обретёт непоколебимую надежду на окончательное упорство (как это называется), если он считает себя членом того, кто вне опасности отпасть".
После бегства из Франции, спасаясь от преследований, Кальвин поселился в Женеве по просьбе Фареля. Но всего через 18 месяцев он и Фарель были изгнаны из города за несогласие с городским советом. Кальвин снова отправился в Страсбург, где три года служил пастором и женился на Иделлете де Буре, вдове анабаптиста, которая привезла с собой двоих детей.
К 1541 году репутация Кальвина распространилась повсеместно: он написал ещё три книги и пересмотрел свои “Институты”. (Ещё больше редакций появилось в 1550 и 1559 годах, в итоге составив 80 глав.) Он стал близким другом таких ведущих реформаторов, как Мартин Бюсер и Филипп Меланхтон. Городские власти попросили его вернуться в Женеву, и он провёл остаток своей жизни, пытаясь помочь основать теократическое общество.
Кальвин считал, что церковь должна верно отражать принципы, изложенные в Священном Писании. В своих “Церковных постановлениях” он утверждал, что Новый Завет учит четырём чинам служения: пастырям, врачам, старейшинам и диаконам. Вокруг них и был организован город.
Пастыри проводили богослужения, проповедовали, совершали Таинства, заботились о духовном благополучии прихожан. В каждой из трех приходских церквей было проведено по две воскресные службы и урок катехизиса. Через день в будние дни служили службу — позже, каждый день. Вечеря Господня совершалась ежеквартально.
Врачи, или учителя, читали лекции на латыни по Ветхому и Новому Заветам обычно по понедельникам, средам и пятницам. Аудитория состояла в основном из старших школьников и священников, но присутствовать мог любой.
В каждом округе старейшины следили за духовными делами. Если они видели, что такой-то часто бывал пьян, или что мистер Икс бил свою жену, или что мистер Ка и миссис Зет слишком часто виделись, они братолюбиво увещевали их. Если такое поведение не прекращалось, они сообщали об этом в Консисторию, руководящий орган церкви, который вызывал преступника. Отлучение от церкви было последним средством и оставалось в силе до тех пор, пока преступник не раскается.
Наконец, социальное обеспечение находилось в ведении дьяконов. Это были члены правления больниц, руководители социального обеспечения и попечители богаделен. Дьяконы были настолько эффективны, что в Женеве не было нищих.
Система работала так хорошо в течение многих лет, что когда Джон Нокс посетил Женеву в 1554 году, он написал другу, что этот город "является самой совершенной школой Христа, которая когда-либо была на земле со времен апостолов".
Неофициальный авторитаризм
Кальвин, со своей стороны, проповедовал дважды в воскресенье и каждый день поочередно в течение нескольких недель. Когда он не проповедовал, он читал лекции как профессор Ветхого Завета три раза в неделю. Он регулярно занимал свое место в Консистории, которая собиралась каждый четверг. И он либо состоял в комитетах, либо постоянно спрашивал совета по вопросам, касающимся дьяконов.
Он ни в коей мере не был правителем или диктатором Женевы. Он был назначен городским советом и оплачен ими. Они могли в любой момент уволить его (как это было в 1538 году). Он был иностранцем в Женеве, даже не натурализованным гражданином, до самого конца своей жизни. У него был моральный авторитет, проистекающий из его веры в то, что, поскольку он провозглашал послание Библии, он был послом Бога, за которым стояла божественная власть. Как таковой, он был вовлечён во многое, что происходило в Женеве, от городской конституции до канализации и отопительных приборов.
Таким образом, его роль в печально известной казни Михаила Сервета в 1553 году не была официальной. Сервет бежал в Женеву, спасаясь от католических властей: он отрицал Троицу - богохульство, которое заслуживало смерти в 1500-х годах по всей Европе. Женевские власти терпели ересь не больше, чем католики, и с полного одобрения Кальвина они отправили Сервета на костёр.
Кальвин загнал себя за пределы своего тела. Когда он не мог пройти пару сотен ярдов до церкви, его несли на стуле проповедовать. Когда доктор запретил ему выходить на зимний воздух в лекционный зал, он собрал аудиторию в своей спальне и читал там лекции. Тем, кто хотел побудить его отдохнуть, он говорил: "Что? Неужели ты хочешь, чтобы Господь нашёл меня праздным, когда придёт?"
Его страдания усугублялись противостоянием, с которым он иногда сталкивался. Люди пытались заглушить его голос громким кашлем, пока он проповедовал; другие стреляли из ружей снаружи церкви. Люди натравляли на него собак. Были даже анонимные угрозы жизни.
Терпение Кальвина постепенно истощалось. Даже когда он был терпелив, он иногда был слишком несимпатичен. Он проявлял мало понимания, мало доброты и, конечно, мало юмора.
Кальвин окончательно выдохся в 1564 году. Но его влияние не изменилось. Вне церкви его идеи обвиняли и приписывали (в зависимости от вашей точки зрения) подъёму капитализма, индивидуализма и демократии. В церкви он оказал большое влияние на таких ведущих деятелей, как евангелист Джордж Уайтфилд и теолог Карл Барт, а также на целые движения, такие как пуританство.
Изо дня в день церковные организации с названиями "пресвитерианские" или "реформатские" (и даже некоторые баптистские группы) продолжают его наследие в поместных приходах по всему миру.
Категория: История |
Просмотров: 822 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |